Мы сходили на балетный класс Николая Цискаридзе

Участники проекта «Сноб» в рамках программы Premium Мария Королева, Петр Холодный, Лилия Скопинцева, Наталья Шелекасова, Екатерина Герасимова, Диана Климовских смогли попасть в Большой театр на балетный класс, который вот уже много лет ведет один из самых знаменитых премьеров Большого, Народный артист России Николай Цискаридзе

+T -
Поделиться:

«У нас на класс не опаздывают», — говорит нам директор пресс-службы Большого театра Катя Новикова и ведет участников проекта «Сноб» на шестой этаж. Мы тихо здороваемся и усаживаемся на лавку. Танцовщики бросают скорее недовольные взгляды: мы загораживаем им огромное зеркало. И приноравливаются смотреть сквозь нас, в остатки своего отражения за нашими спинами.

В зале девушки, чьи имена давно и прочно закрепились в первых строчках балетных афиш Большого: Анна Антоничева и Екатерина Шипулина, и два совсем молодых артиста: Даша Хохлова и Денис Родькин. Они юные дарования, им больше всего и достается. Цискаридзе не скупится на остроты, иногда убийственные, и у Дениса периодически срывается с губ почти беззвучное «бл…».

«Даша! Ты выбери, пожалуйста: ты магазин “Азербайджан” (руки поднимаются вверх) или магазин “Дикси” (руки опускаются вразлет к талии)!» Даша летит в восхитительном, на взгляд дилетанта, прыжке. «Дикси! — строго кричит Николай Цискаридзе, — где руки?»

«Нет, Катя, — обращается Цискаридзе к Новиковой, — кажется, это заговор генетиков против меня, они что-то подкрутили в этом балетном поколении. Мне кажется, я уже должен писать книжку про отсутствие мозга у мужчин как минимум до 30 лет».

«Не понимаю. Вот ты как к театру подходил вместе с Таней (откинув корпус назад, демонстрирует вальяжную походку), а почему, когда ты в театр вошел, ты стал ходить вот так (встает на полупальцы и идет, оттопырив зад, корпусом вперед). Что меняется?»

«Денис! Когда нашу милицию переименуют в полицию, я тебе ее вызову! Сколько можно существовать в рубрике “Здравствуй, дерево”? (В этот момент Цискаридзе, согласно законам балетной пантомимы, изящно стучит кулаком о ладонь и поворачивается к нам.) В качестве паузы, дорогие гости, расскажу вам балетную байку, а все пока дух переведут. Это история про Настю Волочкову, которая в Большом танцевала Жизель. В те времена она, кстати, еще очень хорошо танцевала. Так вот, там есть такой момент, когда героиня должна показать, что кто-то стучит в дверь, и прислушаться (снова ударяет кулаком о ладонь). А Настя так разволновалась, что сделала вот так (стучит ладонью о кулак — жест выглядит весьма скабрезно), ну то есть постучала дверью о руку — ну мы все и полегли».

У станка справа двое колоритных мужчин. Один в костюме покемона (видимо, удобном для разогрева мышц), другой в эффектном золотистом халате поверх красного кимоно. «А человек в кимоно — это Геннадий Янин, управляющий балетной труппой Большого театра и великолепный характерный танцовщик», — комментирует Катя Новикова шепотом, а Цискаридзе громко заявляет: «Раз пришел — вкалывать будешь по-черному!» И он снимает халат и вкалывает, обливаясь потом.

Все комбинации, от которых девушки постанывают еще на стадии диктовки, Цискаридзе выполняет сам, работает в полную силу и только одну женскую связку в конце пропускает: «Я это вам у станка продиктую, у меня вечером еще “Эсмеральда”, на меня две бабы насядут».

Час, отведенный на класс, подходит к концу. Из зала выходят все, кроме Николая Цискаридзе, у которого дальше репетиция: «Всем спасибо! Ну что? Замучили вас грузинские танцы?»

Комментировать Всего 20 комментариев

Зачем вам, премьеру Большого театра, с такой карьерой и таким паблисити каждый день вести балетный класс?

Меня к этому с самого начала и даже против моей воли стала приучать Марина Тимофеевна Семенова, наша великая балерина и педагог. В 2003 году она больше не могла уже приходить в театр, и тогда она всем объявила: с этого дня класс будет вести Коля. Против этого тогда восстали очень многие педагоги, поскольку у меня в классе было очень много народу… ну и так далее. Даже попытались свернуть мою деятельность. Потом у меня случилась травма, и меня почти сезон не было, а когда я вышел, то понял, что если буду заниматься не в той системе, в которой я вырос, то просто не смогу дальше танцевать. И мне пришлось выбить из руководства статус педагога. Хотя мне хватало для него и звания, и образования, но многие были недовольны, поскольку это означало, что появился еще один конкурент. Так что в итоге я это сделал исключительно для себя и для тех немногих людей, которые остались от класса Семеновой. И пока я танцую, я буду вести класс, поскольку мне самому заниматься негде. Это сложно объяснить небалетному человеку, но мне не подходит ни один из имеющихся классов. И повторюсь, если бы я этого не делал, то после такой тяжелейшей травмы я бы просто больше никогда не вышел на сцену. 

У вас в классе занимаются и молодежь, и вполне уже состоявшиеся балерины Шипулина, Антоничева. А вы с ними так жестко… Не обижаются?

Вообще ко мне приходит куда больше народных артистов, чем в тот раз, когда вы были. Ну а что на меня обижаться? Во-первых, они меня знают с детства и знают, что я человек в профессии очень конкретный и непримиримый, а во-вторых, я никого не неволю и не заставляю заниматься со мною. Вариантов много. Но ведь приходят, значит, понимают, какая польза. А так я никого не тащу, кроме двух молодых артистов, за которых несу ответственность, — это молоденькая девочка Воронцова и молоденький мальчик Родькин.

Им, кажется, больше всего и достается?

Да, конечно, ведь им же нужно, чтобы они хорошо танцевали.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Неужели никогда не закусывали губы и не обижались?

Это их проблемы. У меня был один ученик, который закусил губу и обиделся, но он в итоге себе испортил жизнь, не мне…

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Не понимаю, если вы сами делаете связку в полную силу, как вы успеваете следить за всеми в классе?

Это выученность. Я почти никогда не смотрю прямо — всегда через зеркало, потому что там больше видно того, что в итоге видит зритель

Николай Цискаридзе Комментарий удален

Что для вас, не как для артиста, а как для педагога, является критерием успеха?

Дисциплина. Только дисциплина. Я сам вырос в очень жестком режиме, и я просто не знаю, как вести себя по-другому. Я никогда не относился плохо к своим педагогам, и я не могу терпеть непрофессионализма и глупости. Я пришел в класс не время убивать…

Говорят,  Семенова тоже была остра на язык?

Да. Она нас часто довольно сильно обижала и даже била. Но никто не позволял себе обидеться. Когда я был молодой, вокруг меня были люди, которые пытались меня поссорить с Семеновой и говорили: какой же ты дурак, что слушаешь эту старую каргу. Но я уже тогда понимал, что эти люди — враги.

Мое Вам огромное спасибо! И Вам Илья, как представителю Сноба и Вам, Николай, за профессионализм и легкость, пусть и кажущуюся, бытия!

Удивление - это роскосшь, тем паче удивление приятственное. Это со мной и случилось на мастер-классе Николая Цискаридзе. Одно лишь то, что я как бы "подглядела" закулисье Большого, уже удача. Увидеть человека-легенду по-прежнему увлеченного, состоявшегося в своем деле и "живого", то есть не человека-картинку, а реального в 3D, просто подарок судьбы и Сноба. А вот первый раз в жизни слышать французскую родную речь и, понимая слова, ничего не понимать, просто диво-дивное:-)

Николай, до сих пор не могу забыть Ваше потрясающее выступление на нью-йоркском гала-концерте в честь Петра Антоновича Пестова! СПАСИБО ВАМ. Очень надеюсь когда-нибудь попасть на Ваш класс. 

Многоуважаемый Николай, скажите пожалуйста, Вы планируете еще один открытый урок? Я вся горю, как хочу все это лицезреть!

Была приятно удивлена тем, какой Николай – красивый артист в своем рабочем, нелакированном, непубличном облике. Сочетание этой дикой, необузданной красоты и высочайшего профессионализма не позволяет от него глаз оторвать. Цискаридзе – живой, настоящий и очень демократичный в отношении своих коллег по цеху. Природа щедро его одарила талантом, и, тем не менее, на классе сразу стало понятно, что основа его успеха – это труд до седьмого пота. Спасибо Илья, Спасибо Николай.

Рада что оноклубники выбрались на такое замечательное событие. Балет это дейтствительно огромный труд.

Николай, Вы великий артист. 

У меня только маленький вопрос, а кто стоит на первом видео левее всего? Такое впечатление что девочка не держит совершенно спину, оно явно сутулится.

Мне лично было непривычно просто смотреть, потому что ранее я занималась танцами (балетными, правда, совсем символически), поэтому усидеть на месте наблюдающих было трудно: хотелось вскочить со скамейки наблюдателей и попытаться повторить какие-то движения за Николаем, но сдержалась :-) Николай проводил мастер-класс в своей оригинальной манере, шутил, и слегка пожуривал учеников, особенно одного юношу. Я сразу поняла, что его критика - не просто какие-то преподавательские придирки, а нечто другое и совсем не негативного свойства. Так и оказалось - как выяснилось после занятий, этот юноша - любимый ученик Николая...