Что стряслось с американской мечтой?

Фото: Alamy/Photas
Фото: Alamy/Photas
Американский белоголовый орлан
+T -
Что стряслось с американской мечтой?
От редакции
Поделиться:

В начале 30-х годов историк и писатель Джеймс Траслоу Адамс ввел в обращение чеканное выражение American Dream. Вот цитата из его книги «Американская эпопея» (Epic of America): «Это не просто мечта об автомобилях и хороших деньгах, но мечта о таком общественном порядке, когда каждый может полностью реализовать свои способности и этим добиться уважения окружающих». Для многих этот идеал сводится к формуле «Да пошли они все, главное — выживу сам!» (см., например, текущую дискуссию, начатую Владимиром Яковлевым).

О чем на самом деле мечтают современные американцы? Таким вопросом задался Джон Зогби, создатель и руководитель компании Zogby International. Эта фирма вот уже четверть века изучает общественное мнение как в США, так и за их пределами (опросы проводились в 70 с лишним странах).

Последняя книга Зогби называется «Какими мы будем: Доклад Зогби о трансформации американской мечты» (The Way We'll Be: The Zogby Report on the Transformation of the Amercan Dream). И автор действительно живописует весьма серьезные сдвиги американского национального менталитета, зародившиеся в конце ХХ века и оформившиеся в нынешнем десятилетии.

В 2007 году фирма Зогби спросила у 4 тысяч соотечественников, как они понимают смысл американской мечты. 36% респондентов ответили, что это материальный успех, которого лично они могут достигнуть при жизни. Однако такое же количество участников опроса согласились с утверждением, что американская мечта может воплотиться в жизнь не обретением богатства, а духовными усилиями. Но это в среднем, а среди молодых (в возрасте от 18 до 41) сторонники укрепления духа заметно преобладают над материалистами — на четверть. Прочие респонденты либо сочли, что американская мечта в обоих вариантах — недостижимая греза, либо что благосостояние светит лишь их потомкам.

Зогби установил, что многие американцы прекратили идеализировать материальное благополучие и продвижение по социальной лестнице и научились осторожней относиться к некогда господствовавшей идеологии агрессивного индивидуализма. Позиция типа «Пусть мне будет хорошо и плевать на остальное» все еще имеет немало приверженцев, но уважение к ней изрядно уменьшилось. Согласно недавнему опросу, в среднем 60% американцев любого возраста признают, что главная жизненная цель — помогать ближнему и способствовать улучшению жизни на всей планете, причем нередко в ущерб собственным интересам. А за достижение исключительно личного комфорта и материального успеха проголосовали всего 3% молодых, 5% людей зрелого возраста и 7% пенсионеров.

И это очень показательно. Если верить опросам Зогби, его соотечественники перестают слепо обожествлять технический прогресс и проявляют готовность обуздать свои желания ради общественного блага. Они всерьез думают о защите окружающей среды и предотвращении климатических катастроф и с большим уважением, нежели в прошлом, относятся к правам жителей других стран. Такие умонастроения особенно типичны для людей, не достигших тридцати лет.

Зогби видит в этой возрастной группе первое поколение американских глобалистов (First Globals) и возлагает на него немалые надежды относительно сближения США с окружающим миром (и, как правило, его прогнозы исполняются). Быть может, когда-нибудь он столь же оптимистично оценит менталитет Global Russians.

Весь этот комплекс общественных умонастроений Зогби называет «новым американским консенсусом». Он уверен, что через 10-15 лет американцы научатся жить в мире как с природой, так и с другими народами, преодолеют унаследованную от прошлого расточительность и поймут, что терпимость — отнюдь не признак слабости. Если он и в этом не ошибся, то предложенные Бараком Обамой реформы имеют немалые шансы на успех.

Комментировать Всего 24 комментария
эти данные подтверждают мои ощущения

Вообще, амеркианцы не совсем такие, какими их представляют. В частности, недавно читал, что в Америке "оптимистов", каковыми эта страна всегда славилась, сейчас не больше (а скорее даже меньше),чем в Европе - не говоря о повально оптимистичных индусах и китайцах.

Сейчас, похоже, уже всем ясно, что никакого мирового господства Америки не будет, а жуткие проблемы с безработицей и ухудшающеся экономикой - будут. Коммунизм в Америке в 2020 году не наступит - хотя его так ждали...

Любопытно, что американцы с приличными доходами (порядка 80-100 тысяч в год) сейчас встревожены куда больше малоимущих. Причина понятна: им есть, что терять, а свалившаяся на голову суперрецессия породила сильную неуверенность в будущем.

Артем, Вы случайно в желтые таблоиды не пописываете в свободное от ученых занятий время? При чем тут американское господство? Мы же об американской мечте разговариваем - в определении Джеймса Адамса. И американское господство там отсутствует напрочь. И что Вы называете жуткими проблемами с безработицей? Жутко - это сколько процентов? И кто это ждал коммунизма в Америке? Тов. Ленин или тов. Троцкий?

вы приколист

то Вы пишете, что я венесуэлец, а теперь я уже и автор таблоидов? Картина маслом...

А если честно, то таблоиды я даже и не читаю (нет времени даже на обычные газеты) - так что даже с их стилем я не знаком. Очевидно, Вы знакомы с этим стилем - иначе бы не писали о нем.

Проблемы с безработицей... пройдитесь по любому "афроамериканскому" кварталу Америки (без телохранителя), поймете о чем я. Необходим, специально для Вас, дисклэймер - я не расист. Совсем напротив - я и сам лицо кавказской национальности. Просто  штука в том, что в черных районах безработица и преступность бросаются в глаза. За время кризиса более миллиона людей потряли работу. Сейчас мало кто верит в то, что Америка - средоточие добра и справедливости, незыблемая и вечная держава. Нет причин отделять "американскую" мечту от, скажем, гватемальской - всюду мечтают об одном и том же. Вот этому дифференцированному подходу к Америке и всем остальным странам, похоже, приходит конец.

Коммунизма в Америке ждали многие - в частности, сторонники идей конвергентости социализма и капитализма. Согласно этим идеям, капитализм со временем будет становиться все более человечным, и я знаю много людей (как у нас, так и на Западе), которые считали или все еще считают, что уже совсем скоро мы все заживем в справедливом капитализме. Сейчас ясно, что этого не будет еще 1000 лет.

В своей венесуэльской сущности Вы сами признались, так что нечего прикидываться кавказской национальностью. А про таблоиды - просто по роду деятельности привык раскрывать в людях многостороннии таланты. Так что почитайте - глядишь, после этого  журнал Nature станет менее занудным :-). 

И еще я понял про жуткую безработицу - это когда ходишь смотреть на безработных в черном квартале, а самому жутко без телохранителя. А представьте теперь,  если бы Гватемала была размером с США и населением в 300 млн. - где бы Вы предпочли жить: в США или супер-Гватемале?

Про коммунизм как результат конвергенции не согласен. Одним из основных проповедников конвергенции был Гэлбрэйт. Только я не помню, чтобы он за коммунизм агитировал.

И не могли бы Вы определить, что такое справедливость? 

Да не уж-то я Вам говорил, что я венесуэлец? Я там даже и не был никогда.

Насчет супер-Гватемалы... в Гватемале я тоже никогда не был, не знаю, как там. Но скорее всего, не хуже, чем в черных кварталах США. Плюс США в том, что если у Вас есть деньги, жить в черном квартале необязательно. А если их у Вас нет и папа с мамой черные? Тогда Вам будет плохо в жизни и любая Гватемала может показаться привлекательной.

Определение справедливости... Аристотель писал, что целью должно быть не то, чтобы знать, что такое справедливость, а в том, чтобы быть справедливыми. (к этому он еще добавил, что лучше быть здоровым, чем знать, что такое здоровье). Будучи здоровым и справедливым, определений давать не стану. И так должно быть понятно. 

Но расслоение общества на классы, в которых достаток различается на порядки - это точно не справедливость. Ваша и моя работа не может и не должна стоить в 300 раз больше работы сталевара или шахтера. Безработица - тоже не есть проявление справедливости. Плохое образование в государственных школах для бедняков - тоже, это лишает людей из бедных семей каких-либо перспектив в жизни. Справедливость только для белых людей из богатых семей - это не справедливость. Кастовое общество Индии построено по сходному принципу.

Дорогие члены клуба и подписчики! Пользуясь случаем, хочу представить Вам нашего гостевого колумниста Алексея Левина из Америки. Теперь в научных колонках будут появляться такие гости; знакомством с Алексеем мы обязаны Артему Оганову - за что ему большое спасибо.

Среди разного рода положительных вещей (с моей точки зрения) в Америке меня поразило отношение к разного рода "общественным работам" (деяниям). Количество разных "волонтеров", которые "за так" далают много разной работы, просто поразительно. Начиная от добровольной пожарной дружины, кончая людьми, которые изображают из себя "Тимура и его команду" и ходят по домам престарелых людей, работают в парках, регулируют пешеходы около школ, всего и не перечислишь. Спрашиваешь дочь перед выходными: "Ты хочешь с нами завтра на дачу?" - "Нет, я не могу, я завтра волонтирю". И так - регулярно! Если не волонтирит, то едет в Вашингтон митинговать перед Белым Домом по поводу какого-нибудь "потепления климата".  

Не случайно, Обама так удачно разыграл карту community organizer(а).  

А это не поколенческое? Что можно сказать о старших?

На перекрестках около школ обычно пожилые люди дежурят. Молодежь я там не видел.  А в зоопарках много добровольцев из молодежи.  

А еще мы с дочкой садимся на лодку с электрическим моторчиком, плывем по речке Башакил и собираем разный мусор: пакеты полиэтиленовые, бутылки и прочее. Этим летом я хочу подбить друзей помочь мне собрать разный мусор вдоль 17-й дороги (не везде, конечно, а где сможем). 

А у нас кстати есть лекция про мусор вот тут: http://www.snob.ru/kafedra/lecture/2749

В Москве оказывается вообще ужасная ситуация с этим делом... Просто непонятно, как быть.

Степан Пачиков Комментарий удален

Многих приезжих удивляет частое употребление в придорожных объявлениях слова adopted, скажем, adopted highway. Это означает, что за этим участком ухаживает тот, кто "усыновил" эту часть дороги. Гулял сегодня по Riverside парку и вот несколько примеров с фотографиями. Обычно, такие клумбы удочеряют и потом за ними ухаживают жители одного из соседних домов, но в данном случае, как видно из объявления, это волонтеры под названием "Садовые люди".  

Удочеренная клумба

Мачеха

Объявление волонтеров 

Кстати, Обама только что подписал принятый Конгрессом Закон о службе Америке, Serve America Act, который сильно увеличил государственное финансирование множества волонтирских программ.

Обама только что подписал принятый Конгрессом Закон о службе Америке, Serve America Act, который сильно увеличил финансирование многих волонтирских программ. Это примета времени - волонтирству оказывается мощная государственная поддержка.

Степан Пачиков Комментарий удален

С американской мечтой ничего не стряслось, скорее она претерпевает нормальное развитие. В определении Дж. Адамса помимо сугубо материальных автомобиля и денег* присутствуют еще три компонента, а именно: полная реализация своих способностей, способствующий этому общественный порядок и общественное признание. Американское общество было, пожалуй, самым успешным в 20 веке с т.з. развития всех сторон жизни. И неудивительно, что происходит развитие и изменение потребностей людей. Материальная сторона хотя и остается, но ее удовлетворение у все большего количества людей занимает все меньше и меньше времени и энергии. Как результат люди могут больше заниматься удовлетворением тех потребностей, которые связаны с общественныи признанием. Поэтому и американская мечта образца неблагополучных 30-х гг. 20 века выглядит совсем по другому в начале 21 века.

*хотя деньги способны обеспечивать не только материальные потребности, но и, например, духовные; они также могут дать определенный уровень свободы - если к ним правильно относиться

Это глубокая мысль, серьезно. По сути, Вы говорите, что мы наблюдаем естественную стадию эволюции этой системы, по траектории, которая определена её исходными свойствами... Как биолог, я очень люблю такие построения.

Американская мечта и экономическое неравенство

Не все так просто. В последние 10-15 лет экономическое расслоение американского общества очень усилилось, а реальные доходы среднего класса практически заморозились. Поэтому у миллионов людей появились вполне обоснованные сомнения в том, что общество и вправду способно всем предоставить равные возможности. Мне кажется, это обстоятельство сильно стимулировало настрой молодого поколения американцев на духовную самореализацию. 

И не так просто как пишете Вы

Нужно отличать равенство возможностей от равенства результатов. Капитализм дает равенство возможностей, и обеспечивает постоянное улучшение результатов большинства членов общества. Как я уже сказал, американское общество в этом плане было самым успешным в 20 веке. Но равенство возможностей никогда само по себе не приводит к равенству результатов.  Кому-то нравится вкалывать, а кому то пиво перед теликом сосать.

Экономическое расслоение действительно усилилось, но в "хорошую" сторону": богатых стало больше и они стали ОЧЕНЬ богатыми. Это в любом случае лучше, чем если бы бедных стало больше. При этом, замечу, в числе богатых существенно снизился процент наследованных состояний. Большинство стало "self made" , что полностью соответствует американской мечте.

Статистическое понятие реальных доходов не отражает улучшения качества потребляемых продуктов. Например, автомобиль, на котором ездит средний американец сейчас и 15 лет назад - это несопоставимые вещи. Поэтому уровень реального потребления среднего класса вырос значительно больше, чем реальные доходы.

А человек, жалующийся на то, что ему не дают возможности самореализоваться в материальной сфере, точно также будет плакаться и в духовной сфере. И кончит он на той же кушетке перед теликом.

Не столь однозначно

О равенстве результатов речи нет, его не гарантирует ни единый социум. Даже в Древнем Риме раб мог всю жизнь горбатиться в латифундии, а мог стать вольноотпущенником и нажить миллионы сестерциев. Хочу также отметить, что перепроизводство сверхбогачей разрушает прочность той социальной ткани, которая должна интегрировать демократическое общество.

И еще одно. Ресурсы нашей планеты небезграничны, а неограниченное потребление их разрушает неограниченно. Понимание сего факта очень сильно повлияло на пересмотр Американской Мечты, что и отметил Зогби.

Вы же, Алексей, говорили про доходы, а это и есть результаты. А расслоение - это усиливающееся неравенство доходов, т.е. опять же результатов. Поэтому я обратил Ваше внимание на то, что результаты отличаются от возможностей. И американская мечта - прежде всего о возможностях, и только потом о результатах. А Вы начали с результатов (расслоение усилилось, доходы заморозились), а вывод сделали о возможностях. Если использовать Вашу логику, то тогда из того, что бывший раб нажил миллионы сестерциев, следует вывод о том, что у него были равные возможности со свободным человеком.

Перепроизводство сверхбогачей - протворечие в определении. По Вашему, получается, что если все люди, скажем, в той же России станут сверхбогачами, то это плохо.

Уровень потребления может повышаться и при снижении потребления ресурсов. Благодаря росту эффективности потребления ресурсов. Например, тот же автомобиль 15 лет назад пожирал гораздо больше топлива. Нагрузка на природные ресурсы выросла главным образом благодаря исключительно высокому росту народонаселения планеты за последние 100 лет. Рост уровня потребления сыграл здесь менее значительную роль.

Что означают доходы?

Ну, высокие доходы индивидуума отнюдь не обязательно означают экономическую полезность оного. В конце концов, нынешний кризис в немалой степени вызван деланием денег из воздуха на Уолл-Стрите. С другой стороны, миллионы американцев пустились в спекуляции с недвижимостью как раз из-за невозможности иными средствами поддержать жизненный уровень.

И последнее. Если общество выставляет некие цели в качестве обязательного для всех идела, но реально не позволяет значительной части населения их осуществить - это не есть хорошо. Отсюда следует массовая фрустрация и даже разрушение ценностного фундамента, сиречь аномия. Эти настроения Зогби тоже отловил .

Вы правы в том, что высокие доходы  многих финансистов после начала кризиса потеряли общественное признание и таким образом перестали  соответствовать американской мечте. И в значительной степени то имущественное расслоение, о котором Вы говорите, действительно объясняется приобретением состояний, американской мечте не соответствующих. Это, так сказать, издержки очередного финансового пузыря. Пузыри были, есть и будут. Они не отменяют основ капитализма, ничего страшного для общества не представляют и на американскую мечту не влияют.

С Вашим утверждением о спекуляциях с недвижимостью из-за невозможности поддержать жизненный уровень другими способами я не согласен. По Вашему мнению спекуляции с недвижимостью являются признаком бедности. На мой взгляд были низкие процентные ставки и была возможность получать ипотеку без обеспечения. Если предлагают такие халявные деньги, то у большинства людей возникает желание их получить, а не только у бедных.

В США, как и во всех других странах, есть много людей, которые не могут реализовать свои способности. Но процент таких людей в США гораздо ниже, чем в большинстве других стран мира. И в этом особенность американского общества. Поэтому США уже более ста лет является центром притяжения - это видно из миграционной статистики. Опросы Зогби показывают, что 72% населения не считают америкнаскую мечту недостижимой: 36% - считают, что она касается материальных благ, еще 36% относят ее на счет духовных усилий. Но это совершенно не означает, что вторые 36% говорят о духовных ценностях из-за своей материальной бедности. У них изменились ценности как раз из-за роста материального состояния общества в целом. И какая тут фрустрация если 60% населения за то, чтобы способствовать жизни на планете? Может быть Вы не о США, а о Сомали и Судане рассуждаете?