Что сказал мэр Калининграда

Калининграду могут вернуть его прежнее немецкое название — Кенигсберг. Об этом 9 мая заявил глава администрации города Феликс Лапин, подчеркнув, что это не официальная позиция, а его личное мнение. «Кант жил где? В Кенигсберге. У России, я считаю, была бы гордость от того, что Кенигсберг — это российский город, в составе Российской Федерации. Может быть, область не стоит называть Пруссией, можно оставить название Калининградская или по-другому назвать — например, Западной Россией», — сказал градоначальник в интервью «Эху Москвы».

В самом западном регионе России тема переименования Калининграда в Кенигсберг возникает не впервые и регулярно вызывает полемику. Прежний мэр Калининграда Юрий Савенко был против возвращения Калининграду прежнего названия: «Категорически против возвращения имени Кенигсберг. Я родился в Калининграде, я — калининградец. Пусть так и останется. И лично у меня нет внутренней ассоциации: "Я калининградец, то есть внучок Михаила Иваныча Калинина"».

«Есть целое поколение людей, которые родились здесь. И для них Калининград — это их родной город. Наверное, их послушать надо», — подчеркнул нынешний мэр. Лапин не опасается, что после перемены названия Германия потребует вернуть город ей. «Если мы изменим название, то Германия может востребовать [город] обратно — я считаю, что это сегодня не обосновано». Ранее Кенигсберг уже был российским городом, и тогда его название не менялось. Город и окрестности в результате Семилетней войны (1756—1763) находились во владении Российской империи.

По мнению Лапина, историческое название необходимо вернуть также городу Советску, бывшему Тильзиту.

Попытки переименования города

4 июля 2002 года жители Калининграда начали акцию «За Кенигсберг» — ее целью было возвращение исторического имени города к его 750-летию, которое отмечалось в 2005 году.

В заявлении активистов, которые не причисляли себя к какой-либо политической силе, говорилось: «Жителям нашего города при условиях равноправия не может быть отказано в том, что давно уже реализовано другими городами в России — в желании вернуть историческое название и одновременно избавиться от имени сталинского сообщника».

В поддержку переименования города высказались экс-министр культуры Михаил Швыдкой («Калининград — город российский, при этом он может называться даже Кенигсбергом»), немецкий писатель Гюнтер Грасс («Имя Кенигсберг якобы не должно укореняться в сознании живущих здесь людей. Я считаю это большой ошибкой — не надо обманывать молодое поколение, которое здесь растет, в отношении истории города»), академик РАН Владимир Топоров («России выгоднее самой вернуть на карту название Кенигсберг, чем ждать, пока это произойдет под напором неизбежных жизненных обстоятельств») и другие публичные фигуры.

История Калининграда

Город Кенигсберг (Königsberg) был основан в 1255 году как замок Тевтонского ордена. Официально имя Кенигсберг город получил лишь в 1724 году, в год рождения Иммануила Канта, а до этого юридически существовали три разных города — Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт, которые и объединились под этим названием. В Германии и самом Калининграде это название нередко используется до сих пор. Нынешняя Калининградская область лишь с 1945 года стала принадлежать Советскому Союзу. До этого территория входила в состав Восточной Пруссии со столицей в Кенигсберге. 4 июля 1946 года после смерти Михаила Калинина главный город области Кенигсберг в его честь был переименован в Калининград.

Геополитические проблемы Калининградской области

После распада СССР Калининградская область оказалась отрезана от основной территории страны. Из-за своего географического расположения регион часто становился предметом геополитических конфликтов, в первую очередь с Литвой. Также шла речь о «регерманизации» территории и перемещении области частично или полностью в состав Польши.

В 1997 году председатель литовского сейма Витаутас Ландсбергис заявил: «Калининград, по правде говоря, не является суверенной территорией России. И никогда не был... Сейчас это — настоящая колония, которую завоевали Советы, Россия от имени Советского Союза».

В 1990-х годах некоторые местные политики призывали к созданию Балтийской республики и ассоциированному членству в Европейском союзе.

В 1994 году в парламенте Германии представители правой оппозиции выдвинули идею о создании литовско-российско-польского региона, который соответствовал бы исторической области Восточной Пруссии. Ни у правительства ФРГ, ни у России этот проект энтузиазма не вызвал.