Александр Липницкий: А я обсудил с коллегами проблемы определения подлинности икон
Наша наука продолжает топтаться на месте. Раньше достаточно было визуального анализа: памятников было немного, мастеров, которые их подделывали, мало. К тому же было много икон только-только раскрытых, из-под копоти, и акцент делался на них.
А сейчас, когда каждая новая икона на счету и на каждую новую икону появляется одна подделка, визуальная оценка, которой так гордились искусствоведы, коллекционеры и знатоки антиквариата, больше не работает. Это показали и выставка, и конференция.
Ведущие эксперты наших музеев высказывали диаметрально противоположные оценки по поводу икон. Возникает ощущение, что истина все время ускользает. И если не будут применены какие-то новые современные методы распознавания подлинной древней живописи, не будут использоваться какие-то приборы, которыми пользуются западные специалисты, не будут проводиться точные замеры возраста дерева, на котором написана икона, без всего этого икону нельзя будет точно атрибутировать. И прежде чем какой-либо искусствовед даст свою оценку, памятник должен получить 100-процентную технико-технологическую экспертизу.
Поэтому в ощущениях от выставки была определенная двойственность — с одной стороны, новые памятники вызывают восторг, был сделан роскошный каталог, а с другой стороны, не всему можно верить, очень много антикварной реставрации, а многие иконы вообще не проходили экспертизу на подлинность. Но сам по себе факт, что 23 коллекционера и 130 памятников, из которых половина никогда не показывались, объединились — безусловно выдающееся событие.