Наталья Конрадова /

Педагогика — бесполезная наука

Учитель математики рассказал, что он понял за 60 лет работы

+T -
Поделиться:

Мария Генкина так много рассказывала о своем учителе, что я поехала во Львов, чтобы встретиться с ним и поговорить.

Борису Орачу скоро исполнится 90 лет, и 60 из них он преподает математику. Его ученики с первого выпуска 1953 года рассредоточились по всему миру, завели детей, внуков, сделали карьеру и состарились. Но они по-прежнему звонят и приезжают во Львов, чтобы его навестить.

Что можно услышать от человека, который за 60 лет наверняка уже все понял про педагогику? Ответ был для меня неожиданным: учитель практически никак не может изменить ребенка, которому его качества достаются от рождения.

Борис Орач: Когда я начинал работать, я верил во всемогущество педагогики. У меня почти все силы и время уходили на воспитательную работу: я возил детей на экскурсии по Львову, мы ездили в Киев, исходили вдоль и поперек Карпаты. А потом было страшное разочарование, даже потрясение.

Была у меня одна семья. Он кадровый офицер, политрук, жена не работала и воспитывала дочь. Она приходила на все собрания, слушала мои лекции и все записывала. А дочка — отвратительное существо! Лживая, ленивая. «В чем дело? — она плачет. — Что я делаю не так? Я же выполняю все ваши указания!»

В другой раз мне попалась, наоборот, идеальная ученица — активная, умная, деликатная. Я к матери: поделитесь, говорю, своим опытом. «Да какой у меня опыт? О чем вы говорите? Муж — пьяница, без конца издевается, выгоняет нас из дома».

А часто и в одной семье бывают совсем разные дети: один идеальный, а второй — подонок.

В итоге я пришел к выводу, что, когда ребенок рождается на свет, все запрограммировано: и его способности, и его характер. Все, что может педагогика, — это 30% становления личности в лучшем случае, а остальные 70% уже заложены в человеке. Он от природы добр и от природы жесток.

Если ты родился с призванием к педагогике, остальное — дело техники. Я выработал для себя несколько правил. Первое — учитель должен обладать теми же качествами, которые он хочет привить ученикам. За 60 лет работы в школе я ни разу не опоздал на урок. Мне казалось, что, если я хоть раз опоздаю и потом буду ругать за опоздание своего ученика, он скажет: «А вы тоже опоздали». И все! А так я имел моральное право. Выходил намного раньше по времени — автобус ходил раз в полтора часа. Если ты хочешь, чтобы ученики занимались физической закалкой, ты сам должен ей заниматься. Я закалил себя до того, что при 20 градусах мороза на улице бегал в одних шортах. И, конечно, имел право требовать от учеников заниматься спортом. А если была контрольная работа, то на следующем уроке я должен был сделать анализ результатов. Если бы раз пришел и сказал: «Я не успел проверить», то ученик сказал бы: «А я не успел выполнить ваши задания».

Второе правило — не рассказывать, а тренировать. Я все уроки давал без конспектов и действовал эффектно, как артист. Все были в восторге. Но вот провожу первую контрольную работу в выпускном классе в 1953 году, и большинство пишет на двойку. Я в ужасе — ведь на уроках они все понимали! Тогда я осознал: понимать — это еще не знать. Все равно, что я скажу: «Ребята, я вам покажу, как надо плавать стилем брасс. Движения такие-то. Вы поняли? Плывите». Так же в математике. Тогда я стал просить сначала задавать вопросы, а потом уже записывать по памяти.

Главная моя идея — нужно не просто решать задачи, а знакомить учеников с методами и подходами к разным типам задач, наиболее рациональными. Я беру сложные задачи, одинаковые по содержанию, и ищу общее наиболее рациональное решение, оптимальное. Начальство ко мне не придиралось, потому что был результат.

Когда-то считали вручную, а сейчас мы можем пользоваться калькулятором. И это очень хорошо: лучше пусть механическую работу делает механизм — она занимает много времени, но ничего не развивает. Развитие логического мышления не обязательно достигается через устный счет. Это решение задач по математике, поиск доказательств теорем.

И третье правило — когда ты объясняешь материал, то только 5% твоего внимания должно быть уделено самому объяснению материала. А 95% — тому, чтобы видеть каждого ученика. Каждого! И заметить, кто отвлекается и не слушает. Это не вопрос дисциплины — у меня никогда не было с ней проблем. Говорят, что можно коня привести к воде, но пить его нельзя заставить. Так же и заставить учиться нельзя.

Теги: дети
Комментировать Всего 66 комментариев

Мария Генкина Комментарий удален

Я рада, что этот разговор состоялся, потому что Борис Григорьевич (или Боба, как называли его все его многочисленные выпускники, живущие теперь по всему свету) уникален.

Но мне было немного грустно услышать его разочарование от преподавательской деятельности. И не могу с ним согласиться, что педагогика так мало влияет на человека. Я верю в то, что родители и воспитание играют в становлении человека очень большую роль. Но это касается именно раннего воспитания и раннего образования — очень вероятно, что в том возрасте, в котором с детьми сталкивался Борис Григорьевич, исправить уже ничего нельзя (он преподавал в старшей школе). Но от того, как с ребенком говорят родители и преподаватели в детском саду, очень многое зависит.

В школьные годы мы не относились к Борису Григорьевичу как к другу — он был пенсионного возраста, говорил с сильным акцентом, носил смешные старомодные галстуки, разговаривал афоризмами, а самое главное — предъявлял высокие требования. Он заставлял нас бегать по утрам (за весь класс приходилось отдуваться мне, так как мы жили по соседству и он знал, была ли я с утра на стадионе), зимой на неделю уезжал в Ленинград принимать участие в пробеге по «дороге жизни», а когда класс поехал на зимние каникулы в Ленинград, обязал нас возложить цветы у могилы Леонарда Эйлера. Он был человеком другого мира. Нам он казался эксцентричным, но сейчас, по прошествии почти 20 лет, я понимаю, насколько он интересный и разнообразный человек.

Все, о чем он рассказывает Наташе, так и было. У нас были парты с лампочками, и периодически он проводил опросы — наши ответы загорались у него, и он их видел (за это оценки не ставили, но ошибиться никто не хотел). Тетрадки собирались с самого утра, чтобы уменьшить вероятность списывания домашнего задания еще до начала уроков. Пятерки просто так не ставили, и чтобы улучшить оценки, можно было решать дополнительные задачи. Я как-то всю поездку в Болгарию решала задачки из Сканави к ужасу моих друзей. В начале года он любил для затравки написать на доске теорему Ферма и пообещать пятерку тому, кто решит. Класс бурлил, обсуждал! Он часто просил нас найти свое доказательство теорем (в своей книжке он пишет, что у него есть 10 доказательств теоремы про 3 перпендикуляра, предложенных его учениками). Мне кажется, что самое важное, в чем преуспел Борис Григорьевич за годы своей карьеры, — он не был равнодушным, что как раз и отличает просто хорошего учителя от прекрасного.

Я еще хочу упомянуть о том, что после выхода на пенсию он написал две книги по методике преподавания математики (вторая сейчас готовится к выходу). Обе книги он написал на украинском языке. С моей точки зрения, это интереснейшее пособие для преподавателей математики. Если сноб читают российские издатели и возникнет интерес к русскоязычному изданию - пожалуйста обращайтесь ко мне и я помогу Вам связаться с Борисом Григорьевичем.

Я согласен с Борисом Григорьевичем. Изменить можно лишь отчасти, а вот основа закладывается при рождении. Насильно не научить, можно приучить, а вот своим примером самое правильное!!!

Если Тебе необходимо чему-то научиться, то Ты все сделаешь, чтобы получить это.

Я думаю, что педагог может все, что от Него требуется.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Я еще молод, чтобы судить о детях, но уже некий опыт преподавания есть. И в школе, и индивидуально.

Согласен, что школа не может воспитать ребенка. Учитель может лишь дать направление, указать пути, помочь в трудных ситуациях. Но в тоже время, я считаю, что не 70% закладывается при рождении, в генотип, т.е. характер предопределен еще когда он находится в утробе матери.

Многое лежит в основе воспитания родителями. И это наверное самое важное. Сколько они в них вкладывают, сколько уделяют внимания, и какой пример показывают. 

Человек рождается с неким гибким стержнем и влажной глиной на него налепленной, и уже после, сначала родители начинают укреплять этот стержень и придавать форму, а потом уже и жизнь.

Есть конечно, как вы и написали, исключительные случаи, как вот та девочка из неблагополучной семьи. Или как говорится, в семье не без уродов.

А Вам, уважаемый Борис Георгиевич низкий поклон! Столько лет стоять на стези педагога, вырастить десяток поколений - это подвиг! 

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская, Мария Генкина

Это очень приятно. Спасибо большое.

Наталья и Мария, большое спасибо за организацию встречи с таким необыкновенным, уникальным Человеком и Учителем !

Насчёт роли педагогики я с ним, пожалуй, полностью соглашусь: педагогика может далеко не всё. Думаю, что краеугольным камнем любого педагогического подхода следовало бы избрать медицинский принцип: НЕ НАВРЕДИ !

Что же касается соотношения внутреннего и внешнего в каждом отдельно взятом человеке, то тут, на мой взгляд, Борис Григорьевич как-то уж чересчур фаталистичен ... Ну, не 70% предопределено, а в лучшем случае "фифти-фифти" ... 

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Liliana Loss

Евгений, спасибо! Я надеюсь, что Борис Григорьевич сегодня ближе к вечеру подключится и ответит про проценты. Но уже сразу могу сказать про принцип "не навреди" - он об этом много рассуждал. Главное, говорит, распознать в ребенке то, что заложено. Ссылался на американские исследования, которые когда-нибудь позволят диагностировать характер и предрасположенность в раннем возрасте.

"Ссылался на американские исследования, которые когда-нибудь позволят диагностировать характер и предрасположенность в раннем возрасте."

Очень скептически отношусь к такого рода "исследованиям", Наталья ! У Шендеровича есть на сей счёт хороший "шендеризм": "Пытался возглавить Броуновское движение" ... Развитие индивидуума - это типичный случайный процесс с сугубо индивидуальной функцией распределения, "предсказать" его на основе "общих рецептов" никак нельзя (я уж не говорю о "возглавить") ...

Если Борис Григорьевич подключится - будет здорово !

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Могут быть разные мнения. В одной семье бывают такие разные дети! Как это происходит, мы не сможем сказать, но у меня тысяча примеров. Я сделал такой вывод не только из моего опыта, но и из изучения биографии многих известных людей.

Если человек имеет доброе начало, мы можем это усовершенствовать. А если он от природы агрессивен, то мы можем кое-что поправить, но добрым он не станет никогда. Пожалуй, мы можем только поставить его в такие условия, что он не сможет реализовать свою агрессию.

Борис Григорьевич, огромное спасибо за Ваш отклик !

Думаю, Ваш опыт за 60 лет профессиональной деятельности просто уникален во всём мире. Но вот что касается "знаменитых людей", то, на мой взгляд, с точки зрения статистики - это выборка, содержащая отчётливую систематическую погрешность. Ведь сам процесс "становления знаменитым" - тоже случайный ! Однако же те, кто всё-таки пробивается в "знаменитые" - это люди очень определённого склада: с феноменальной целеустремлённостью, с одной стороны - но и с непомерным честолюбием, с другой. Очень часто честолюбие забивает все остальные человеческие качества - и вынуждает на сделки с совестью, апеллирует к самым низменным инстинктам ...

С другой стороны, люди поистине выдающиеся, опережающие своё время на десятилетия, очень часто остаются недопонятыми - или даже вовсе напрочь пропадают из поля зрения. Восстановлением доброго имени одного такого учёного - физико-химика - я сейчас вплотную занимаюсь. Вы можете себе представить, чтобы человек с дипломом Йельского университета, защитивший в том же самом Йеле диссертацию, автор и соавтор доброй дюжины работ в широко читаемых журналах - ушёл (или же был выперт - покамест я не разобрался ещё) из науки и всю свою жизнь проработал Вашим коллегой - учителем математики в сельском колледже в Калифорнии ? При этом он успел ещё на минуточку по-настоящему заложить основы термодинамики как науки, математически вывел знаменитую логарифмическую формулу энтропии Людвига Больцмана (которую Больцман в своё время гениально угадал) - и, помимо всего прочего, походя объяснил, что такое Время, Энтропия, почему практически все процессы, известные в Природе, основаны на теории вероятности итд итп ... И вот сейчас я по всей Америке ищу хотя бы его фото - безуспешно ... Сохранилась вроде бы лишь одна групповая фотография, сделанная в 1917 году, где никак не разобрать его лицо ...

А пытаться предугадать свою личную судьбу люди начали, наверное, с тех самых пор, когда появились на нашей планете. Самая древняя книга на Земле, китайская Книга Перемен, И-Цзин, посвящена именно этой проблеме ... А воз и ныне там ...

Но что педагогика - наука весьма и весьма ограниченная - и по сути дела вплотную прилегает к искусству - в этом я с Вами полностью согласен !

Эту реплику поддерживают: Анна Скрябина

Евгений, потрясающая история. А как зовут этого математика?

Его звали George Augustus Linhart (1885-1951), он из чешских немцев, ребёнком переехал в США ...

Спасибо! Вряд ли я найду про него что-то, раз он был забыт, но буду ждать Ваших рассказов о том, что удалось раскопать.

Наталья, о нём уже можно кое-что найти в Интернете (но это покуда только то, что я сам и накопал). У меня есть чёткий план: я сначала опубликую все материалы в специализированной печати, а потом засяду за популярный рассказ о нём, который обязательно хотел бы опубликовать и на СНОБЕ, по-русски ... В итоге я намерен написать о нём книгу ...

Отличный план! Буду ждать книги, а пока почитаю, что есть.

Таких учителей, как Борис Орач, в мои школьные годы называли Мировой!!! я тоже до сих пор помню свою первую Классную руководительницу и по совместительству учительницу английского языка Людмилу Ивановну.Она не требовала, она просто рассказывала, показывала и объясняла, она просто любила всех нас и жила с нами на одной волне, сплатила весь класс и даже всех родителей! Были одной семьей! Когда в пятом классе она уезжала навсегда в Киев с мужем ( он был военный), мы все пришли на вокзал, пели песни на английском для нее, а потом все плакали и прижимались к этой чудесной женщине, не хотели отпускать! Долго не могли привыкнуть к новому преподавателю английского, даже первое время уроки прогуливали на зло, но потом, из уважения к Людмиле Ивановне продолжили учиться! кстати, все с первого класса изучали английский с огромным желанием и даже окончив школу, многие поступили на языковые факультеты. Низкий поклон таким Мировым Учителям!!!

"Мировой" - я совершенно забыла это слово, спасибо! Правда, судя по тому, что рассказывает о нем Маша, он не дружил с учениками. А мировой, по моим представлениям, должен запанибратски с ними обходиться.

"А мировой, по моим представлениям, должен запанибратски с ними обходиться."

Не согласен, Наталья ! Панибратство - начало конца учительского авторитета ("Привет, ботинок ! Здорово, шнурки !") ... Это должно быть нечто из серии "слуга царю, отец солдатам" ... Как моя первая учительница, Вера Зиновьевна, как первая учительница моей дочки, Frau Schieder ...

Наташа, я сейчас хожу на семинары для родителей по книге Адель Фабер "Как говорить с детьми так, чтобы они слушали." У этого же автора только что вышла в России книга "Как говорить с детьми, чтобы они учились." В этой книге как раз хорошо сформулировано , что ждут от нас дети для того, чтобы чувствовать близость к родителю или к учителю. Главный принцип - чувства разрешены, действия лимитированы.   То есть, хороший учитель все понимает, но не обязательно все разрешает ;-) 

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Маша, Вы расскажите, Борис Григорьевич этому образу соответствовал? Я пытаюсь хотя бы интуитивно уловить "рецепт" )))

Эту реплику поддерживают: Виктор Майклсон

Наташа, я думаю, что Борис Григорьевич скорее вызывал уважение своей серьезностью и абсолютно профессиональным подходом к делу. Если разобрать его методику "по косточкам" то она вряд ли будет соответствовать подходу сформулированному Фабер. Я вот совершенно не помню, чтобы он когда-либо начал разговор с учеником с фразы "Решить такую задачу действительно не легко."  ;-) 

Но в то же время он личным примером и отличной организацией умел нас занять и заинтересовать.

С другой стороны, я отлично понимаю о чем пишет Маша Гессен в комментарии к Вашей статье в прошлом номере журнала. Я напомню, что Маша вспоминает, что если директору ее Московской школы пришло бы в голову сделать программное заявление оно звучало бы так "Успешными будут только те дети, которые умеют конкурировать."  Я не думаю, что Борис Григорьевич поощрял такую конкуренцию специально, но, увы, так работала советская мат школа. И действительно, мои соученики очень успешны. Среди нас как минимум шесть Ph.Ds получивших степени в Европейских и Западных Вузах, врачи подтвердившие и получившие свои дипломы на Западе, успешные предприниматели и высокостоящие корпоративные работники. И естественно, что это умение конкурировать и достигать сыграло очень большую роль в том, как мы устроились в мире. Но это - первый эшелон нашего класса, то есть первые десять-пятнадцать человек, а мне сейчас гораздо интереснее было бы узнать как себя чувствовали те, которые в этот эшелон не входили и ка к это отразилось на их жизни. Лет десять тому назад я встретилась с одноклассницей в Бостоне. Она в школе считалась достаточно слабой ученицей, но на момент нашей встречи работала над докторской диссертацией по биологии в Гарварде - то есть ее талант, ее способности в школе были не выявлены, не смотря на большой учительский талант Бориса Григорьевича. Я к сожалению потеряла с ней связь после той встречи, но мне было бы очень интересно услшать именно ее мнение...

Наталья, не могу разобраться, как написать вам в личку!!!! пож, напишите мне - я отвечу!

Дистанцию очень важно держать. Ученики не любят добреньких учителей, которые все время гладят по головке. Учитель не должен ставить задачу, чтобы его любили – это гиблое дело, и таких не уважают. Да, иногда строгих учителей не любят, но спустя годы вспоминают с теплотой. И сейчас мне многие ученики говорят, что тогда им не нравилась моя строгость, а теперь они ее очень ценят. Конечно, тут трудно найти меру. Если повернуть машину времени, я все же был бы мягче. Мне тогда казалось, что я непогрешим и что я всегда прав. А сейчас я понимаю, что учитель тоже имеет право на ошибку. И ругаю себя за то, что был иногда чрезмерно жестким.

Большое спасибо.

Если нет призвания, то как ни работай над собой, ничего не получится. И если кто-то ищет, где больше зарабатывать, то пользы не будет никакой. Учителем нужно прежде всего родиться.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Побольше бы таких преподавателей.

Абсолютно согласен практически со всем сказанным Учителем. Особенно с тем, что он сам должен быть примером прежде всего. Сейчас очень модно быть "замполитами", говорить как правильно или как надо делать. А дети очень чутко ловят фальшь, когда говорят одно, а делают другое, и потом, это очень сложно исправлять. Огромная беда, что сейчас в России нет таких Учителей в необходимых количествах, в мою молодость они все же еще встречались, они и тогда были энтузиастами, ибо и тогда тоже этот труд не был в почете (я имею в виду зарплату).  И относительно того, что нельзя научить против воли тоже. Давно пора понять, что далеко не всем необходимо высшее образование, чтобы преуспеть в жизни, не надо делать из этого фетиш и самоцель. Не стоит отыгрываться на детях за свои несбывшиеся мечты. Так и представляю с каким негодованием на меня обрушатся сейчас мамы и папы....

Я согласен на 100 % Если человек имеет талант, чтобы стать хорошим столяром, он принесет гораздо больше радости и себе, и людям, чем если он станет плохим инженером. Нужно только, чтобы человек был любознательным – вот это важно для людей любой профессии.

Наталья, по-журналистски вам завидую! Таких людей находить и интервьюировать - ни с чем не сравнимое удовольствие!

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова, Мария Генкина

Алина, даже не представляете насколько это верно по отношению к Борису Григорьевичу. Мне кажется особенно это была бы находка для Ани Карабаш, поскольку два года назад, когда встречалась с ним я, он выглядел здоровее многих моих сверстников. Он все еще бегал, занимался какой-то дыхательной гимнастикой, проповедовал то, что пить надо мало, но вода должна быть особенная, и так далее. Кроме того, он увлекается историей Львовщины, возит экскурсии по еврейским местам, пишет книги по методике образования, говорит на нескольких языках -- одно слово "Как жить", "Здоровье и Молодость", "Двадцатый Век" - все это темы на которые он может долго и интересно говорить.

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш

Я полностью согласна с Борисом Орачем.  И его принцип "Первое — учитель должен обладать теми же качествами, которые он хочет привить ученикам" - это принцип не только учителя, но и руководителя. А беда наша в двойных стандртах.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Комментарий от Елены Аграновской, мамы моего одноклассника Марика Аграновского

Он скромничает, говоря, что влияние воспитания так мало. Его влияние ведь было уникальным, ибо то, как он в учеников вглядывается, - исключение, но не правило. Он умел разглядеть неординарные способности, талант там, где другому учителю в голову не придёт вообще что-то искать! Он не руководствовался ходульной логикой, в каждом из вас видел личность и уважал её. И это при том, что детишки-то вы были не обыкновенные. Математический класс всегда отбирался, удержаться в нём было трудно, уроков математики было намного больше, чем в обычых классах. Тот, кто не умел задачи решать - был в этом классе не жилец. Поэтому вы все трудились, включая тех, кто всегда ято скрывал, узображая лёгкость бытия. Работать с вами было одновременно и трудно, и легко. И он же справлялся, помогая вашим достоинствам развиться.

 

Дорогой Борис Григорьевич! Не скромничайте. Ваше влияние на учеников уникально, его в процентах не измеришь: Вам удаётся добавить именно то, чего ученику не хватает от рождения. Именно Ваши непоседливые ученики становились вдруг в достаточной мере трудолюбивыми, чтобы реализовать свои способности и не потеряться в разных точках нашего шарика. Поэтому именно Вас все они с бесконечной добротой вспоминают, вспоминая Ваши фразы и выражения, произнесённые с тем самым характерным еврейским акцентом, который всё реже звучит на Ваших берегах...

Комментарий от Андрея Глосковского, моего одноклассника, Ph.D. по физике из University of Mainz и сотрудника HASYLAB

имхо в нашей школе учителей скорее боялись, чем уважали, а вот Бобу - наоборот. А вызвать общее уважение у 13-17 летних подростков настолько же сложно, как и доказать теорему Ферма несколькими способами.

30-70% личности - скорее перебор. Интеллекта точно закладывается 50% на генетическом уровне, остальное - накапливается (ну или не накапливается). С "дичностью" цифирь должна быть где-то в этих пределах.Но даже если и "всего" 30% принадлежит педагогам, родителям, друзьям, двору итд. - то это реально очень много, и тут разочарование Бориса Григорьевича мне абсолютно непонятно.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Каждый имеет свое мнение, может быть и так – я приблизительно прикинул, и это чисто условная цифра, конечно. И я согласен, что даже 30% - это много, если реализовать их.

ну педагогика и воспитание очень разные вещи...

в одном случае нужно передавать знания, во втором - формировать поведение. Можно очень много знать и быть скотиной, и наоборот - быть прекрасным человеком и ничего особенно не знать из учебников

Из Википедии

Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании, обучении и образовании человека.

Эту реплику поддерживают: Анна Скрябина

я в Википедии тоже могу много чего написать...

Марина и Дмитрий ! Дмитрий имел в виду различие между педагогикой, как областью знания вообще - и воспитанием в данном конкретном случае ! И тут он в общем и в целом прав, так как педагогика не способна обеспечить нас некой "общей формулой воспитания", единственная "общая формула" в педагогике - это сугубо индивидуальный подход ...

ну могу и сделал очень разные вещи...

Марина и Дмитрий ! Дмитрий имел в виду различие между педагогикой, как областью знания вообще - и воспитанием в данном конкретном случае ! И тут он в общем и в целом прав, так как педагогика не способна обеспечить нас некой "общей формулой воспитания", единственная "общая формула" в педагогике - это сугубо индивидуальный подход ...

Мне кажется, это самый главный вопрос! Правильно перевести на родной язык, о чем речь, вообще идёт.

Учить, изучать науки - это одно дело.

Воспитывать - питая возносить на некую высоту или устремить в высь, ориентировать, если это возможно :), на бесконечность...

Разные задачи - требуют разного подхода.

Эту реплику поддерживают: Марина Бушуева

По последним данным американских ученых можно изменить даже свои собственные гены меняя поведение. Так что дискуссия что важнее Nature or Nurture еще долго не закончится.

А еще, ребенок учится также через викарное обучение - то есть через наблюдение, перенимая личностный опыт учителя, его принципы.То есть когда даже никаких слов произносить не надо, а просто быть порядочным, хорошим человеком, у которого слова не расходятся с делами. Считается, что такое влияние(то есть викарное) самый действенный способ воспитания.

Викарный способ обучения может быть чреват, Ирина ... Чреват тем, что исподволь сведётся к самому что ни на есть банальному vicarious satisfaction (сиречь, Ersatzbefriedigung) ... И это ещё в лучшем случае, поскольку не бывает учителей с АБСОЛЮТНЫМ авторитетом ...

Извините, я не поняла терминов, но, мне кажется, Ирина говорила больше о внешнем воздействии образа учителя. Например, фотография Бориса Григорьевича служит  подтверждением словесного портрета и образа.

Некоторым учителям не удается стать авторитетными. Однако, они многому могут научить, если школьникам интересно ( не противно, не смешно...) с ними общаться и даже просто их разглядывать. Моя мама всегда говорила:  учитель на уроке - это больше, чем артист на сцене театра.

Нынче же, ученик попадает в лапы учителя без права выбора. А учитель, в основном, пользуется зависимым положением ученика (отметки), не задумываясь, как он выглядит в глазах этого ученика?

Анна, прошу прощения за "давление научной резиной" !

Я имел в виду "искусственное умиротворение" (по Фрейду), то есть навязчивый, неизбывный поиск "игрушки" даже во вполне взрослом возрасте (если помните, в советское время ещё на экраны выходил одноименный французский фильм с Пьером Ришаром: там именно о таком феномене-то и шла речь) ... То есть, личность всё никак не созревает и не созревает, остаётся инфантильной ... А это весьма рискованно - в социальном смысле ...

Насколько я понял Ирину, она имела в виду как раз не "внешние эффекты", а перенимание личностного опыта учителя, что обязательно включает ещё и работу передатчика (учитель) и приёмник(а)(ов) (ученик(и)) на одной и той же "длине волны" и разом отменяет исключительность "внешнего лоска" ... А вот поиск этой "длины волны" - проблема далеко не тривиальная ... Об этом-то как раз очень справедливо и говаривала Ваша мама ...

Не знаю, как в России, но в Германии система образования, на мой взгляд, пришла в полную негодность, поскольку учителя здесь - чинуши (хотя попадаются и вполне пристойные экземпляры) ...

Не даром говорят, что российские бюрократы, далеко не самые "бюрократичные". Видимо эти "чинуши" пишут отчётов не меньше, чем наши:( Вы не представляете себе, сколько бесполезной, но обязательной писанины даже у воспитателя ГПД!

Помимо отмеченного Вами всепоглощающего бумагомарательства - и в отличие от затурканных российских бюджетников - учительство в Германии это одна из наиболее привилегированных групп населения, т. н. Beamte, в моём вольном переводе: "слуги государства". Эти граждане практически не увольняемы с работы, у них одна из самых высоких зарплатных ставок по стране, самые льготные пенсии - и ещё куча самых разных льгот. То же самое - даже в ещё более высокой степени - касается и профессоров германских ВУЗов. Всем скопом они образуют самое мощное, самое влиятельное политическое лобби страны. Большиство из них откровенно отлынивает от работы, плевать хотело на педагогику, на учеников - и все связанные с этим проблемы

Потрясающе!

Нечто подобное слышала в Греции. Конечно, при наших теперешних зарплатах (мама получала очень прилично в своё время!) , сложно ожидать, что в школу пойдут работать высокообразованные, талантливые люди, с чувством собственного достоинства выше чувства "голода".

Однако, и Ваш расклад - слегка перебор. Правда, ВУЗы наши, особенно именитые и старые, уже давно поразил мафиозный вирус:)

"За Грэцию я Вам не скажу, мадам", как говорят в Одессе, поскольку бывал там только наездами, да и то в отпускное время ... А вот во всём немецко-язычном пространстве (сиречь, в Австрии, Швейцарии и Лихтенштайне) наблюдается всё то же, что и в Германии.

Да уж, обе системы - это жуткий перебор, согласен с Вами на все 100%. Но по всей видимости, "мафиозный вирус", как Вы изволили метко выразиться, поражает именно "крайности", нормальная система народного образования к нему более или менее иммунна ... C'est la vie !

Разумеется, надо встряхнуть "одряхлевшее тельце", улучшить питание, пройти курс инновационных методов по улучшению самочувствия, интегрировать новые технологии в обязательном порядке, в конце концов, проветрить:) А то знаете ли, больше половины населения Москвы до сих пор считают, что посудомоечная машина дома - буржуйство и разврат. Это так, к слову....

"посудомоечная машина дома - буржуйство и разврат."

Анна, Вы хорошо сидите на стуле ? Если нет, примите, пожалуйста устойчивое положение ...

ВО ГЛУБИНЕ ДУШИ Я ТОЖЕ ТАК СЧИТАЮ !

Ну, стиральная ещё куда ни шло ... В Харькове 20 лет назад она у нас была, а вот сейчас в Карлсруэ - нет, всё отношу стирать в "лавандэйру" ...

Вот вот! Большинство директоров школ уверены, что в ручную тоже можно написать отчёт, составить план работ и список учеников класса. По этому покупка компьютера в класс - задача педагога. А еду можно привезти - из комбината питания...

Да нет, в "лавандарии" ("лавандейрой" я назвал её для пущего благозвучия, по имени одного очень симпатичного португальского местечка) тоже ведь автоматы ...

А директора тоже считают, что в крайнем случае, можно воспользоваться  ближайшим компьютерным центром, опять же - не дорого...

Но я - никакой не директор, Анна ! Никогда не желал таковым быть ... и вообще всегда только тем и занимался, что избегал любых мало-мальски административных должностей ...

Совершенно потрясающий человек! Я восхищена. Практически идеальный образ учителя-математика. И про 30% согласна абсололютно. Нас еще много лет назад учили, что личность формируется под влиянием 3-х составляющих - наследственность,социальная среда, воспитание. Но иногда этими 30% удается уравновесить не всегда стабильные 70%. Мне кажется, что кардинальные изменения в личности человека возможны, но уже в гораздо более зрелом и сознательном возрасте. НО....у человека должно хватить на это ума, чтобы понять, что надо поменять и упорства, чтобы не свернуть с пути. А эти качества вполне могут войти в те 30%.

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская, Анна Скрябина

Низкий поклон уважаемому Борису Григорьевичу! Спасибо за Ваш бесценный опыт и пример. Моя мама больше тридцати лет без перерыва работала в школах России и за рубежом, в посольских. До сих пор ей звонят бывшие ученики, некоторые из которых стали бабушками. По её рекомендации я решила попробовать себя, для начала, в роли воспитателя ГПД.Школа в которой я работала, была "обычная". Не обычным в ней было только то, что учились дети иностранцы из ближайших домов дипкорпуса. Много моих иллюзий и надежд разбилось о суровую действительность....

К сожалению, предвыборные обещания г-на Медведева о глобальной школьной реформе не реализованы. На сегодняшний день, московские школы - это энергетический сумрак под министерским колпаком. Впрочем, слава Богу, иногда видны звёзды-педагоги, на которых все и держится. И конечно, мощная детская энергия, которая, к сожалению, не всегда позитивна.

Большое спасибо Борису Григорьевичу и Наталье - это просто замечательный мвтериал! Так все мудро и точно.

из письма моего отца

Дискуссия, которая разгорелась, крайне интересна для меня (поскольку причастен к обеим сторонам и восспитателям и воспитуемым). И, на мой взгляд, рассматривать вопрос воспитания (образования) в контексте взаимодействия учитель - ученик совершенно не верно. Естественно что ученик, оказавшись рядом с УЧИТЕЛЕМ, представляет сложившийся генотип с определенной эмоциональной и психологической составляющей и дальнейшее развитие должно носить эволюционный характер.ри этом скорость эволюционного развития определяется социальной средой в широком смысле этого слова . В первую очередь это однокласники, во вторую родители ( очередность можно менять или обьединять)  Хотя однокласники все таки занимают первое место поскольку определяют конкурентную среду в которой происходит развитие . Любой развивающийся ребенок чуть чуть поднявшийся над тем социумом, который его окружает, резко снижает скорость роста. ПОЭТОМУ КРАЙНЕ ВАЖНО ЧТОБЫ РОСЛО (изменялось )окружение вокруг него- в этом случае ростут ВСЕ.и этим процессом управлять тяжело но можно,

Маша, спасибо! Этого ракурса сильно не хватало для полноты картины )))

Борис Григорьевич редактирует свою новую книгу

Автоматизированный кабинет Бориса Григорьевича наконец-то внедрили в Америке

Читать здесь.

С прискорбием сообщаю, что сегодня получила известие о кончине Бориса Григорьевича. Он ушел из жизни 10-го февраля в Москве, куда перевезла его дочь в связи с болезнью. 31-го января Борису Григорьевичу исполнилось девяносто лет.

За несколько дней до своей кончины,ему передали его вторую книгу по методике преподавания математики над которой работал в последние годы и которая только что была опубликована. 

Маша, очень сочувствую. В октябре Борис Григорьевич казался очень бодрым, поэтому, несмотря на возраст, поверить трудно. Он тогда сказал: "Сколько от смерти ни беги, далеко не убежишь".

Спасибо, Наташа. Да, мы все, его ученики, сегодня в очень поникшем настроении. Ушел из жизни по настоящему выдающийся человек.