/ Москва

Как преподавать детям искусство

В музее современного искусства Art4.ru открылись курсы искусствоведения для детей. Мы попали на занятие по Древнему Египту и обсудили с Игорем Маркиным, каким должен быть детский искусствовед, чтобы не напоминать школьного учителя

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Сидя перед экраном, дети слушали рассказ искусствоведа о том, как египтяне «ходили-ходили» по пустыне, пока наконец не нашли Нил — «божественное чудо». Как появился культ Нила, продвинутая система  ирригации и высокие строительные технологии. Дети задают вопросы, то и дело вышибая лектора из колеи: «А почему на этой картине девушка голая? А почему в пустыне такие горы? А почему все египтяне были лысыми?» Лектор не сдается: «В искусстве голое тело — это нормально. Ветер собирает песок в барханы. Египтяне брились из соображений гигиены и красили глаза, чтобы защитить их от пыли». Иногда, правда, довольно неожиданно переключает регистр: «Неужели все по десять раз надо повторять? Вы вот тут хохочете, а сейчас пойдете рисовать и ни фига не вспомните, что я вам говорила!»

Пока мы осознавали, как эта интонация, до боли знакомая всем выпускникам советских школ, попала в музей современного искусства, детей отпустили на перерыв. Они поиграли в «мышки и шишки» (это когда кому-то одному обязательно не хватает стула), после чего перешли к обещанному рисованию. Рисовать — не лекцию слушать, и дело пошло пободрее. «Человеческая голова по форме напоминает яйцо», — сказала преподаватель и усадила всех изображать голову фараона с подписью на древнеегипетском языке.

Надо признаться, мы рассчитывали увидеть нечто менее традиционное и уж точно не ожидали, что детям понравится такой стиль. Но оказалось, что ни учительские манеры лектора, ни игры в «мышку» их не смутили. Даже наоборот.

Пока дети трудились над головой фараона, мы решили спросить Игоря Маркина, зачем ему детская школа искусствоведения и какой она должна быть. Если занятия проходят среди лучших произведений современных художников, это хорошо действует на детей и одновременно оживляет музейную жизнь, рассказывает он: «Не думаю, что они его понимают и оценивают, но на подсознании все это наверняка остается».

Игорь Маркин давно хотел устроить занятия для детей, и среди сегодняшних посетителей были два его сына. Непосредственной организацией школы занималась его коллега Марина Добровинская: она пригласила художника для занятий, а среди искусствоведов выбрала ту, которая умеет говорить простыми словами. Теперь Игорь хочет как можно скорее решить следующую нетривиальную задачу: найти человека, который будет не только знать предмет, но и понимать, как вести себя с детьми. «Мне не хотелось бы, чтобы это был еще один урок в школе», — говорит он и предлагает позвать в качестве педагога Олега Кулика. Обещает еще подумать.

Комментировать Всего 17 комментариев
Игорь, интересный проект! Поздравляю! Удачи:-)

Я сама преподаю детям этикет и французский (в моей не классической манере преподавания)))). Но больше всего меня удивил интерес детей к такому "недетскому" предмету. Сначала сильно волновалась, ведь детям я никогда не преподавала, а теперь получаю истинное удовольствие!

может попробуете историю искусств преподать у нас?

Игорь, история искусств не мой конек, но программу детских лекций создать могу. Идея меня очень захватила, честно говоря. С удовольствием готова попробовать.

Ай-ай-ай, Игорь, раззадорили, а теперь храните молчание))))

Какая отличная затея! Желаю отыскать правильного человека. 

Вы вот тут хохочете, а сейчас пойдете рисовать и ни фига не вспомните

У меня есть, что добавить по поводу стиля преподавания, но я лучше ничего не буду говорить, а приглашу кого-нибудь из редакции заснять как проходит лекция в Метрополитен Музее у Наташи Шлессинджер, с которой мы сотрудничаем. 

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

О, давайте! А интересно, она историю искусств читает или теорию?

Наташа, она рассказывает детям об искусстве в игровой форме. ;-)

Понятно. Просто в случае Игоря Маркина задача осложняется тем, что выбрана история искусств. Для которой нужно много разной информации, не связанной с искусством непосредственно. И именно в этом месте пока получается по-школьному. Я уверена, что хорошие интерактивные занятия по истории искусства тоже бывают, но это явно сложнее, чем просто занятия искусством.

Игорь, а как насчёт призыва к художникам творить "искусство  для детей"?

Не для энергичных или усталых "искушённых ценителей", а только для детей!

Развивая эту идею, можно сделать отдельную выставку искусства для стариков,

для юношей и т.д.

отличная идея

я бы сделал такую выставку

Чудесно, давай обсудим при встрече.

Анна Качуровская пригласила меня читать лекцию для "Сноба", в Москве,

15-го ноября.

В текст вкралась небольшая ошибка.Организацией детских курсов занимается Марина Добровинская, а не Дубовицкая. Могу только сказать, что она очень умело подбирает лекторов – во всяком случае на курсах для взрослых при Philips, которые она также возглавляет.

Наталья, спасибо огромное! Сейчас исправим.

А как записаться в эту школу? 

Нужно позвонить по телефону:+7903 514 32 50

На всякий случай, вот ссылка на страничку курсов на сайте музея:

http://www.art4.ru/ru/news/news_detail.php?ID=7411&block_id=28

Там внизу есть контактная информация

Вообще-то туда можно без записи попасть - Игорь Маркин говорил, что по четвергам как раз есть несколько мест.

Ася Чачко Комментарий удален