Как преподавать детям искусство
Сидя перед экраном, дети слушали рассказ искусствоведа о том, как египтяне «ходили-ходили» по пустыне, пока наконец не нашли Нил — «божественное чудо». Как появился культ Нила, продвинутая система ирригации и высокие строительные технологии. Дети задают вопросы, то и дело вышибая лектора из колеи: «А почему на этой картине девушка голая? А почему в пустыне такие горы? А почему все египтяне были лысыми?» Лектор не сдается: «В искусстве голое тело — это нормально. Ветер собирает песок в барханы. Египтяне брились из соображений гигиены и красили глаза, чтобы защитить их от пыли». Иногда, правда, довольно неожиданно переключает регистр: «Неужели все по десять раз надо повторять? Вы вот тут хохочете, а сейчас пойдете рисовать и ни фига не вспомните, что я вам говорила!»
Пока мы осознавали, как эта интонация, до боли знакомая всем выпускникам советских школ, попала в музей современного искусства, детей отпустили на перерыв. Они поиграли в «мышки и шишки» (это когда кому-то одному обязательно не хватает стула), после чего перешли к обещанному рисованию. Рисовать — не лекцию слушать, и дело пошло пободрее. «Человеческая голова по форме напоминает яйцо», — сказала преподаватель и усадила всех изображать голову фараона с подписью на древнеегипетском языке.
Надо признаться, мы рассчитывали увидеть нечто менее традиционное и уж точно не ожидали, что детям понравится такой стиль. Но оказалось, что ни учительские манеры лектора, ни игры в «мышку» их не смутили. Даже наоборот.
Пока дети трудились над головой фараона, мы решили спросить Игоря Маркина, зачем ему детская школа искусствоведения и какой она должна быть. Если занятия проходят среди лучших произведений современных художников, это хорошо действует на детей и одновременно оживляет музейную жизнь, рассказывает он: «Не думаю, что они его понимают и оценивают, но на подсознании все это наверняка остается».
Игорь Маркин давно хотел устроить занятия для детей, и среди сегодняшних посетителей были два его сына. Непосредственной организацией школы занималась его коллега Марина Добровинская: она пригласила художника для занятий, а среди искусствоведов выбрала ту, которая умеет говорить простыми словами. Теперь Игорь хочет как можно скорее решить следующую нетривиальную задачу: найти человека, который будет не только знать предмет, но и понимать, как вести себя с детьми. «Мне не хотелось бы, чтобы это был еще один урок в школе», — говорит он и предлагает позвать в качестве педагога Олега Кулика. Обещает еще подумать.