Фото: пресс-служба Московского метрополитена
Фото: пресс-служба Московского метрополитена

Елена Лейв, Германия

В Германии мы живем давно, и проблем с покупкой билетов у нас не было. Системы турникетов тут нет. Теоретически на платформы метро и городских электричек нельзя проходить без билета, но контроль чаще всего происходит в самом транспорте. Во многих городах вход в автобус предполагается только через переднюю дверь, а билет нужно показывать водителю.

Мы предпочитаем покупать проездной на год — первый раз его нужно оформлять в офисе, а потом раз в год автоматически снимается оплата с банковского счета. Проездной представляет собой пластиковую карточку с электронным носителем внутри. На платформах и вокзалах стоят автоматы, в которых можно купить билеты. Такие автоматы есть во многих автобусах и трамваях, можно купить билет у водителей и, конечно, в интернете.

В больших городах действует система зонирования, цена поездки зависит от того, через какие зоны проходит маршрут. В пригороде Берлина внутренние билеты — они годятся для проезда только внутри определенных поселков, а для проезда в саму столицу нужно покупать другой билет.

В каждом городе своя транспортная компания и система оплаты проезда. Например, в Мюнхене надо было покупать сцепку из десяти талончиков. Для тех, кто не жил в городе, это часто становилось проблемой. Особенно для иностранцев, которые прилетели в страну впервые. Перед автоматами, продающими билеты в аэропорту, даже поставили людей, которые помогали купить билет, но они не объясняли, что выгоднее для пассажира. Город раньше был разбит на зоны, а те, в свою очередь, на кольца (сейчас остались только зоны), и понять, сколько талончиков нужно пробить при поездке, многим было трудно.

Туристы часто не понимают, что талончики нужно пробивать в салоне автобуса и трамвая или на платформе электрички и метро. Они покупают билет в автомате и считают, что все сделали правильно, а их штрафуют.

Основная проблема для иностранных пассажиров — они думают, что система оплаты транспорта аналогична той, к которой они привыкли в своей стране. Например, в Германии билет обычно предполагает пересадки в течение определенного времени без какой-либо доплаты, а в Испании в 2016-м нужно было оплачивать отдельно каждый вид транспорта. И моя знакомая из Мадрида, которая приехала к нам, заплатила втрое больше, чем было нужно.

Проездные на месяц, несколько месяцев или даже на год могут быть намного выгоднее краткосрочных для тех, кто пользуется транспортом постоянно. Но многие пассажиры боятся потерять такие билеты, поэтому выбирают варианты с коротким сроком действия. В Москве эту проблему уже решают с помощью виртуальной карты «Тройка»: сейчас на нее можно записать билеты на 30, 90 и 365 дней — и избавить себя от лишних тревог. В 2022 году появится «Кошелек»‎ и другие типы билетов. На первом этапе сервис работает на Android-устройствах.

Также помогает решить проблему личный кабинет приложения «Метро Москвы». В нем можно привязать физическую карту «Тройка», чтобы в случае ее потери у пассажира ‎была возможность перенести остаток средств и поездок на новую карту. 

Фото: пресс-служба Московского метрополитена
Фото: пресс-служба Московского метрополитена

Валерий Печейкин, Испания

Недавно я был в Барселоне, где покупка билета на метро стала для меня жизненной необходимостью. Было это в первый день моей поездки. Я гулял по Рамбле и решил обязательно дойти пешком до «Дома костей». Решил — сделал. И вот, стоя возле шедевра Гауди, я понял, что сил на обратную пешую прогулку у меня нет. Благо, в двух шагах была станция метро «Пасео-де-Грасия». Я спустился, нашел билетный автомат и решил, что смогу сам во всем разобраться. Выбрал английский язык, решил купить билет сразу на десять поездок: так выгодней. Все, теперь нужно расплатиться. И тут я понял, что не взял с собой наличные. Ну, ничего страшного, выбрал оплату по карте. Но тут я понял, что не взял с собой карту… Ну, ничего страшного, оплачу через pay pass. Я приложил телефон к значку карты. Аппарат молчал. Я приложил телефон к значку с деньгами. Аппарат по-прежнему молчал. Я стал прикладывать телефон к окну автомата, к месту выдачи билета, к щелочке для монет. Поймал на себе удивленный взгляд пожилой испанки. Подумал, как я выгляжу в ее глазах: какой-то мужик, словно шаман, поглаживает телефоном билетный автомат. Как объяснить ей, что я москвич, избалованный Собяниным и бесконтактной оплатой? Испанка ушла, но появилась другая. Я смотрел, как она направляется к турникету, и понял: она мой шанс. Или я останусь здесь, на «Пасео-де-Грасия», навсегда. Испанка подошла к турникету, вставила билет, створки раскрылись. Она прошла, а я — мгновенно — за ней. Это было как фламенко. Сердце мое стучало: «А что, если увидит полиция?» Но, к счастью, все обошлось. На следующий день у меня уже были наличные, карта — все необходимое. Я купил билет, подошел к турникету, вставил билет. Но, видимо, не той стороной: турникет выплюнул его назад. Я пожал плечами, взял билет, сделал шаг назад и уперся во что-то спиной. Обернувшись, я понял, что вчерашнее «фламенко» повторилось — но уже со мной. Сзади стоял какой-то мужчина. Он стоял очень близко, я успел почувствовать его дыхание. Он резко отступил и перепрыгнул за спину к другому пассажиру. Но перед этим я услышал, как он — на чистом русском языке — ругался, что я не прошел. Я успел только рот открыть, но соотечественника уже поглотила станция метро «Каталония». Шумели поезда, а я стоял и думал, как трудно русскому человеку найти надежную спину.

Москва — мировой лидер по количеству способов оплаты проезда в общественном транспорте, и с каждым годом жители города все чаще пополняют транспортные карты без обращения в кассу. В октябре 2021-го появилась возможность платить за проезд с помощью системы распознавания лица Face Pay, а с декабря 2021 года через приложение «Метро Москвы» в кошелек Samsung Pay и Google Pay можно добавить виртуальную «Тройку». Оплатить проезд с помощью смартфона можно на валидаторах и турникетах с приемом банковской карты. Департамент транспорта обещает постоянно увеличивать их количество, и к концу 2022 года оплатить проезд виртуальной «Тройкой» или банковской картой можно будет на любом турникете метро.‎

Борис Аронштейн, США

Я живу в США с 1989 года — достаточно долгое время прожил в Нью-Йорке, Иллинойсе (Чикаго), Техасе (Хьюстоне) и Нью-Джерси. Также часто навещал Бостон (Массачусетс), где жили мои родители. Из всех видов общественного транспорта за все время жизни в США пользовался только метро, которое очень разветвлено и относительно — по сравнению с лондонским — недорого. Для примера расскажу о том, как устроена оплата проезда в метро Нью-Йорка, основой которого является MetroCard (проездной билет) и разовый билет (Single Ride):

  1. Оплата за каждую поездку (Pay-Per-Ride). В настоящее время стоимость одной поездки — 2,75 доллара (пересадки бесплатны). Вы можете внести на карту любую сумму, и с нее будет удерживаться стоимость каждой поездки (новая карта «стоит» 6,5 доллара — стоимость двух поездок плюс стоимость самого проездного — 1 доллар). Карта может также использоваться на повременной основе (неограниченное количество поездок за определенное время) или как комбинация этих двух режимов использования, а также для оплаты трансферов AirTrain между основными аэропортами (JFK, LaGuardia, Newark) или поездок на экспресс-автобусах (Express Buses) Можно также купить MetroCard для неограниченного количества поездок на 7-дневный ($33) и 30-дневный срок (33 и 127 долларов соответственно). Для людей в возрасте 65 лет и старше предусмотрена скидка 50%. Для студентов и школьников предусмотрены студенческие проездные билеты со скидками при поездках с восьми утра до пяти вечера.
  2. Разовый билет (без возможности пополнения) — 3 доллара.

Оплатить MetroCard можно в специализированных автоматах (Vending Machines) как в самом метро, так и в ряде точек в городе как наличными, так и кредитными и дебитными картами. Кроме того, проездные билеты можно оплатить прямо со смартфона, загрузив в него специализированное приложение. Сам процесс приобретения и использования проездных и разовых билетов не менее прост и эффективен, чем в московском метро. Это же относится и к стоимости (учитывая, естественно, среднюю зарплату жителя Москвы и Нью-Йорка).

Личный кабинет в приложении «Метро Москвы» появился год назад, и в нем пассажиры могут не только подключать виртуальную «Тройку» или Face Pay, но и покупать любые билеты, переносить баланс с одной «Тройки» на другую, настраивать автоплатеж и смотреть историю операций. Список возможностей постоянно пополняется — например, скоро в личном кабинете можно будет оплатить парковку или купить билет на пригородный автобус.

Елена Картушина, Италия

В миланском метро на первый взгляд все кажется просто: спускаешься, покупаешь билет в киоске или в автомате и едешь по линиям. Но, во-первых, процесс покупки в автомате не быстр. Сначала надо выбрать язык, потом зону, потом количество поездок, потом дождаться печати чека, и только потом — билета. Не удивительно, что к каждому автомату очередь.

Можно купить проездной. Если он не именной, то максимум на десять поездок. Если хотите на месяц — приготовьтесь потратить как минимум полдня.В Милане для этого придется поехать в центр, к Дуомо, и пойти в местный ATS. Там взять номерок и часа два-три ждать очереди. Карту выдают сразу. Теперь можно ее заряжать — ricarica per favore — в каждой табачной лавке (но только за наличный расчет) или в киосках метрополитена — там иногда принимают по безналу.

И все: 35 евро (или студенческий от 14 до 28 лет за 25 евро) — и катайся, сколько влезет, на всех видах транспорта. 

Можно попытаться оплатить проездной онлайн на сайте. Но у меня не получилось. Италия пока с онлайн-сервисами на вы.

Если не хочется стоять в очередях и покупать поездки оптом, всегда есть вариант пройти с картой бесконтактной оплаты. Но стоит помнить: выходить из итальянского метро придется так же, как зашли. Если вошли по проездному, выйдите по нему же. Оплатили бесконтактно — та же карта должна быть на выходе.

Один раз у меня не сработал выход. Я пыталась доказать дежурному, что все в порядке, показывая подтверждение операции в онлайн-банке с телефона 15 минут назад. Он меня любезно выпустил — и тут же попросил войти. В ответ на мое недовольство объяснил, что поездка действительна в течение полутора часов, так что дополнительных денег с меня не спишут, а он должен проверить, что все в порядке. Я вошла. После этого он попросил меня выйти. На мое очередное закатывание глаз ответил, что мог бы вообще не проявлять любезность и выписать штраф на 40 евро. Но система выхода точно сработала.

Москва — город с одной из лучших транспортных систем в мире, которая постоянно совершенствуется. В будущем пассажирам для навигации и оплаты проезда в любом виде транспорта понадобится только смартфон. Уже сегодня в приложении «Метро Москвы» можно не только оплачивать проезд — оно подскажет самый быстрый и удобный путь, предупредит о закрытых участках метро, покажет загруженность вагонов в режиме онлайн и предложит маршруты прогулок по городу.

Фото: пресс-служба Московского метрополитена
Фото: пресс-служба Московского метрополитена

Мария Пустошилова, Чехия

В Праге пассажиры сами покупают проездной, сами его пробивают и, за исключением редких случаев, все это никто не проверяет — система держится на честном слове. Проездной действует на автобусы, метро и трамваи. Тарифы зависят от зоны: в столице и пригородах цена на проезд разная. Для студентов действуют скидки — до 26 лет. Если студент старше, скидка ему не положена.

Бумажный проездной можно купить на полчаса, сутки, неделю и три месяца. За городом, если проездного нет, можно заплатить за проезд водителю. Также можно оформить виртуальную карту «Литачка» — это что-то вроде российской карты «Тройка» — и оплачивать в приложении нужные зоны на нужный срок. Еще проездной можно оплачивать с помощью СМС.

Проездной действует несколько лет — потом его надо перевыпускать. Я недавно делала перевыпуск — заказала карточку онлайн через приложение. Новый проездной мне прислали в конверте в почтовый ящик.

Подробнее о том, что такое виртуальная карта «Тройка», зачем она нужна и как ею пользоваться, можно прочитать здесь.

Подготовила Полина Пинчук