Еда

Размеры многих музеев позволяют проголодаться задолго до того, как закончишь осмотр экспозиции. Поэтому выпить кофе или съесть сэндвич/пирожное/салат можно практически везде. Но в некоторые места хочется вернуться именно ради еды.

Да, из музея жареной колбасы в Берлине, с завода и музея шоколада в Лугано или из музея консервов в Остине нам не уйти голодными. Но сейчас не об этом. А о том, что обзор достопримечательностей в Вене стоит начать с кафе при Художественно-историческом музее. Там невероятно вкусно кормят, а находится кафе так высоко под сводами музея, что можно рассмотреть все фрески Климта, расположенные почти на потолке. Штрудель и кофе здесь замечательные (хотя, если повезет, в Шеннброне можно попасть на так называемое штрудель-шоу, и там это лакомство есть не только вкусно, но и интересно). В музее Хундертвассера там же, в Вене, всегда особенно красиво на Рождество: каждый год хозяева придумывают особенную тему для стилизации кафе и создают с помощью простых вещей удивительно праздничное настроение. Делается это так душевно, что хочется обязательно вернуться на следующий год.

Сами, кстати, музейщики к ресторанам и кафе на своей территории относятся более чем прагматично — как к источникам постоянного и уверенного дохода. Именно на это делают ставку Национальный музей искусства Каталонии в Барселоне и даже Центр Помпиду в Париже. Сайт Edo Tokyo Museum встречает посетителей интерьерами ресторана на заставке. Рейтинг лучших ресторанов при музеях периодически публикует журнал Forbes. Да и к выбору персонала здесь подходят более чем ответственно: так, один из лучших сомелье Лондона — это составитель винной карты в Tate Museum. А если мы поели, можно и...

Поспать

Билет на территорию дворца Топ Капы в Стамбуле обеспечит нас досугом на целый день. Здесь можно бродить по бесконечным улочкам, слушать аудиоэкскурсии, завтракать, обедать и ужинать в местных кафе, ни разу не повторившись, бегать с детьми по Гарему и играть в догонялки, а когда устанешь, то и просто спать на широких плитах при входе. Почему-то многие выбирают именно последний вариант досуга. Может, потому что мечети в старом городе стоят слишком близко к отелям, а муэдзин начинает петь в пять утра?

Но это днем. А что же ночью? Для любителей ходить в музей по ночам просто специально создана «Ночь музеев». Впервые она прошла в 1997 году в Берлине, и с тех пор во многих городах арт-перформансы продолжительностью в одну, а то и несколько ночей проходят регулярно. Причем включается в эту историю сразу весь город. Так, в октябре, когда проходят Белые Ночи в Париже, множество различных представлений раскиданы по всему городу. Жонглеры в садах Тюильри, танцоры и фаер-шоу превращают пространство города в самостоятельный арт-объект. Любители искусства и просто люди, охочие до новых впечатлений, с удовольствием перетекают из музея в музей или гуляют по улицам. В России, кстати, «Ночь музеев» тоже появилась почти четыре года назад. Правда, в отличие от Европы или Буэнос-Айреса, Москва и Питер гуляют не всю ночь, а максимум часов до двух. Галереи и музеи представляют наиболее интересные, на их взгляд, программы. И если, на ваш взгляд, окажется не слишком интересно, то народу столько, что можно все-таки спокойно поспать полчаса, оставаясь незамеченным.

Вообще же, ночные приключения в музее — тема более чем актуальная с момента выхода в прокат фильма «Ночь в музее» с Беном Стиллером. Поэтому многие музеи в США и в Европе предлагают для детей и их родителей ночной досуг и развлечения. Семьи приходят сюда на всю ночь со спальниками и желанием провести время в необычной обстановке. И эта идея увлекает не только детей, но и взрослых... Так, в канун прошедшего Рождества в музее Берлина появилась живая инсталляция Сома: теперь здесь можно поспать на вращающейся кровати в обществе оленей и канареек. И, несмотря на стоимость удовольствия в тысячу долларов за ночь, все ночи вплоть до конца февраля тут же были раскуплены. Автор идеи — художник Карстен Хеллер.

С ребенком

Кстати, о детях. Выходной день с ребенком в музее уже давно перестал быть скучной родительской повинностью. В большинстве современных музеев есть специальные студии, где проходят мастер-классы, студии и workshop для детей самого разного возраста. На сайтах многих музеев целый раздел посвящен детскому досугу, так что план действий можно разработать заранее.

Можно участвовать в создании арт-объектов вместе с детьми, либо оставить их на попечение профессионалов и отправиться в тот же музей, ресторан или в кино. Хозяева музеев вполне серьезно воспринимают свои территории как альтернативу семейному досугу выходного дня в торговых центрах. Поэтому к магазинам, паркам, кафе и ресторанам вполне логично примыкают кинозалы. Где-то показ фильмов — это лишь часть экспозиции, а где-то вполне самостоятельный вид досуга. Причем интересно, что французы устраивают показ азиатских фильмов (в частности, их можно посмотреть в Лувре), а японцы в музее Современного искусства в Токио демонстрируют множество фильмов европейских. Такой вот взаимный реверанс.

На шопинг

Магазины, магазинчики, лавчонки и shopping centers есть практически при каждом музее. А иначе откуда бы мы брали бесконечно милые нашему сердцу фотокопии любимых полотен, плюшевых мишек в стиле ар-нуво, футболки с репродукциями Гогена и прочий бесценный хлам? Лидером в этой сфере, безусловно, является Modern Museum of Arts, и там торговля сувенирами приобрела настоящий размах. В МоМА, конечно, все надо осматривать в быстром темпе — и магазины в том числе, потому что люди присутствуют повсюду и постоянно. Но это не помешает настоящему фанату провести здесь несколько часов. Причиной тому впечатляющий состав дизайнеров — от классиков (таких как Ле Корбюзье и Кастильоне) до современников (Карима Рашида и Рона Арада). При этом впечатляет географический охват вопроса: узнать, что создают сегодня молодые дизайнеры Токио или Сеула, Мадрида или Небраски, в MoMA Store всегда удастся. Можно покупать и везти домой, а можно просто наслаждаться выбором. В конце концов, иногда необязательно есть все, что дают.

Особенностью этого бренда является то, что музейный магазин перерос себя и фактически уже превратился в отдельный бизнес. Это уже не магазин при музее, а самостоятельный арт-объект. Помимо того что два таких магазина есть в Нью-Йорке, такой же магазин можно найти, например, и в Токио. И MoMA Design как бренд очень активно раскручивается. Для тех, кто плохо переносит толпу и не любит книги, здесь есть кафе и фантастическая панакотта с черешней. Впрочем, это мы сбились с темы.

Когда искусство превращается в бизнес, это понятно. Но есть и те, кому удается из просто бизнеса сделать искусство. Например, тот же Эрмитаж, обойти который целиком за один приезд, кажется, так никому и не удалось. На самом последнем этаже, куда можно попасть только на служебном лифте и случайно, находится бутик. Это такая причудливая смесь ювелирного магазина, подарочного салона и ателье. Никакого отношения к миру искусства все эти предметы не имеют. Да и не надо. Достаточно впечатляющей цены и местоположения — покупателей всегда с избытком.

Теперь для эстетов. В лавочке музея Виктории и Альберта можно найти шелковый топ в стиле ар-деко по эскизам журналов мод 1920-х годов или сумку с узором от основателя движения Arts and Crafts Уильяма Морриса. В магазинах в Прадо и галерее Уффици во Флоренции — копии ювелирных украшений со знаменитых картин. Скажем, серьги, которые изображены на «Мадонне с младенцем» Филиппо Липпи, из позолоченного серебра с жемчугом и бирюзой — и красиво, и необычно. Но главное, наверное, — это книги и альбомы с репродукциями, их хочется увезти практически из каждого музея. Правда, платить за перевес порой приходится не по-божески.

За dolce vita

Идеальное место в этом смысле есть в Яффо, и это дом-музей Иланы Гур. Нет-нет, никаких табличек «здесь жил и работал», письменных столов и диванов, отгороженных от посетителей веревочкой, и вообще никаких музейных экспонатов. Собственно, это просто дом на берегу моря, где живет и работает художница. Если повезет, вполне можно пообщаться и с ней самой, хотя она предпочитает не выходить в те моменты, когда в доме посетители. Зато к людям с удовольствием выходят ее невероятно красивые доги. Но пленяет не это… И даже не гостевая комната, где туалет фактически представляет собой библиотеку с собранием самых невероятных книг на всех языках, не артефакты, собранные Иланой по всему миру, не газеты на стенах, где она позирует то с одной, то с другой знаменитостью.

Нужно отправить всех подальше (например, в магазинчик украшений на нулевом этаже, там легко можно застрять часа на два), в одиночестве подняться почти на самый верх и зайти в комнату под лестницей. Здесь окна выходят на море. И если встать рядом с огромным, во всю стену, окном, глядя, как бьются практически у ног волны, то можно представить, что каждое утро ты смотришь на эти волны, ощущаешь ладонью мощь камней в кладке дома, пишешь свои картины на самом последнем этаже, принимаешь редких гостей и выгуливаешь двух догов по извилистым улочкам Яффо. И тогда становится совершенно очевидно, как надо жить. Даже без музеев.