17 января. Координационный совет Минобразования одобрил проект образовательного стандарта для старших классов. Это такой документ, который дает общие установки и регламентирует нагрузку и количество предметов — на его основе потом составляется школьная программа. В СМИ вяло обсуждались нововведения — например, среди обязательных предметов, по задумке, должны были остаться только четыре: «основы безопасности жизнедеятельности», «Россия в мире», физкультура и «индивидуальный проект». А русский, литературу, математику, географию, химию, иностранный и все остальные предметы нужно будет выбирать. Причем выбор будет ограничен: из одной «предметной области» вроде филологии можно выбрать только два, например, русский и литературу (или, скажем, родной язык и литературу). А всего не больше семи предметов. А если больше, то за деньги. Разработчик проекта стандарта, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков в ответ на опасения «Новой газеты», что вместо знаний детям будут прививать «патриотизм», сказал так: «Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны важнее математики и физики».

28 января. Русскоязычный интернет был потрясен письмом учителей, которые описывали, как будет выглядеть учебный план старшеклассника, если стандарты будут приняты. На этот раз все услышали, что вместо математики у старшеклассников будет ОБЖ, а выпускник в соответствии со стандартом должен быть «патриотом, гражданином и солдатом». Один из авторов открытого письма — Сергей Волков, учитель из московской 57-й школы, — организовал сбор подписей. Подписались 16 тысяч человек.

31 января, когда обсуждение достигло пика, Андрей Фурсенко неожиданно объявил, что стандарты пока приниматься не будут.

2 февраля. На заседании президиума правительства Фурсенко выслушал от Путина ряд ценных советов: организовать общественное обсуждение, провести какой-нибудь эксперимент и ни в коем случае не заставлять детей выбирать профессию раньше времени. И снова обещал поработать над стандартами.

7 февраля. Публичные люди высказались о плохих стандартах и перспективах деградации российских школьников. И никто не заметил, что в тот же день автор письма Сергей Волков помирился с автором стандартов Александром Кондаковым. Кондаков сообщил, что разговаривал с Волковым полтора часа и за это время выяснилось, что раньше учителя и разработчики просто не понимали друг друга. Потому что авторы стандарта вовсе не собирались лишать старшеклассников математики и литературы в угоду ОБЖ или патриотическому воспитанию. Просто они сформулировали непонятно. А на самом деле, продолжает Александр Кондаков, стандарты написаны с учетом новейших требований международной педагогики. И упоминает все ключевые слова, которыми оперируют продвинутые «образованцы»: PISA (международный тест) показывает, что Россия сильно отстает по математике, чтению и естественным наукам; школьное образование должно быть построено на «деятельностном» подходе, а не на ценности абстрактных знаний; задачей педагогов должны быть «компетенции», а не информация по предметам.

Автор проекта очень рад критическим замечаниям, он вносит правки в текст стандарта и просит продлить обсуждения еще на два месяца. Среди прочего он сообщил, что государственные деньги были выделены только на стандарты для младшей и средней школы, а для старших классов коллектив написал их бесплатно.

9 февраля. Министра образования и науки Андрея Фурсенко на «Правительственном часе» в Госдуме спросили, не стыдно ли ему за авторов образовательных стандартов. Министр ответил, что ему не стыдно. Что стандарты нуждаются в доработке, но никакого ужаса в них нет — мол, читать надо внимательнее.

Внезапный — во всяком случае, для разработчиков и министра — общественный интерес к школьным стандартам, наверное, является хорошим признаком. Вроде бы нам не все равно, чему учат детей. Но поможет ли перевод документа на нормальный русский язык повернуть школу к «деятельностному» подходу, а через него — вообще к хорошему образованию?