Фото: предоставлено Сарой Мун
Фото: предоставлено Сарой Мун

В этом году МАММ отмечает 25 лет со дня основания. Юбилейный осенний сезон в музее открылся семью выставками российских и иностранных художников и фотографов. Две из них — «Однажды где-то, но не здесь…» Сары Мун и «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860-1970-е годы» — вошли в экспозицию XII Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021», посвященную работам современных художников, фэшн- и стрит-фотографов. Выставки остальных художников стали частью основной экспозиции музея. 

Французский фотограф, видеохудожница, мастер модной и документальной фотографии Сара Мун сотрудничает с МАММ с 1998 года. За это время в музее было показано семь ее масштабных фотоэкспозиций. В юбилейный год МАММ представляет своего рода ретроспективу творчества Сары Мун. В выставку «Однажды где-то, но не здесь…» вошли ее известные работы самых разных направлений: портреты, фотографии для глянца, серия «Цирк», съемки животных, проекты по классическим сказкам Андерсена, натюрморты, пейзажи и индустриальные съемки разных городов, включая российские. 

Фото: предоставлено Сарой Мун
Фото: предоставлено Сарой Мун

Выставка «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860-1970-е годы» посвящена развитию фотографии в России и роли фотоискусства в жизни страны. В экспозицию вошли 248 работ значимых советских и российских фотографов и слайд-шоу Бориса Михайлова. Сотрудники МАММ провели исследовательскую работу: к каждому снимку подготовили рассказ о его создании, биографию автора и описание использованных фотографических техник. Кураторы выставки уделили особое внимание теме развития цвета в фотографии — экспозиция демонстрирует зрителю, как появляются и эволюционируют технологии, наполняющие снимки цветом.  

Фото: Дмитрий Бальтерманц
Фото: Дмитрий Бальтерманц

Выставка «День за днем» создана творческим супружеским дуэтом художников Миши Лейкина и Маши Сумниной, которые в 2019 году стали «Художниками года» по версии Cosmoscow. В МАММ будет представлена фотодокументация их перформанса Over&over. Каждый день, с 1 января 2021 года, они оборачивают деревянную фигуру в форме единицы в разные «одежды» из тканей, бумаги, листьев, медицинских масок, наращивая пласт за пластом. Перформанс продлится ровно год. Результатом станет один объект и 365 его промежуточных форм, которые можно будет увидеть только на фотографиях. В МАММ зрители увидят промежуточную стадию фотопроекта, при этом выставка будет дополняться новыми снимками.

Фото: предоставлено авторами проекта
Фото: предоставлено авторами проекта

«Ближе к смыслу» — посмертная выставка российского художника Никиты Алексеева. «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАММ…» — написал он в своих заметках 10 марта 2021 года. 26 марта его не стало. МАММ, много лет сотрудничавший с Алексеевым, посвящает выставку памяти художника, а саму экспозицию сотрудники постарались сделать такой, какой он хотел ее увидеть. 

Иллюстрация: Никита Алексеев
Иллюстрация: Никита Алексеев

Экспозиция «Я не здешний, я чужой» посвящена памяти классика современного искусства, легенды московского андеграунда Олега Целкова. Фразу «Я не здешний, я чужой» Целков часто говорил окружающим, описывая самого себя. В МАММ будут представлены его работы разных лет, а также показаны документальная лента «Я не здешний, я чужой» Александра Шаталова о жизни и творчестве художника и картина «Путь Целкова» французского режиссера Николя Идиро, в основе которой — эссе лауреата Гонкуровской премии Эмманюэля Каррера. 

«Сила искусства. Просроченный юбилей» — экспозиция давних друзей МАММ, арт-дуэта «ЕлиКука» художников Олега Елисеева и Евгения Куковерова. Этой выставкой они решили отметить собственный юбилей (в том году дуэту на двоих исполнилось 70 лет) вместе с МАММ, а заодно в прямом смысле измерить силу искусства. Экспозиция открывается вопросами, на которые практически невозможно дать ответ: «Можно ли измерить силу искусства в ньютонах?», «Сколько она может составлять в пересчете на лошадиные силы?», «Как прилагаемая к искусству сила сказывается на его стоимости?», «А может быть, искусство точнее уподобить электричеству и измерять его силу в амперах?», а после зрителю предлагается найти ответ на практике. Художники создали специальные тренажеры: один из них, к примеру, позволяет качать мышцы с использованием холстов в качестве утяжелителей. 

Иллюстрация: предоставлено авторами
Иллюстрация: предоставлено авторами

«Чужие здесь не ходят» — выставка работ родоначальника российского видеоарта Сергея Шутова. Художник был одной из самых влиятельных фигур ленинградского и московского андеграунда 1980–1990-х годов и клубной культуры нулевых, стал главным художником легендарного фильма «Асса», а позже занялся виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» и, бесспорно, стал основоположником этого направления в России. В МАММ будут представлены знаковые произведения Шутова 1990–2000-х годов, в которых он исследовал компьютерные и звуковые технологии. Среди них: видео 1994 года «Удивительно, какая тишина!» и «Тайна двух океанов-2», в которых Шутов превращает советские фантастические фильмы в психоделические видеоклипы, интерактивная инсталляция «Чужие здесь не ходят», видеоинсталляция «Вместо Минотавра», погружающая зрителя в гипнотическое путешествие по московскому метро, и другие видеоработы.

29 сентября
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16
Начало в 19.30