Мария Генкина так много рассказывала о своем учителе, что я поехала во Львов, чтобы встретиться с ним и поговорить.

Борису Орачу скоро исполнится 90 лет, и 60 из них он преподает математику. Его ученики с первого выпуска 1953 года рассредоточились по всему миру, завели детей, внуков, сделали карьеру и состарились. Но они по-прежнему звонят и приезжают во Львов, чтобы его навестить.

Что можно услышать от человека, который за 60 лет наверняка уже все понял про педагогику? Ответ был для меня неожиданным: учитель практически никак не может изменить ребенка, которому его качества достаются от рождения.

Борис Орач: Когда я начинал работать, я верил во всемогущество педагогики. У меня почти все силы и время уходили на воспитательную работу: я возил детей на экскурсии по Львову, мы ездили в Киев, исходили вдоль и поперек Карпаты. А потом было страшное разочарование, даже потрясение.

Была у меня одна семья. Он кадровый офицер, политрук, жена не работала и воспитывала дочь. Она приходила на все собрания, слушала мои лекции и все записывала. А дочка — отвратительное существо! Лживая, ленивая. «В чем дело? — она плачет. — Что я делаю не так? Я же выполняю все ваши указания!»

В другой раз мне попалась, наоборот, идеальная ученица — активная, умная, деликатная. Я к матери: поделитесь, говорю, своим опытом. «Да какой у меня опыт? О чем вы говорите? Муж — пьяница, без конца издевается, выгоняет нас из дома».

А часто и в одной семье бывают совсем разные дети: один идеальный, а второй — подонок.

В итоге я пришел к выводу, что, когда ребенок рождается на свет, все запрограммировано: и его способности, и его характер. Все, что может педагогика, — это 30% становления личности в лучшем случае, а остальные 70% уже заложены в человеке. Он от природы добр и от природы жесток.

Если ты родился с призванием к педагогике, остальное — дело техники. Я выработал для себя несколько правил. Первое — учитель должен обладать теми же качествами, которые он хочет привить ученикам. За 60 лет работы в школе я ни разу не опоздал на урок. Мне казалось, что, если я хоть раз опоздаю и потом буду ругать за опоздание своего ученика, он скажет: «А вы тоже опоздали». И все! А так я имел моральное право. Выходил намного раньше по времени — автобус ходил раз в полтора часа. Если ты хочешь, чтобы ученики занимались физической закалкой, ты сам должен ей заниматься. Я закалил себя до того, что при 20 градусах мороза на улице бегал в одних шортах. И, конечно, имел право требовать от учеников заниматься спортом. А если была контрольная работа, то на следующем уроке я должен был сделать анализ результатов. Если бы раз пришел и сказал: «Я не успел проверить», то ученик сказал бы: «А я не успел выполнить ваши задания».

Второе правило — не рассказывать, а тренировать. Я все уроки давал без конспектов и действовал эффектно, как артист. Все были в восторге. Но вот провожу первую контрольную работу в выпускном классе в 1953 году, и большинство пишет на двойку. Я в ужасе — ведь на уроках они все понимали! Тогда я осознал: понимать — это еще не знать. Все равно, что я скажу: «Ребята, я вам покажу, как надо плавать стилем брасс. Движения такие-то. Вы поняли? Плывите». Так же в математике. Тогда я стал просить сначала задавать вопросы, а потом уже записывать по памяти.

Главная моя идея — нужно не просто решать задачи, а знакомить учеников с методами и подходами к разным типам задач, наиболее рациональными. Я беру сложные задачи, одинаковые по содержанию, и ищу общее наиболее рациональное решение, оптимальное. Начальство ко мне не придиралось, потому что был результат.

Когда-то считали вручную, а сейчас мы можем пользоваться калькулятором. И это очень хорошо: лучше пусть механическую работу делает механизм — она занимает много времени, но ничего не развивает. Развитие логического мышления не обязательно достигается через устный счет. Это решение задач по математике, поиск доказательств теорем.

И третье правило — когда ты объясняешь материал, то только 5% твоего внимания должно быть уделено самому объяснению материала. А 95% — тому, чтобы видеть каждого ученика. Каждого! И заметить, кто отвлекается и не слушает. Это не вопрос дисциплины — у меня никогда не было с ней проблем. Говорят, что можно коня привести к воде, но пить его нельзя заставить. Так же и заставить учиться нельзя.