Художник и декоратор Александра Вертинская представила в галерее «Триумф» серию зарисовок Римского форума. Емельян Захаров называет этот проект жены «эскизами к картине, которая могла бы быть».

Рисунки, объединенные в цикл Manu intrepida (с латыни — «Твердой рукой») выполнены в классическом жанре «зарисовок путешественника» на основе сделанных Вертинской фотоснимков. По ее словам, для работы в традиционной манере, то есть кропотливого вырисовывания разбитых колонн и барельефов с натуры, у современного художника просто нет времени.

Вертинская говорит, что своими зарисовками пытается привлечь внимание к этюдам как к конечной точке творчества — ведь эскизы бывают интересней самой картины. По академическим принципам художник обязательно должен сделать «главную картину». Для этого он должен лет десять, как Александр Иванов, собирать материал, а потом запереться в мастерской, выдать шедевр и вывесить его в музее.

«"Явления Христа народу" могло и не быть, — говорит Вертинская, — достаточно этюдов, в них виден ход мысли художника. А сама картина, на мой вкус, засушенная клеенка, которая мало что выражает».

Член клуба «Сноб» Стас Жицкий долго бродил по выставке и выразился на этот счет более натуралистично: «высиженные жопой» произведения искусства уступают сделанным легко и быстро.

Александра Вертинская окончила Суриковский институт: «Мне ставил руку Таир Салахов, я вышла после него гиперсупертехнарем, могла сделать все что угодно в любом стиле. Такого не умеет ни один студент ни одного художественного института в мире. Но я понимала, что это же могут еще 60 выпускников моего курса, и мы ничем друг от друга не отличаемся! Академизм начинал раздражать».

Со временем Вертинская поняла, что академизм и есть то, что ее отличает от других художников. Серию Manu intrepida она называет возвращением к традиции.

Многим Вертинская знакома по дизайну московских ресторанов, но Емельян Захаров считает, что она прежде всего художник, причем очень прибыльный для его галереи.

Захаров считает, что «красивое, спокойное искусство сегодня и есть провокация. Полгода назад со скандалом вручали премию Кандинского художнику Беляеву, которого обвиняли в фашизме. И на OpenSpace.ru опубликовали беседу нескольких художественных критиков, в которой критик Катя Деготь стыдливо признается, что видела картины Вертинской и, представляете, неожиданно понравилось! Так девочки обычно признаются, что порнушечку в "Хастлере" подглядели. Что может быть провокационней?!»

Елена Краевская