Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Паперный

Святой крест и коммунистическая зараза

+T -
Поделиться:
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Американские консерваторы всегда считали Калифорнийский университет в Беркли «рассадником коммунистической заразы». В 60-х годах там происходили настоящие бои с полицией. Я хорошо помню черно-белые документальные кадры, где полиция пожарными шлангами и дубинками разгоняет студентов, протестующих против войны во Вьетнаме, а потом заталкивает мокрые тела в полицейские фургоны.

Сегодня, как считают консерваторы, рассадник коммунизма переместился на 100 километров к югу, в тихий городок на берегу Тихого океана Санта-Круз, «святой крест» по-испански. Чего стоит один факт, что там преподает бывшая коммунистка Анджела Дэвис!

Университет в Санта-Крузе построен в конце 60-х. Это, возможно, единственный университет в Америке без центральной площади — очень уж боялись тогда студенческих демонстраций. Кампус выглядит достаточно необычно: небольшие одноэтажные домики разбросаны среди живописного парка. Атмосфера самая идиллическая.

Но боевой дух 60-х заглушить не удалось. Сегодня он проявляется в интересе к истории СССР. Студенты хотят знать, что представлял из себя бывший (а может быть и будущий) враг по холодной войне. Чтобы лучше представить себе советский образ жизни, группа студентов под руководством профессора Уильяма Никелла решила воссоздать в студенческом общежитии коммунальную квартиру. Для полного правдоподобия было решено:

  • не пользоваться интернетом
  • питаться продуктами из русского магазина
  • смотреть только советские фильмы
  • мыться раз в неделю
  • говорить друг с другом на русском языке.

С русским языком пока проблемы, но скоро вся группа поедет на практику в Россию, есть надежда, что знание языка резко повысится. А пока каждый студент придумал себе советский персонаж, роль которого он пытается исполнять по системе Станиславского.

Вот Кристина, у нее на груди комсомольский значок.

— Ты комсомолка?

— Да, — не очень уверенно отвечает она, но потом продолжает бодрым голосом, — мне нравится путешествовать, я была в Киеве и я живу в Москве, — и добавляет неуверенно, — я думаю.

На стене висит «Торжественное обещание пионера Советского Союза». Кристина поясняет:

— Я была пионер... ка, нет, пионер... кой, когда я была малень... кая, нет малень... кой. Это просто...

Она задумывается, подыскивая нужное слово.

— Ностальгия? — подсказываю я, считая, что это слово она безусловно узнает, даже если услышит его в первый раз.

— Да, ностальгия, — радостно кивает она, — и сувенир.

Французское слово «сувенир» и по-русски, и по-английски произносится почти одинаково. Мы оба довольны, диалог состоялся.

— Зачем нужна коммунальная квартира? — спрашиваю я профессора Никелла.

— Я просто хотел, — объясняет он, — чтобы студенты не только читали о советской жизни, но испытали на опыте, как это реально происходило, что значит жить без привычных американских продуктов, без интернета, в таком месте, где в каждый момент надо быть частью группы и постоянно думать о других. Американские студенты незнакомы с таким образом жизни. Я думаю, что им очень важно понять, что их привычный образ жизни не единственный.

— Я диссидентка, — улыбаясь, говорит Айрин. На ней красная комсомольская косынка. В этом есть смысл, комсомолки 30-х часто становились диссидентками в 70-е. Если, конечно, не пропадали в ГУЛАГе.

— Я была в пионерском лагере, — продолжает она и добавляет почти без запинки, — в тысяча девятьсот восемь... десят... десятом году.

Не будем придираться. Я сам путаюсь со склонениями сложных числительных. Интересно другое. Когда Анджела Дэвис посетила пионерский лагерь в 1972 году, ее там приняли в почетные пионеры. В «восемьдесят десятом» Айрин этого уже не предлагали. Впрочем, я подозреваю, что в пионерском лагере побывала не сама Айрин, а ее советский персонаж, она явно не выглядит на 40 лет.

Комната Айрин украшена разноцветными платками и шалями, на стене — две цитаты:

Каждый из нас по-своему лошадь (Маяковский)

Плывем. Куда ж нам плыть? (Пушкин)

Было бы логично добавить сюда строчку из Борисa Слуцкого «лошади умеют плавать» — она синтезирует обе цитаты, но Айрин пока не знает, кто такой Слуцкий.

Главным событием в жизни коммуналки стало участие в мюзикле «КУСК», что, как вы догадались, значит «Калифорнийский университет, Санта-Круз». Мюзикл напомнил мне классический советский сборный концерт. Как полагатся, был исполнен народный танец «Калинка». Показ моделей одежды был призван разоблачить миф о том, что советские люди носили только телогрейки и кирзовые сапоги. С большим энтузиазмом был встречен зрителями музыкальный номер по мотивам фильма «Кубанские казаки». Проецируемый на экран перевод песни на английский язык был достаточно точным, хотя и не передавал советской специфики. Что, например, мог бы значить следующий текст: «Turn it in. Pile it on. The due date is here. Our harvest sure is high»? Оказывается, это перевод строчек пырьевского киношедевра 1949 года, (слова Исаковского, музыка Дунаевского):

Убирай, убирай,

Да нагружай, нагружай,

Нагружай, наступили сроки.

Эх, урожай наш, урожай,

Урожай высокий.

Несколько необычно для такого концерта прозвучало чтение вслух по бумажке бесконечно длинного текста песни «Кирпичики». Когда студентка дошла до финальных слов: «Так по винтику, по кирпичику, растащили мы этот завод», зал с облечением вздохнул.

Но, конечно, главным номером программы — и настоящим подарком американским консерваторам — стало исполнение «Интернационала».

И хотя полиция не ворвалась в зал с дубинками и пожарными шлангами и все прошло более чем мирно, сознание, что ты побывал в самом центре подрывной деятельности, наполняло сердце законной гордостью.

— А над кем вы, собственно говоря, смеетесь? — слышу я голос недовольного читателя. — Над левыми или над правыми? Извольте изложить свою политическую платформу.

Излагаю. Я смеюсь над экстремистами — и правыми, и левыми. Эта история смешна именно потому, что в ней столкнулись два полюса: вдохновенное пение «Интернационала» и едва сдерживаемое желание шарахнуть по певцам хотя бы из шланга. Правые и левые в Америке — это как правая и левая нога. Если бы остались только одни (любые), жить в этой стране мне бы не захотелось. Главное достижение американской цивилизации — это то, что правые и левые научились жить, не стреляя друг в друга. Точнее, редко стреляя.

Комментировать Всего 47 комментариев

У Айрин изможденный вид, питаться "Бычками в томате" и борщом из банки даром не проходит.

Эту реплику поддерживают: Владимир Паперный, Катерина Инноченте

Юлий Либ Комментарий удален

Юлий, спасибо за дополнение. Мне тоже приходилось участвовать в подобных разговорах. В первые годы в Америке я бросался в бой, потом перестал. Но надо признать, что мечта об абсолютно справедливом обществе, без насилия и эксплуатации, где «от каждого по способностям и каждому по потребностям», несмотря на теоретическую и практическую неосуществимость, неистребима, как и мечта о царстве Божьем на земле, и будет возникать снова и снова в разных более или менее агрессивных формах.

Профессура -- страшные идеалисты. Утописты, я бы даже сказала. Я не устаю поражаться как им удается быть настолько оторванными от реальной жизни. У предпринимателей гораздо более трезвые взгляды. 

Эту реплику поддерживают: Юлий Либ

Юлий Либ Комментарий удален

Вот именно! (по первой части Вашего комментария)

А по второй, было бы очень интересно познакомиться с такими профессорами. 

Юлий Либ Комментарий удален

"Профессура -- страшные идеалисты."

Кто как...

Мне встречались и вполне разумные)))

Спасибо большое за интересную зарисовку, Владимир !

"Американские консерваторы всегда считали Калифорнийский университет в Беркли «рассадником коммунистической заразы»."

Не отношу себя к консерваторам, но в Беркли совершенно никуда не годные архивы, ни черта не возможно там найти, в отличие от любого другого американского университета ...

"не пользоваться интернетом

питаться продуктами из русского магазина

смотреть только советские фильмы

мыться раз в неделю

говорить друг с другом на русском языке."

А разве этим исчерпывалась "советская жизнь" ???

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

просто интернета тогда и в ЦРУ не было. ;))

Зато у них была "одна маленькая штучка", как, впрочем и в СССР - помните, как у Гашека в Швейке: "У моей девочки есть одна маленькая штучка" ...

Ага. ТАСС уполномочен заявить... ;)
Ну, да !

"Советское правительство послало документ и навело ракеты на злодеев"

разве этим исчерпывалась "советская жизнь"?

Евгений, Вы абсолютно правы. У них даже не было на стене расписания дежурств по мытью унитаза! Я уже не говорю, что не было ни одного стукача... Хотя, кто знает.

Они, Владимир, там в этих "святых крестах" явно щи лаптем хлебают: ни субботников, ни воскресников, ни добровольной народной дружины, ни Уроков Мужества, ни пионерских линеек, ни стройотрядов ...

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Да, я тоже очень люблю этот анекдот!

Я тоже об этом подумала :)))) 

Довольно тошнотворный способ изучать советскую историю.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Артур Асмарян, Liliana Loss, Катерина Инноченте

Митя, в этом была вся идея, чтобы студенты почувствовали на своей шкуре. Одно дело читать про коммунальную квартиру, другое пожить в ней. Правильнее было бы послать их в настоящую коммуналку (к счастью сохранились). Но это, пожалуй, было бы еще тошнотворнее.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

"Митя, в этом была вся идея, чтобы студенты почувствовали на своей шкуре.

Идея сама ничего. В конце концов есть же экстремальный туризм, когда людей с одной спичкой оставляют в тайге. Ног при этом же не заставляют изображать неандертальцев.

Меня раздражает клоунада с игрой в комсомольцев.  По-моему,  это уже за гранью вкуса и педагогических приемов.

Эту реплику поддерживают: Артур Асмарян, Катерина Инноченте

а если бы они изучали быт неандертальцев и вживались в образ по системе Станиславского, тоже раздражало бы?

"....а если бы они изучали быт неандертальцев и вживались в образ по системе Станиславского, тоже раздражало бы?"

Если бы речь шла об обучении актерскому мастерству - нет.

А истории - да.

У меня есть приятели-слависты, которым мы  еще в 80-е годы на ленинградских кухнях рассказывали о нашей жизни и советской власти. И все отлично усваивалось без дурацких балаганов. 

Усваивать материал в игровой форме - это что-то из очень начальной школы.

Интересно, а античной истории тоже кого-нибудь учат таким образом?

все отлично усваивалось

Мой опыт более печальный, иллюзия усваивания возникала, но когда потом я читал их статьи, она рассеивалась. Может дело в том, что это были московские кухни?

"Может дело в том, что это были московские кухни? "

А может со студентами не повезло?)))

Бывают разные.  Как и профессора)

Не думаю, что если бы вы на московских кухнях устраивали ролевые игры, это помогло бы делу...

Да,  и еще, интересно, историю Третьего рейха они изучают теми же методами? 

Я  хочу это видеть!

Так ее изучают не только в Санта Круз. Профессор местного университета (моя близкая подруга) -- тоже тот еще либерал. Я могу с ней говорить на любую тему, кроме политики. И она обучает своих студентов похожими методами. 

В некотором смысле может быть и да. А с другой стороны студент -- уже довольно взрослый человек, и не должен давать профессорам манипулировать себя политически. 

"....и не должен давать профессорам манипулировать себя политически"

Меня тут методы обучения больше волнуют, чем политические взгляды. Да и не вижу особой связи. Даже если бы профессор был ярым антикоммунистом, лучше студентов заставлять книжки по советской истории читать, чем устраивать любительские спектакли.

Ха! Да кто же спорит, что лучше книжки читать?! Но тут в Америке на некоторых факультетах стараются учить так, чтобы студентам было прежде всего интересно. Да, крэйзи. Но я неоднократно слышала от профессоров фразы типа: "Если я их буду учить русскому языку как положено, то им придется прилагать усилия, этого никто делать не хочет, студенты перестанут брать мой курс, и наше русское отделение вообще закроют -- оно и так под угрозой". Вот такие пироги.  

"Если я их буду учить русскому языку как положено, то им придется прилагать усилия"

А как они при этом сдают экзамены? А потом работают?

Я думаю, что наверное это все-таки не общий уровень. Сама по себе американская славистика ведь никуда не девается.

А вот так и сдают экзамены. Для меня это тоже полная мистика. Тут в Америке вообще смешно: люди часто говорят, что они "свободно владеют" языком, на котором на самом деле двух слов связать не могут! И у меня такое впечатление, что это еще и потому, что их в этом заблуждении искусственно поддерживают такие "университеты". Лично я говорю, что свободно владею только теми языками, на которых могу написать статьи, которые публикуются без перевода. А послушать американцев, так одни полиглоты вокруг :) При этом есть, конечно, замечательные слависты, но не в том поколении, которое за последний десяток лет вышло из учебных заведений. 

По-моему, экстремисты любого уклона, не ноги, а ногти. На них не стоят, их стричь нужно. Но не под корень, без экстремизма, аккуратно просто. И тогда они и польза, и украшение! )))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Александр, наличие трибуны для экстремистов, мне кажется, показатель здоровья общества. Цензура нужна, призывы к уничтожению той или иной группы населения, разумеется, недопустимы. Если это «стрижка ногтей», то я согласен. «Ногами» я назвал не экстремистов, а правых и левых, не стреляющих друг в друга.

«Стрижка ногтей» - это именно это. Но цензура – это как раз признак неразвитости общества. Признак здоровья – это когда обществом игнорируются экстремистские призывы, даже если вдруг они и появляются. Цензура – это гипс. Когда общество здорОво, его можно снять за ненадобностью. Но, боюсь, таких обществ нет на Земле. И не предвидится.

Что касается ног, то по моему глубочайшему убеждению, иных ног, кроме разных видов правых, у общества нет. Левые – всегда тормоз в развитии. «Отнять и поделить» – вот вся суть левого движения, без макияжа и социальной демагогии. Причем, самое мерзкое в левом движении, то, что их лидеры  словом «поделить»  - прикрывают слово «присвоить».

Эту реплику поддерживают: Dmitry Romanov

Потому потом у них армия Наполеона встречается под Смоленском с гитлеровцами...  ;))

Интересно, чем у них это закончится... У Аверченко, по-моему, есть рассказ о том как один богатей решил построить в Америке коммуну по типу советской. Концовка по-моему такая: "Закрывайте быстрее это место... Воняет..."

Ирина, загадочная история. Эти американские студенты вроде бы моются раз в неделю, но от них не воняет! Может тайно бегают в душ и пользуются дезодорантами? Надо донести декану!

Да, Владимир, проверить бы  "чистоту эксперимента"

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Не надо доносительства, Владимир ! Пусть их !

"Он если и бабахнет - так от него не пахнет.

А это уже значит что культурный гражданин.

Раскрыв рот от восторга мы слушали парторга ..."

Беркли от меня в 15 минутах езды:))

там долго-долго издавался журнал "советская психология" - куда они тупо переводили лучшие материалы из ССР отраслевых журналов. Грязное, неприятное место с высокой преступностью. Хотя кампус выглядит симпатично, но вечером на улицах там неприятно. Хотя тому, что был в Мытищах вечером когда-нибудь - там кажется сказочно спокойно:))

А в Санта-Крузе беситься может только человек с очень сложным детством:)) - настолько это приятное тихое чистое симпатичное место с такими же симпатичными и приятными людьми. Не мыться там целую неделю - просто кощунство и неуважение природы - они наверно еще в океане купаются и загрязняют его:))

Дмитрий, см. выше мой ответ Ирине Абариновой насчет мытья. Есть надежда, что наш с Вами любимый Тихий океан будет загрязняться только пестицидами, нефтью и стиральными порошками, а пот студентов из Санта-Круз туда не попадет!

А мне особенно понравилась идея мыться раз в неделю!

Сколько времени можно сэкономить за неделю!

Да, но после недели не-мытия поможет только баня. А они вряд ли в баню ходят. 

Срочно выяснить, есть ли в Santa Cruz баня. Если нет — немедленно вложить деньги в ее строительство!

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте