Евгений Миронов: Сорок дней мы жили монастырем
Альбер Камю написал «Калигулу» в 1938 году в расчете на себя как главного актера. Но поставили эту пьесу уже после войны, в 1945-м, и роль обезумевшего по собственной воле римского тирана с большим успехом сыграл Жерар Филипп. Странным образом Камю, который в своей публицистике выступал как яростный обличитель диктатур, в своей пьесе если не оправдывает, то по крайней мере заставляет сочувствовать императору, поскольку все его зверства вызваны почти гамлетовским желанием обрести высшую свободу. И, как и в «Гамлете», толчком к этому обдуманному безумию главного героя стала смерть близкого человека; у Камю — сестры и возлюбленной Калигулы Друзиллы.
Эта пьеса хорошо и прочно забыта на Западе, а вот в России у нее на удивление успешная сценическая судьба. За последние 20 лет Калигулу играли Виктор Авилов, Олег Меньшиков (в постановке Петра Фоменко), Константин Хабенский (в спектакле Юрия Бутусова), Александр Балуев и Владимир Епифанцев.
Спектакль Някрошюса был изначально рассчитан на Евгения Миронова и возглавляемый им Театр Наций. Идея возникла еще во времена совместной работы Миронова и Някрошюса над «Вишневым садом» в 2003 году, однако премьера состоялась лишь в начале 2011-го. Все актеры, включая даже тех, кому это вроде бы и не по статусу, например, Марию Миронову, Игоря Гордина и Алексея Девотченко, прошли жесточайший кастинг, прежде чем были утверждены на роли в спектакле.
<object width="448" height="330"><param name="movie" value="http://www.infox.ru/player/standAlone/infoxstandalone-091014.swf"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><param name="flashVars" value="recordname=mp4:/64/95564/video_1.f4v"></param><embed src="http://www.infox.ru/player/standAlone/infoxstandalone-091014.swf" flashVars="recordname=mp4:/64/95564/video_1.f4v" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="448" height="330"></embed></object>
После окончания спектакля, уже ночью, вся труппа наконец собралась отметить премьеру. Евгений Миронов бегал среди коллег и друзей, обсуждая постановку, и периодически поднимал тосты, рассказывая о том, как тяжело шла работа.