Галина Тюнина: Почему из театров уходят актеры и почему они непременно туда вернутся
В театре то, что ты видишь сегодня, ты больше не увидишь никогда. И как раз это ощущение неповторимости, которого, например, нет в кино, действует абсолютно магически. То, что происходит на сцене, ни скачать, ни купить невозможно. Все, что сегодня ты не увидел, ты не увидишь никогда. И вот этот эксклюзивный момент ручной работы наверняка будет опорой в самые трудные минуты нашей жизни.
Сейчас есть тенденция: окончив институт, актеры предпочитают не работать в театре. Во-первых, тяжело. Во-вторых, не приносит денег. В-третьих, как считают многие, театр — это кабала, цепи, оковы. Поэтому люди предпочитают свободное плавание вне театра.
И это можно понять: например, сниматься в кино легче, чем работать в театре, особенно в том кино, которое существует сейчас. Я не говорю о большом настоящем кино, которое так же, как театр, требует огромного количества времени и глубочайшего погружения. На том уровне, на котором сейчас снимается кино, это можно делать одной ногой, одной рукой — в общем, достаточно легко. Тогда как в театре нужно проводить каждый день. И каждый день нужно начинать с нуля, потому что в театре нет былых заслуг: то, что вчера было хорошо, сегодня надо начинать сначала. Театр — это бой, который каждый день начинается заново. И может быть, от слабости, может быть, от страха людям кажется, что это непосильная ноша для них, они перестают видеть смысл в этом ежедневном «закатывании камня в гору». Тогда как в кино ты один раз снялся, у тебя что-то получилось, и это уже зафиксировано, отпечатано, и не нужно заново что-то преодолевать и находить в себе. И в этом смысле кино, конечно, проще. Тем более когда тебе 20 лет и тебе хочется всего достичь быстрее. Другое дело, что ты еще не понимаешь всех законов жизни, не понимаешь, что и в 30, и в 40 лет тебе захочется, чтобы все получалось легче и полнее, но базы для этого уже не будет.
К тому же сейчас появилось множество искушений: огромное количество съемок, и у актера есть возможность получить известность и заработать. Сейчас вопрос заработка первоочередной, он становится каким-то глобальным. Хотя мне кажется, что он надуманный и очень преувеличенный. Я не верю, что все изменилось до такой степени, что сегодня люди никак не могут прожить на небольшую зарплату. Я думаю о том, как жили наши родители. Никогда в жизни я не слышала, например, от своих родителей, что все, что они делают, они делают только для того, чтобы заработать лишние пять рублей. Деньги у нас в семье всегда считались презренным металлом, а разговоры об этом были неприличны. И копилки уничтожались. Я помню, как мой папа издевался надо мной, как только видел какую-то попытку копить мелочь. И до сих пор это ощущение копилки у меня связано с чем-то недостойным. А сейчас это нормально, все как-то с уважением говорят о деньгах. Я думаю, это все ложное. В какой-то момент пена сойдет, и все поймут, что, хотя сейчас без подобных разговоров никак, но все это обман и иллюзия. В отличие от театра.