Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Симбиоз с потерей личности

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Однажды душным токийским майским вечером, когда цикады окончательно сходят с ума, а заходящее солнце посылает свой прощальный луч билдингу ISETAN, мой шахматный компьютер Mephisto уберег меня от тяжких увечий…

Звучит вполне началом пелевинского рассказа.

Однако это правда. Десять лет назад я приехал в Токио по приглашению университета Гайго и поселился в университетском мини-кампусе в зеленом одноэтажном пригороде Кичиджёжи. Моя двухэтажная квартирка выходила окнами в крошечный садик, в котором мог поместиться разве что снеговик, вылепленный мною позже, зимой, из стремительно выпавшего и не менее стремительно таявшего снега.

Собственно, это был первый вечер в Стране восходящего солнца. Поужинав, я сел за партию с моим железным партнером. Мы разыграли, кажется, королевский гамбит, и вдруг — все затряслось. Причем и в комнате, и за окном. Впервые в жизни я увидел землетрясение: черепичные крыши соседних домиков закачались, как лодки, готовые уплыть во времена бусидо, ниндзюцу и Басё.

Первые секунды: паника. Наверно, это и есть то самое «выдвижение в ничто», описанное чувствительным Кьеркегором…

Уважаемые профессора Гайго не успели предупредить гостя из неподвижной  России, что Японию трясет регулярно, раза три в месяц непременно.

Голова лихорадочно заработала: что предпринять? Попробовать спуститься вниз по узкой винтовой лестнице или кинуться в окно со второго этажа? Тряска продолжалась. Внизу звенела посуда. Я решился: головой в окно! И тут компьютер пискнул ответным ходом, я инстинктивно скосил глаз: ферзь d8 — f6. Этого мгновения было достаточно, чтобы прийти в себя. Вид шахматной доски напомнил о выдержке. Я замер: подожду мгновенье. И тряска прекратилась.

Речь пойдет не о шахматах, а о железном друге. Если бы компьютер не пискнул, я бы вылетел в окно. То есть компьютер невольно помог в трудную минуту. Неважно, что он шахматный. Этот случай символичный: у человека обозначился друг и помощник на ближайшее столетие. Собственно, ноутбуки в Японии нынче способны и просто предупредить о подземном толчке. Да и вообще о многом, ох, о многом они могут предупредить, от многого уберечь. Во многом помочь. Подставить железную руку. Или волокнистую мозговую извилину.

То самое «глобальное информационное облако» уже не просто накрывает, а хочет стать тобой. И нет никакой необходимости держать в голове, например, бином Ньютона, ежели он в любой момент может всплыть на поверхности глазного яблока, которое рано или поздно станет монитором. И будут всплывать на нем ежесекундно подробности первой Троянской войны, технология изготовления графена-18, молитва «Живые в помощи Вышнего», утренние курсы азиатских валют, трейлер новейшей экранизации «Доктора Живаго», расписание работы фитнеса Vita Nova, цены на недвижимость в Албании, ежеквартальная банковская выписка, частушка «Ехал на ярмарку Ванька-холуй»…

Учитель уже никогда не спросит первоклашку: Вова, сколько будет пятью пять? Смысла нет: Вова с пол-оборота готов поведать о сверхтекучести гелия…    

А я вот спрошу себя: а хорошо ли, что компьютер мне помог?

— Ты не рад, что мы тебя тогда уберегли? — спросит ответно Мировой Электронный Мозг.

— Рад. Но не рад стремительно нарастающей зависимости от тебя.

— Что бы ты делал без меня? Ты так мало знаешь. А что знаешь — забываешь.

— Ты мне помогаешь в этом.

— Я делаю твою жизнь комфортней.

— Делая меня ленивей и неподвижней.

— Экономлю твое время.

— Чтобы я тратил его на тебя.

— Пойми, теперь без меня — никуда. Пора привыкнуть.

— Не хочу.

— Не хочешь — заставим.

— Просто как Сталин с коллективизацией…

— Ты должен идти в ногу с веком. А я помогу. Как пели Kraftwerk: «Я твой слуга, я твой работник».

— Слуга, все активней и наглее влезающий в мое тело.

— А что плохого в этом? Ты станешь сверхчеловеком.

— Перестав быть человеком.

— Симбиоз неизбежен! Смирись, гордый человек!

 Затемнение. Глобальное информационное облако рассекает молния. Гремит гром. Цикады смолкают. Mephisto объявляет мне мат в 6 ходов. Я кладу своего короля на середину доски. Бреду вниз варить кофе.

 Может, и впрямь — лучше было выпрыгнуть в окно?

Комментировать Всего 56 комментариев

Владимир Георгиевич, а какие тексты вошли в этот сборник?

Внутри там русская атака...

Помните, "психическая" в "Чапаеве"? Лучшая сцена в русском кинематографе...

Книжку пока не получил...

-- Красиво идут. / -- Интеллигенция.
И вот ещё один итальянский сборник: ПРИГОВ, РУБИНШТЕЙН, ЛИМОНОВ, СОРОКИН, ЕРОФЕЕВ

MOSCA SUL PALMO DI UNA MANO

La raccolta Mosca sul palmo di una mano propone al lettore italiano una serie di testi ad opera di cinque maestri della scuola postmodernista moscovita: nell'ordine Dmitrij Prigov, Lev Rubinstejn, Eduard Limonov, Vladimir Sorokin e Viktor Erofeev. I testi intendono fornire un quadro d'insieme omogeneo e coerente del processo intellettuale e artistico che ha segnato la cultura russa nel passaggio dall'epoca sovietica al postcomunismo fino all'odierna era di Putin Si tratta di autori già noti in Italia, ma dei quali in questa sede si presentano opere mai tradotte in precedenza e la cui cernita risponde a un preciso disegno. Sono stati infatti gli autori stessi su proposta dei curatori dell'antologia ad "organizzare" il contenuto letterario della medesima, offrendo così una prospettiva della nuova letteratura russa dal suo interno. A questo fine i curatori hanno arricchito l'antologia con una serie di studi critici particolarmente significativi dedicati a ciascuno degli autori in questione. Si tratta di interventi di critici attivi all'interno del processo letterario russo contemporaneo (Michail Berg è lui stesso affermato romanziere, Mark Lipoveckij e Andrei Zorin sono critici militanti i cui interventi sono ben presenti agli scrittori russi contemporanei, Maksim Sapir è uno dei più valenti filologi della nuova generazione). La raccolta che presenta un ampio saggio introduttivo di G.Denissova ed è corredato da brevi ritratti bio-bibliografici dei singoli autori, è destinato allo studente universitario e a chiunque voglia approfondire la conoscenza critica dell'odierno panorama letterario russo.

Снеговик Вася: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА УМЕРЛА!

"И тут вдруг началось ОНО. Пол качнулся вверх: раз, другой, третий. Задребезжали стекла в окнах, зазвенела посуда в шкафу.

Землетрясение. И довольно чувствительное. Сильнее тех регулярных толчков, что случаются в Токио раза два в месяц.

К толчкам я вообще-то привык. К слабым. Но к чувствительному землетрясению привыкнуть трудно: страх, к сожалению, самое сильное чувство.

Ноги сами понесли меня во двор. Там покачивались деревья, столбы и трещали спящие домики. Очнулся я сидящим на снегу возле Васи. Я обнимал его, глядя на мое содрогающееся жилище.

Еще несколько секунд - и ночное землетрясение кончилось". (читать полностью)

С Васей было позже,зимой. Надо сказать, что Вася и излечил от страха: после этой ночи я научился получать удовольствие от тряски Земли. Однажды вернулся после корпоративной университетской вечеринки в соответствующем состоянии, упал на кровать, погасив свет. Стал засыпать, тут оно и началось. И довольно сильное. Не разлепив веки, подумал: "Какой кайф! Тебя качают..." С этим и заснул.

А может, если действительно органически сростись с этим облаком, стать с ним одним, то и забудется его существование, мы останимся собой, только с 4G IDV47DPZ90 процессором под коркой?

Саша, вопрос: останемся ли мы при этом собой. А главное - будет ли возможность осознать - остались мы собою или нет?

Но ведь такой же вопрос можно было бы задать неандертальцу 100 тысяч лет тому назад.

Я знаю, что и Вы, и я собою останемся. А вот компьютер скоро станет вторсырьем для деловитых японцев, высасывающих из него милиграммы золота и кобальта и плавящих из них очередные поколения этих узурпаторов.

Саша, разговор все-таки не про нас, но: сколько времени в день Вы проживаете с этим аппаратом?

Скорее, сколько с ним я не проживаю.

На работе три экрана, мерцающими цифрами и буквами. Если зеленые - хорошо, если красные - беда.

Дома то же - айпады, айфоны, лэптопы и один телевизор.

Надо за всеми ухаживать, втыкать в розетку, подключать к сетке, обувать в обертки и не слишком часто бросать на пол. Я их ненавижу, конечно, наверное как жена неандертальца ненавидела бы корсет, но уж смирился.

Забыться может не его существование, а свое...

Саша, верните пожалуйста прежнее фото, мне оно больше нравилось.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Вячеслав, забыться может все!

А про фотографию: я же не барышня, чтобы нравится!

Но все равно, спасибо за интерес, подумаю.

Саша - Вы, безусловно не барышня! Но, в Вашем возрасте. барышням нравиться еще должны..

Саша, не возвращайте прежнее фото, оставьте эту!

Если бы я был тщеславен, то устроил бы голосование на лучшее фото. А пока - польщен, что Вам это интересно, и постараюсь больше не загрязнять эфир у Владимира. ;-)

Речь пойдет не о шахматах, а о железном друге?

Выпрыгнуть ли в окно? По-моему для Вас, как для литератора, это был бы вполне логоцентричный поступок, ведь, как известно, «счастлив, кто падает вниз головой: мир для него хоть на миг – а иной».  Во-вторых, в Японию, уважаемый Владимир Георгиевич, надо было брать не железного, а живого друга. Вот такого, например. Эта, географически оправданная (по отношению к Японии!) порода котов – «курильский бобтейл», предчувствует землетрясение не в ту же секунду, как Ваша железка, а задолго до него. Чему есть множество свидетельств. Видите, какой у меня дозорный?

 

 

Игорь, но в окне-то было все-таки стекло...

А по поводу пушистого друга: я предпочитаю собак. Но брать туда левретку было негуманно по многим причинам: в Японии чудовищный по продолжительности карантин для въезжающих животных - до одного месяца. Потом, прогуливать собак там нужно токмо на поводке.  Подбирать дерьмо, это обязательно. А сейчас они и мочу собирают специальным сачком, подставляя его вовремя...

Ну да, окно... И потом, карантин... "И головою вперед он бросился в штору окна.  Раздался  удар, но небьющиеся стекла за шторою выдержали его,  и  через  мгновение  Иван забился в руках у санитаров. Он хрипел, пытался кусаться, кричал: - Так вот вы какие стеклышки у себя завели!" Впрочем, Булгакова Вы, я знаю, не любите. А Пригова? Вы читали его роман "Живите в Японии"? Там он, если помните, приехав, первым делом видит человека, похожего на Славу Курицына. А Вас в Японии кто из земляков донимал?

Кто Вам сказал, что я не люблю Булгакова? "Белая гвардия" - виртуозная вещь...Капитан Ураган с черным браунингом: "Витчиняй! Скорийш!" Его подельник с провалившимся носом...Петтура! Петтура!

Донимал тот же Д.А. Со Славой Курицыным и с Пелевиным ели суши говорили о границах литературы на соответствующей конференции...

Насчет Булгакова извиняюсь. Думал, он у Вас в разделе блога "ну, не люблю" где-то между  "ностальгией молодых и старых по совку" и "нашими толстыми лит. журналами" находится. Ведь любовь к роману "Мастер и Маргарита" (от которого Веничку Ерофеева трясло) - из той же обоймы. А так понятно, Петтура... По слухам, Булгаков даже в "самостийника" Довженку как-то стрелял, находясь по ту сторону деникинских баррикад. Что же касается понаехавших в Японию, то это прям беда. У нас даже проф. Шевелёв, живя в Нью-Йорке, все равно в Токийскую национальную библиотеку свой украинский архив завещал. А Вы свой - в случае землетрясения - куда решили пристроить?

Да! Как семя землеёбов в "Голубом сале!"

Быть полноценной личностью - значит прежде всего быть свободным. Важнейшей свободой для человека является способность самостоятельного восприятия и мышления. Вслед за этим идёт возможность беспрепятственного обмена информацией с другими людьми. Стремящейся к идеальности средой для такого общения, не ограниченного практически никакими, кроме разве что законодательных, рамками, является именно Интернет.

Когда я слышу и вижу словосочетание "Интернет-зависимость", я развожу руками в немом вопросе. Ведь в сущности - это невозможное, самоотрицающее понятие. Зависимость от независимости? Несвобода от свободы?..

Компьютеру совершенно наплевать, выбросится человек из окна или сделает следующий ход в шахматном симуляторе. Так же, как и наплевать автомобилю, упадёт на нём хозяин с моста в реку или благополучно доедет до места назначения. Всё это - бездушные, бесчувственные механизмы, при помощи которых наша жизнь всего лишь становится легче, проще, удобнее.. 

Да, у меня зависимость от автомобиля, поскольку я не желаю мёрзнуть на остановке и дышать автобусной вонью. Да, у меня зависимость от парового отопления, электро- и газоснабжения, ибо я не вижу никакого удовольствия в заготовке дров и регулярном натапливании печи. И - да, у меня "Интернет-зависимость", потому что, к примеру, я только что написал этот текст, а вы, господа хорошие, его почти мгновенно прочли.

Эту реплику поддерживают: Mayya Viner-Bykovskaya, Екатерина Белоусова

Дмитрий, к сожалению, зависимость сия нарастает в геометрической прогрессии. Ожидаются качественные сдвиги...

Меня данная тенденция ничуть не пугает.. Мало того, совершенно не полагаю ничего дурного в том, чтобы однажды превратиться в могущественного электрического сверхчеловека.

Это будет нечто потрясающее, феерическое, вот увидите.

Очень точно описано состояние непривычного к землетрясениям человека.  Именно так,  возникает сильное желание выбежать на улицу или выпрыгнуть в окно...   А обьясняется все очень просто,  перед землетрясением идет   по нарастающей  инфразвук ( очень низкочастотный)  его ухом не слышно,  но он воспринимается  и   вызывает приступ тревоги  и  панического беспокойства.  Животные именно на это реагируют  только раньше чем человек. После землетрясения звук прекращается и  эта тревога мгновенно пропадает.

Это особенно заметно ранним утром  , просыпаешься веесь в панике, с одной мыслью  бежать-бежать... потом уже трясет и вроде поздно бежать,  уже думаешь что со второго этажа падать на первый вроде не так уж и высоко,   а крыша прочная , не задавит, главное чтоб пожар не начался......  и  тут раз   все прекращается, становится хорошо и засыпаешь сладко-сладко... 

Да там же , недалеко от Токио, в Цукубе , и примерно в те же времена.

А что если развиртуализироться на другом конце провода?

Про экстремальную зависимость от компсетей было хорошее кино - Суррогаты.

Показан там логичный и естественный следующий шаг - развиртуализация на другом конце провода.

В мир вынесены все пять каналов - паппеты могут всё и даже чуть больше, при этом охраняя своего оператора от боли и опасностей. Своего рода аватары самих себя.

Можно попасть под машину или получить пулю и совсем не пострадать. Может и неплохо? Грииру (Брюс Виллис) эта ситуация явно не нравится. Да и создателям фильма тоже.

А простому жителю - может и сойдет, во всяком случае от землятресения спасёт категорически.

Почему зависимость-то? Мобильный телефон - это зависимость? Нет. По-моему, это просто очень удобно. Точно так же и комп. И при чём тут лень? Как будто её не существовало и до компов и интернета.

Не надо никуда прыгать, нужно просто принять это.

Если говорить о компьютерной зависимости - меня может уже и не спасти. Стараюсь, чтобы участь мою не разделили дети. Как можно закончить школы и университеты с этой всей "помощью" я просто не представляю.

Кстати, насчет школы, Мария! Написал Вам в "личные сообщения", ибо мыла не имею:)

Владимир, имели ли вы в виду addiction ?

Не хватает русского слова!

Слово зависимость (dependence) - из медтерминов и плохо передаёт суть.

Может допустить ещё один англицизм - аддикция?

Написал, и сам поёжился, до того коряво.

Я бросил курить лет 20 назад. Теперь могу по настоящему насладиться сигаретой если захочу.

Как-то Я неосторожно спросил одного заядлого курильщика - зачем создавать себе еще одну зависимость.

Их и так навалом - не разгребешь.

Человек очень расстроился и даже обозлился - видно было, что он давно потерял контроль над ситуацией и сигареты правят его микрокосмом - его очень задевает повышение налога, он изменяет свой ежедневный маршрут, чтобы заехать на колонку где блоки дешевле, итд. Предпринимает много шагов, осложняющих а не облегчающих жизнь.

Это, кстати, первый звоночек...

Давно известно что за этим как и за алкоголизмом стоят биохимические сдвиги.

Может просто спросить биохимиков - не изменён ли состав состав лимфы или других флюидов у сетевых аддиктов?

Может быть концентрация допамина или эндорфина выше когда человек на штеккере Матрицы?

Мне кажется,биохимики уже дали положительный ответ...

Владимир, думаю, не компьютер Вас спас - суждено было бы прыгнуть, прыгнули бы за секунду до. Симбиоз избежен, мне кажется, если подходить исключительно с функциональной точки зрения. Лет 100 назад, наверное, такие же сомнения были - поглотят нас машины или нет. Машин с тех пор расплодилось, а люди - как были со всеми присущими им сильностями и слабостями, так и остались.

А по поводу глобального информационного облака - в разных ситуациях мы принимаем либо суррогаты знаний, либо пытаемся составить свое собственное мнение о факте, событии, Троянской войне, поведении конкретного человека. Так вот информационный и развлекательный фаст-фуд - да, довольно потребляем. Но не всеми же. Или всеми, но не во всех ситуациях. Ну, почти как с едой - иногда вода, иногда устрицы, как-то так. Зависит от ситуации.

Юлия, машины,которых боялись 100 лет назад были совсем другими. Они не претендовали на симбиоз с человеком, а просто теснили его. Сейчас же качественно другая картина: проснется ночью  девушка, а в трусиках у нее копошится IPhone. Она  улыбнется, перевернется на другой бок и снова заснет.

Так все равно, что у нее и под подушкой, главное - что в голове, и что улыбнется и заснет снова. 

Как известно,Лев Толстой очень любил детей,это не имеет прямого отношения к теме,это сама по себе тема,да.

Один мой знакомый – КН, потомок четырех профессоров тоже как-то ощутил подобное. Испугался, решил с этим бороться приличным КН-у и потомку четырех профессоров способом – написал диссертацию на эту тему. Защитился, стал дважды КН-ом или по ихнему говоря Dr.Dr. Понял, что не помогло.

Тогда он занялся скалолазанием, конным спортом и отключил дома интернет. Говорит, что чувствует себя лучше.

Прекрасно! Сейчас уже достаточно людей, принципиально не смотрящих телевизор. Придет время и бойкотирования "глобального информационного облака".

Горы, лошади, женщины..."жить на вершине голой, писать пустые сонеты..."

Сама поза человека у монитора и за клавой сомнительна: она напоминает мне нелепую скульптуру Родена "Мыслитель". О ней хорошо сказал Дали: "Что может делать человек в этой позе? Только гадить!"

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Леонид Гав

Владимир, а ведь в Вашей снобовской фотографии есть что-то от Роденовского мыслителя!

Маша, просто, когда меня снимали, я вспомнил, что до сих пор не дочитал до конца "Бесов"... 

Я "Бесов" тоже не дочитал, хотя дедушка говорил, что оч сильная книга. Видимо, я пока не дорос...

А вот с компьютером на гадящего человека ну никак не похоже:

В Северной Америке многие люди стали отказываться от мобильных телефонов. Неким образом формируется мода: не быть зависимыми от гаджетов.

Выходит все Мы тут гадим...

Или Я что-то недопонял?

Впрочем, к тому что Я делаю на службе этот эпитет вполне применим.

Или от содержания это не зависит?

Victor, проще говоря - человек, работающий за компом, выглядит довольно напряженным. В этой позе нет той свободы, как, например, у человека, читающего книгу в шезлонге, на диване, или даже - сидя за тем же столом. Даже читатели в библиотеках выглядят свободнее работающих в офисах за компами. Я бы не сказал, что Homo computores гадит. Но он выглядит так, что вызывает жалость. Его зависимость от аппарата очевидна даже внешне. Комп напоминает соковыжималку, а роль фрукта исполняет человек.

"Комп", "клава".. А Вы, знать, продвинутый юзер! ;)

Дмитрий, просто лень произносить слова "компьютттттттер" и "клавиаттттттура". Зело громоздкие!

То ли дело:

"Я клавишей  стаю кормил с руки..."

Я клавишей стаю кормил с руки

Под клёкот модема и свет монитора.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернул: disconnection не скоро...

Вечный спор физиков и лириков.

Более миллиона человек в мире получают имплантируемые компьютеризованные приборы снабжённых телеметрией - стимуляторы сердца, мозга, нейронов, дефибрилляторы сердца, и пр. Скоро эти приборы станут частью единой сети. Поздно призывать дух луддитов - поезд уже ушёл. "Киборгов" становится всё больше.  Недоверие и страх технически малограмотных людей к технологии всегда было и всегда будет. В наиболее концентрированной форме эта фобия выражена в недавно прочитанной книге одного философа из МГУ под пугающим названием "Экспертократия".

Но это мало что изменит.

Все, наверняка, видели. Просто навеяло.

О симбиозе, по-моему еще рановато говорить. Компьютер не делает ничего такого чего бы не делал человек в докомпьютерную эпоху. Всему есть «не электронный» аналог. Но разница есть, и эта разница в скорости. Кажется, что в этом страшного? Ну стали мы быстрее решать рабочие вопросы, уже не нужно надиктовывать машинистке письмо, а потом несколько дней ждать ответ. Не нужно рисовать мультфильм кадр за кадром. Не нужно перепечатывать текст из-за помарки. Не нужно помнить цитаты и константы, записал и выбросил из головы.

Мне доводится много работать с регионами, уж не знаю насколько это связано с разницей компьютеризации, но регионы живут медленнее. И рабочие и житейские вопросы, с точки зрения москвича решают «на расслабоне». То, где можно потратить 10 мин, уходит час, с душевными разговорами. Я однажды спросила у коллеги:

--Ты чувствуешь, что Москва живет быстрее?

-- Да, быстрее, но самое интересное:  вы постоянно ускоряетесь.

Мы ускоряемся. И когда мы подойдем к информационному «звуковому» барьеру неизвестно. И что за ним будет, тоже не понятно.  Разрабатывая первые паровозы, думали, что при скорости больше 30 км в час человек может и не умрет, но что-то явно будет. Тогда обошлось.