Премьер-министр Владимир Путин дал указание правительству к 2010 году подготовить условия для введения нового налога на недвижимость, который заменит действующие сейчас земельный налог и налог на имущество. Новый налог будет рассчитываться из рыночной стоимости жилья. За счет «более высоких налогов с тех, кто является собственниками огромных квартир, дорогостоящих особняков и больших участков земли» правительство надеется поддержать региональные бюджеты.

В 1999 году Константин Апрелев вместе с коллегами из Российской гильдии риелторов направил в правительство концепцию, в которой, в том числе, содержалось предложение ввести единый налог на недвижимость. Это, по мнению авторов, позволило бы сдержать рост цен на жилье и помочь муниципалитетам в пополнении бюджета. 

«На сегодняшний день из трех бюджетов: федерального, региональных и муниципальных, последний — самый дефицитный, — защищает свою идею Константин Апрелев. — Именно его на 50% отныне должен будет формировать новый налог. Если его введут, то местные власти будут заинтересованы в том, чтобы бизнесмены строили на муниципальных территориях новые здания. Ведь чем больше объектов и чем дороже они стоят, тем больше в местный бюджет поступает налогов. Бюджет Парижа, к слову, на 60% формируется за счет налога на недвижимость». 

Апрелев не спорит с тем, что многим гражданам, которые сейчас используют недвижимость в качестве объекта инвестиций или просто имеют излишки квадратных метров, придется более рационально распоряжаться своими активами.

Как будет рассчитываться налог, пока непонятно. В Великом Новгороде с 2000 года проводился эксперимент по введению нового налога. Начав с величины в 3,5% от рыночной стоимости квартиры, эксперты в конце концов уменьшили ставку до 0,5%. Для данного региона она была признана оптимальной. Правда, в Москве по этой ставке за двухкомнатную квартиру в спальном районе ее владельцу пришлось бы платить ежегодно больше 1000 долларов США. Впрочем, в правительстве обещают до 2010 года отработать все необходимые методики.

Одно из предложений состоит в том, чтобы на федеральном уровне установить максимальные ставки, а муниципалитетам предоставить право самим выбирать ту ставку, которую они считают разумной. В праве местных властей вводить различные льготы для пенсионеров, военных, инвалидов и других категорий граждан. При этом будет предусмотрена система необлагаемого минимума. Ну, например, 18 кв. м на человека не облагаются налогом, а все, что сверх этой площади, облагается. Но верхнюю планку опять же устанавливают местные власти.

Константин Апрелев не видит особой проблемы с определением адекватной рыночной стоимости недвижимости. «Институт независимой оценки в стране сформирован. Главное — чтобы у гражданина была возможность опротестовать рассчитанную государством стоимость его жилья с помощью независимых оценщиков, как это происходит, например, в Чили».

Однако серьезной проблемой, по его мнению, может стать непрозрачность муниципальных бюджетов. «Как бы не вышло так же, как с коммунальными платежами, — тревожится Апрелев. — Сумма платежей растет, а куда и на что уходят эти деньги, в большинстве случаев непонятно. И мы ничего не можем с этим сделать. Поэтому нельзя вводить новый налог тупо, без обеспечения большей прозрачности перераспределения средств. Граждане должны увидеть прямую связь между увеличением налогов и, например, появлением новой детской площадки во дворе».