Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

/ Внуково

Владимир Сорокин: Это сладкое слово «антисоветчик»

Как стало уже заметно, поздней осенью, когда «лес обнажился, поля опустели», а средний класс потянулся к теплым морям, в нашем обществе принято вспоминать и дискутировать о прошлом, а ранней весною, когда из-под черного снега проступает бледная длань оттаявшего «подснежника», — гадать или пророчествовать о будущем России. Вероятно, в этом есть свой психотерапевтический резон

Фото: Bruno Barbey/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Bruno Barbey/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Глядя из окна на голую березовую рощу, похожую на рентгеновский снимок легких старого курильщика, невольно вспоминаешь Совок.

Мне он видится сейчас, из нашего времени, чем-то усохшим, скомканным, словно та самая коричневая бумага, в которую в советских магазинах заворачивали селедку или развесной мармелад. Совок, его суть и, главное, стиль нынче хорошо обозримы. Появилась нужная дистанция. Есть телеканал «Ностальгия», где регулярно показывают брежневскую программу «Время» с замороженными ведущими женского и мужского пола, «Голубой огонек» с Хилем, бодро поющим о лесорубах, документальные фильмы про строителей-нефтяников-комбайнеров или про американский империализм с желчными комментариями Генриха Боровика.

Но больше всего впечатляют залы с сидящими советскими людьми. Залы партийных съездов, праздничных концертов, КВН, заводских собраний, встреч с советскими работниками культуры. Там действительно сидят советские люди. И их ни с какими другими не спутаешь. Гомогенная серо-коричневая масса. Лица разные, а выражение — одно. Homo soveticus.

Смотришь из 2010-го на этих особей с палеонтологическим интересом. Они — за стеклом времени. И хорошо видны.

Воплотившийся в России большевизм за свой век совершил чудовищные преступления, которые, по словам Набокова, неискупимы в принципе. Но потрясают не гекатомбы человеческие (мало ли в какие времена, где и скольких убивали), а вот это коллективное лицо. Абсолютное растворение личности в массе. Фарш человеческий, из которого в нужное время высовываются руки: «Единогласно!»

В программе «Время» мелькнут залы с западными людьми: сидят люди. Покажут наш зал: сидит коллективное тело.

Собственно, спасался от этого коллективного тела каждый здравомыслящий по-своему: кто верой в Бога, кто творчеством, кто чтением запретной литературы, кто рок-музыкой, кто философией, кто подпольным бизнесом.

Но согревал всех, кто не хотел быть фаршем, антисоветизм.

У каждого он был свой, как любимое домашнее животное: у кого хомячок, у кого ротвейлер. Разные размеры, темперамент, окрас и привычки. Каждый лелеял своего питомца по-своему. Кто был и оставался эмоциональным бытовым антисоветчиком, кто — растущим и самосовершенствующимся антикоммунистом.

И это согревало, как грелка зимой за пазухой. Это давало дистанцию по отношению к окружающему театру советского абсурда. Ты уже был как бы не на сцене, а в зале.

Признаюсь, мне было крайне комфортно ощущать себя антисоветчиком. Это был внутренний комфорт, обретенный в студенческие годы, а потом нарастающий и укрепляющийся с каждым днем советского опыта.

Было приятно пародировать Брежнева, слушать «Свободу», ужасаться размаху сталинского террора, читать и распространять ксероксы, радоваться нарастающему распаду экономики «развитого социализма», смеяться над неповоротливым советским официозом, издеваться над ублюдочными советскими писателями и их писаниной, болеть за американских хоккеистов и за Корчного «против наших».

Один раз я даже горячо помолился о смерти советского государства, когда нас с другом в жаркий летний день не пустили в Киеве в привокзальный ресторан: друг был в шортах. Ну, не должно же существовать такое государство!

Август 1991 года был абсолютно эйфорическим, ибо мало кто из современников верил, что доживет до смерти Совка. Казалось, что этот театр переживет всех нас, будет снова и снова открываться багровый занавес и объявляться все та же пьеса... Как в замечательном стихотворении Евгения Головина, написанном еще в 60-е:

Крутится куколка белая,

Только едва ль упадет.

Клоп с головою Ленина

Сердце мое сосет.

В мавзолее, где лежишь ты,

Нет свободных мест:

На ступеньках заседает

120-й съезд.

Но Совок неожиданно врезал дуба…

И просыпаясь нынче под свист сопливого осеннего ветра, понимаешь, что одно важнейшее и радостное событие в мире внешнем произошло тогда, без малого 20 лет назад: нелепый великан СССР повалился во весь свой угрожающий рост, и красное сердце его остановилось.

И это, слава богу, не осенний сон.

Комментировать Всего 63 комментария

Владимир, с Вами искренне радуюсь. Вспомнил линейки, как принимали в октябрята в музее Ленина и в пионеры где-то там еще. Как о смерти Брежнева, Андропова, Черненко узнавали по слухам сначала и только дня через три - из ящика. А еще - ряды трехлитровых банок с березовым соком в местном универсаме.

Но должен признаться, тогда все же болел за наших хоккеистов (да и сейчас тоже за них болею - футболисты это уже другое дело). И в шортах в ресторан не только в советском Киеве не пустят.

И вот, вроде совок только в осенних воспоминаниях, а голосуют опять единогласно и мумия до сих пор на Красной площади...

Березовый сок, малиновый сироп, морская капуста, маргарин, расфасованное сало и говяжьи ребра - именно такую инсталляцию я застал в нашем универмаге в Ясенево зимой 1990 года, когда, вернувшись из поездки по Германии, решил пойти "купить чего-нибудь на обед".

Голосуют, да, и мумия лежит. Но, согласитесь, Саша, все-таки это все - отрыжка Совка, но не он сам. 

Эту реплику поддерживают: Юлий Либ

Юлий Либ Комментарий удален

Юлий, в этом "Авангарде", именуемом "кишечнополостным" я мальчиком смотрел "Гений дзюдо", но смотрел больше не на экран, а на целующуюся пару в темном зале: старый лысый человек жадно тискал и присасывался как вампир к молодой пухлявой девушке...

Я бы все памятники Ленину раскрасил яркими цветами на манер росписей изваяний древних цивилизаций.

Эту реплику поддерживают: Гуля Хошмухамедова

Юлий Либ Комментарий удален

Да, именно отрыжка.

Надеюсь, что сам совок останется только в наших осенних воспоминаниях.

Юлий Либ Комментарий удален

Одним из  3-х источников моего творческого вдохновения  является  старый фотоальбом - Советский Союз...   это совершенно необьятный фотодокумент епохи.   И должен заметить что вот именно лица людей  а совсем не трактора-комбайны-вещи там невероятно интересны... в них какое-то сияние внутреннее есть, какая-то загадка... Это люди с другой планеты... Удивительно конечно что в книге из более чем 1000 фоток нет ни одного имени  тех кто этот альбом делал,  писал тексты , чьи фотки использованы...   Это право какой-то античный идеал  -  примат работы над автором.   К этому можно конечно по-разному относитЬся ... но что-то вечное в этом есть ... что-то такое что мы уже навсегда потеряли...

Владимир, почти такое же чувство я испытываю в палеонтологическом музее: ведь жили, жили когда-то! И какие интересные существа...Но оказаться среди них хочется токмо в кино.  

Ну зачем же в кино... можно в Японию сьездить пожить там года 3-4,  или сюда в Бельгию... Точно такой же  милый добрый самовлюбленный советский фарш.... только там и здесь он себя  категорически не осознает в таком качестве.... это только со стороны заметно.  Но может оно и к лучшему... мне право страшно представить себе что будет если Сознание  полностью овладеет Миром.

Спасибо,Владимир,хороший текст и очень хорошие обороты и находки!Казалось бы уже на все лады просклоняли "совок",ан нет,живое слово еще можно сказать над могилкой.Интересно,кто и как будет описывать постфактум и с холодным рассудком 90-е (не просто как времена беспредела и передела) а социальное явление,которое "выродило" нас нынешних и наших потомков...Перебили друг друга и поделили оставшееся,сидим "бляццким бомондом" в тех же креслах что и "совковый фарш",только те сидели с кукишами в карманах, а мы уже с пониманием своей значимости???Даже не смешно.Отчего-то заранее противно.

Эту реплику поддерживают: Юлий Либ, Liliana Loss

Well but now

Да, "хомячок или ротвейлер" антисоветизма определяли меру недовольства совком. А чем, по Вашему, отличались культурные диссиденты вроде Сорокина и БГ от врагов народа, у которых (по определению) не было расхождений с режимом, а "всего лишь" полное его отрицание?

У них их звери домашние были постоянно голодными, в отличие от наших.

Нет, Владимир, неправильно. В отличие от диссидентов, у врагов народа не было домашнего зверья - лишь смена белья да неблагодарные потомки. В самые бархатные времена этих людей можно было легко упрятать за решетку даже за бесплатный проезд в трамвае. И "антисоветчина" у них не рифмовалась со сладким словом "свобода". А вот с чем она рифмовалась - тема, наверное, не для колонки в "Снобе"...

Игорь, "враг народа" - советский термин, он вовсе не означает "борец с советской властью". Большинство "врагов народа" были вполне лояльны режиму. Я был уверен, что этим советским клише Вы, человек, насколько я уже почувствовал, sophisticated эдак решили обозвать реальных диссидентов. А у "врагов народа" действительно зверья не было. Ну, разве - реальное домашнее зверье, как Ваша такса, например.  

Согласен, и "враги народа" и "диссиденты" - это советский дискурс, а вот разделение "диссидентов" на "реальных" и просто "антисоветчиков" - это уже позднейшая семантика в стиле п/м. Жизнь, как всегда, была жестче, и если враги народа из сословия sophisticated так и не были реабилитированы режимом, то всем диссидентам справку про реабилитацию высылали просто по почте. Кроме этого, в Ваш опус следует добавить еще кое-что из утлого "антисоветского" комфорта дисидентов: шахматы, настольный теннис и кухонное карате.

де сіда дисида вам вже не сидіти

 

Да, а заинтересовавшую Вас таксу зовут Сара Сенбернар, и в учениках у нее - кот по имени Давид Маркович Кицман:)

...И работают они над пьесой "Гавлет". А вот Ваша питомица Мони (ведь Савка - питомец?) - это дань ностальгии по Монастырскому?

Про Мони слышу впервые. Мою покойную собаку звали Савва, а нынешних - Ром и Фом.

Упс, апгрейд. Должно быть, прежними Вашими текстами навеяло вроде "Моей трапезы". А нынешние имена славные, только больно уж центонно-однотонные, что ли... их владельцы, должно быть, путаются:) Ну да это уж из области логоцентризма:)

Путин на проводе

Это не к Вам ли, Владимир Георгиевич, г-н Путин обращается? "Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил россиянам придумать кличку для его щенка. Как сообщает официальный сайт председателя правительства РФ, каждый желающий может прислать свой вариант "мужской" клички для новой собаки премьера на его сайт". Мож, поможете от щедрот назывных?

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

Что же утлого, батенька, Вы нашли в шахматах? Вы сами-то играете?

Играю, Владимир Георгиевич, играю! Ущербной данная игра - наряду с другими унифицированно-плебейскими утехами эпохи совка (лото, домино, настольный теннис) - выглядит лишь на фоне барских услад советских бонз вроде брежневской охоты и андроповского гольфа. 

Да полно-те...шахматы не могут быть ущербны, им никакой фон не грозит. Даже фон чудовищных по своей антишахматной сути матчей Карпов-Корчной.

В защиту нелюбимой Вами армии бытовых антисоветчиков: сдается мне, именно эти самые любители "Голоса Америки", Сальвадора Дали, "Пинк Флойд", песни Макаревича "Марионетки", вареных джинсов, "Игры в бисер", "Зеркала", сигарет Winston, пинг-понга, Бродского, группового секса, анекдотов про Брежнева и Чапая, кактусов, травы, каратэ и разложили Совок изнутри, подобно личинкам осы асмофилы.

Благодаря им Вы и живете нынче в свободной Украине. 

Вы еще культуризм и жвачку "Donald" забыли:) Что же касается заслуг "бытовых антисоветчиков", то они, действительно, разложили Совок изнутри, и при этом эрзац-услады, которые Вы перечисляете, наконец-то (и всего лишь) совпали с номенклатурной нормой (эта самая норма, правда, изменила обличье и уползла к иным усладам, оставив плебсу старую шкуру для битья). Но, разложив совок, Владимир, антисоветчики не создали свободную Украину! Им, радетелям за "правильный" коммунизм, это было просто не под силу, ибо 70 лет советской власти ушло на той, чтобы перевернуть все с ног на голову, а перед тем, вспомните, были еще 300 колониальных лет зависимости от русского ханства...

Антисоветчики "радели за правильный коммунизм"? Не розумiю...

Я же не говорю, что наши антисоветчики создали свободную Украину. Ее создали ваши. Но отвалилась-то она от Совка благодаря нашим.

А шо там разуметь? Вспомните поэта Жигулина, создавшего со-товарищи подпольную комсомольскую организацию, того же Солженицына, потерпевшего за "искаженный ленинизм", или нашего диссидента Левка Лукьяненко, сильно отсидевшего за попытку реформировать аграрную политику партии. Им как раз правильного коммунизма не хватало (в украинском варианте - чтоб всем колониям по щедрому прянику, а не весь мёд в один московский улей). Помню, руководитель творческого семинара в Литинституте задорничал: "Что сидишь, как отделившаяся Украина?" Именно "сидишь", понимаете? Вряд ли благодаря таким любителям "оговорок" что-либо могло отвалиться. Скорее всего, просто рухнуть, как Вы тонко заметили. Бодался телёнок с дубом, вот тот и рухнул... Делов-то! Пчёлы все-равно уже в другой сахарный Кремль улетели:)

Жигулин и Солженицын не слушали Пинк Флойд.

И Ваш руководитель творческого семинара, вероятно, - тоже.

Да, Пинк Флойд они не слушали, и даже, думаю, были не против, когда в связи с фразой "Брежнев в Афганистане" из альбома "The Final Cut" (1983) группу запретили в СССР.

Спасибо, Владимир, всё помню, Вы очень точны и схватили главное.

Игорь, рифмы, наверное "самосознание" и "самоуважение".

Да, наверное. И еще, наверное, вера в себя, как часть этого сладко-индивидуального слова "свобода" (а не коллективной "антисоветчины").

Ой, не знаю, Владимир, не мне рассуждать о Советском Союзе, в котором я и не пожила толком. Но вот не кажется ли Вам, что опять биомасса, а не люди, в большинстве? Что на месте сгинувшего вида вырос новый, более сложный?

И опять у нас тут смелые журналисты, опять антигосударственные писатели, антиправительственные артисты... эдакий новый виток спирали истории.

Полина, но все-таки эта биомасса несколько другая. Она уже не так однородна. Толпа хотя бы внешне стала другой, научились хотя бы по-разному одеваться. А вот научиться думать по-разному... это задача не из легких.

СССР бьется в сердце

"... нелепый великан СССР повалился во весь свой угрожающий рост, и красное сердце его остановилось."

Владимир, очень - ну, очень! - хочу надеяться, что Вы правы! Но, вот, прочел заметку Носика про Казахстан, прочел пару статей в газете "Взгляд - деловая газета", вспомнил недавний съезд правящей партии и выборы и ... да, это уже не СССР, но ... все время хочется встряхнуть головой.

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Феликс Юльевич Ярошевский

Степан, все равно - это уже не СССР, это другое и по сути и по масштабу. Корень кубический из Совка, в лучшем случае.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

"Корень кубический из Совка, в лучшем случае"

Во-во! Дерево-великан повалили, а корень остался! Кубический :)

Эту реплику поддерживают: Виталий Комар

Володя, если не ошибаюсь, в начале 80-х  у Вас была замечателная работа -

присвоение художникам воинских званий или чинов: кому генерала, кому

полковника и т.д.

Где я могу найти более подробное описание этой концептуальной акции?

Виталий, это все имеется в архиве МАНИ. Либо персонально - у Монастырского. Но это трудно назвать акцией, это просто некая попытка классификации того круга, в котором мы варились. Маршал всегда был один - Кабаков.

Спасибо, Володя! Я думаю, что "по Гройсу", художником -

генералиссимусом был только Сталин.

В известном смысле, все продолжают "варится в его круге",

тем более, если не ошибаюсь, Ленин говорил о нём, что

"сей повар любит острые блюда".

Кулинария, ведь, тоже - искусство, а повар - тоже художник -

не правда-ли "?" (см. о моём проекте введения "знака иронии").

Знак иронии - как своевременно!

Типа @ или и ©.  Употреблялся бы не реже запятой. Хотя, есть  :-) ...но это слишком добрая улыбка 

Валерий, подробнее об этой идее Вы можете прочесть в описании моей

лекции в Бостоне (программа Premium).

А если без Premium, то где кроме? Недавно рецензировал "Живую кожу" №3, посвященную как отцам-основателям соц-арта типа Бахчаняна, так и прочим, вот и возник вопрос, откуда хвост произрост:)

Игорь, в  комментарии к бостоновской лекции (Premium), идея

и  контекст  "знака иронии"  ("?")  описаны  довольно  доступно.

А хвост - такая же часть позвоночника, как и шея. Следовательно,

хвост, как и позвоночник, произростает (извините за выражение)

"из головы".

"Знак иронии" чувствуется во всем. Даже известный придумщик слов и знаков "из головы" г-н Эпштейн оттуда сразу вылетел! И это еще до того, как ознакомился с комментарием, о котором пишете. По простоте душевной думал вначале, что это либо водка, либо тип аккаунта в "Снобе". Короче, даже не знаю, где его теперь искать. Кинете сцылу?

Кликните на мой "Блог" в "Снобе" и там, среди других тем, найдёте: 24.10.10. 

"Меняя комментарии к своим работам, я меняю сами работы".

О прочитанной лекции в Бостоне в рамках программы Premium в Америке.

Да, Виталий, нашел и благодарю. Не очень, конечно, оригинально (еще Розанов, кажется, все закавычивал), но вполне мило. Тем более, что моя 20-летняя жена (см. фото) и книжки свои, и картины этаким же "знаком вопроса" подписывает. Иногда даже двумя:) Музыкой (времени) навеяло?

 

Спасибо, Игорь, за понимание музыки времени!

Передайте Вашей супруге мои самые искренние поздравления!

Спасибо, Виталий! Ей весьма лестно, а "знак" сей, оказывается, она использует с 10-лет. Что поделать, дети индиго! Кстати тут ее работы, если Вам интересно. Может, черкнёте по этому поводу пару знаков о своих впечатлениях?

http://arts.in.ua/artists/kitebluesky/

Спасибо, очень интересные работы!

Но главное, все мы должны сказать спасибо Сорокину. Его тексты

помогают нам подумать и поговорить на самые разные темы!

Ну, спасибо за доброе слово! Сорокину, без сомнения, респект:)

Кстати, Виталий, вот моя свежая статья в "Независимой газете" о "Новой коже" наших дорогих товарищей эмигрантов:

http://exlibris.ng.ru/lit/2011-01-13/5_skin.html

Хорошая статья, Игорь! Я люблю работы Вагрича Бахчаняна.

В 1980-м, мы с Аликом (в знаменитом журнале ARTFORUM) впервые

опубликовали репродукции его проектов для обложки к  "Лолите".

Вагрич был очень рад...

Так что, - мы с Вами !

Спасибо на добром слове, Виталий! У Вас, кстати, у самого что-нибудь этакое, полиграфическое, в виде книжки-брошуры выходило в последнее время? Интересно было бы глянуть:) Например, мысли вслух "о знаке иронии" где-либо вербализованы?

Игорь, символы и знаки (в том числе и знаки орфографии) - это части

ещё не законченных работ. Я их начал не так давно и, может быть,

буду продолжать гораздо дольше, чем кажется.

Публиковать "вербализацию", о которой вы спрашиваете, ещё рано, но

"процесс пошёл"...

Ну да, гипограммы и дескрипции... Что ж, буду ждать результатов "процесса", держите в курсе:) У меня самого как-то была работка по ведомству оstмодерна, но это несколько иная геопоэтика, о которой здесь: http://www.bohdan-books.com/catalog/book_166_615/

А о Вашем нескромном "отце концептуализма", вообще-то, здесь: http://www.politikhall.com/?page=authors&a_id=14

И кстати, - с Новым годом Вас, Виталий! Удачи во всех начинаниях!

Поздравляю и Вас, Игорь! Ваши работы очень интересны и расширяют

мои представления  о современном искусстве.

Спасибо, Виталий! А не подскажите, чем нынче занята Ваша гм-гм половина, то бишь Меламид? Вы работаете вместе, или уже увы?

В 2003-м мы решили начать работу над индивидуальными проектами.

Вагрич Бахчанян, о котором мы с Вами говорили, считал эту акцию

сознательно сделанной, концептуальной работой -  "метафорической

смертью", в связи с тем, что у нас хранятся важные совместные работы,

цены на которые выросли, как не редко случается после смерти художника.

Сейчас, я не буду ни соглашаться, ни спорить с этой теорией .

Работы Алика можно увидеть на www.melamid.com

После смерти?!! А кто из вас двоих уже умер - Саймон или Гарфункель?:) Наверное, все-таки Леннон... Кстати, для входа на сайт Медамида требуется пароль - знаки и коды вроде "~", "&" и даже "%" не годяться. Что же касатеся 2003-го года, когда вы разбежались, то годом позднее Меламид грозился в ХЖ выпустить "один литературный журнал". Тоже после смерти? Или я что-то пропустил?

Ну да ладно, видно сильно метафорическая была "смерть", про которую писал Бахчанян, если не знаете. Спасибо за инфу, и извините за назойливость:)

Россияне расслоились - это важный результат! Хорошо ли это или плохо? Да, разных - все больше, это плюс, но разница в мелочах - не дает объединиться! Слишком мы категоричны и неуступчивы!

Даже очень уступчивы. Просто уступы основаны на закоренелом супостатстве. :-((((