Евгений Миронов:
Сорок дней мы жили монастырем
Участники проекта «Сноб» Евгений Миронов и Мария Миронова сыграли главные роли в одной из самых ожидаемых премьер сезона — «Калигуле» в постановке Эймунтаса Някрошюса. Спектакль представил публике Театр Наций под руководством Евгения Миронова
-
- Фото: РИА Новости
Альбер Камю написал «Калигулу» в 1938 году в расчете на себя как главного актера. Но поставили эту пьесу уже после войны, в 1945-м, и роль обезумевшего по собственной воле римского тирана с большим успехом сыграл Жерар Филипп. Странным образом Камю, который в своей публицистике выступал как яростный обличитель диктатур, в своей пьесе если не оправдывает, то по крайней мере заставляет сочувствовать императору, поскольку все его зверства вызваны почти гамлетовским желанием обрести высшую свободу. И, как и в «Гамлете», толчком к этому обдуманному безумию главного героя стала смерть близкого человека; у Камю — сестры и возлюбленной Калигулы Друзиллы.
Эта пьеса хорошо и прочно забыта на Западе, а вот в России у нее на удивление успешная сценическая судьба. За последние 20 лет Калигулу играли Виктор Авилов, Олег Меньшиков (в постановке Петра Фоменко), Константин Хабенский (в спектакле Юрия Бутусова), Александр Балуев и Владимир Епифанцев.
Спектакль Някрошюса был изначально рассчитан на Евгения Миронова и возглавляемый им Театр Наций. Идея возникла еще во времена совместной работы Миронова и Някрошюса над «Вишневым садом» в 2003 году, однако премьера состоялась лишь в начале 2011-го. Все актеры, включая даже тех, кому это вроде бы и не по статусу, например, Марию Миронову, Игоря Гордина и Алексея Девотченко, прошли жесточайший кастинг, прежде чем были утверждены на роли в спектакле.
После окончания спектакля, уже ночью, вся труппа наконец собралась отметить премьеру. Евгений Миронов бегал среди коллег и друзей, обсуждая постановку, и периодически поднимал тосты, рассказывая о том, как тяжело шла работа.

Это интеллектуальная пьеса, и было очень трудно найти, нащупать стиль именно Камю. И я очень благодарен Някрошюсу, потому что он изначально шел непроторенной дорогой, не пользовался какими-то привычными для самого себя вещами. Он искал. Безусловно, это был он — Някрошюс, но он хотел понять Камю до конца. Это трудно: Камю был совершенно молодой человек, философ, основатель теории экзистенциализма… Разобраться в этом за 40 дней нереально, но мы жили монастырем, не расставались, у нас был один выходной — 1 января, и мы сильно погрузились в эту историю. Я думаю, этот спектакль нам самим еще придется познавать, в нем много чего заложено, и нам еще многое не открыто. И если Бог даст, будем его играть.

Это интеллектуальная пьеса, и было очень трудно найти, нащупать стиль именно Камю. И я очень благодарен Някрошюсу, потому что он изначально шел непроторенной дорогой, не пользовался какими-то привычными для самого себя вещами. Он искал. Безусловно, это был он — Някрошюс, но он хотел понять Камю до конца. Это трудно: Камю был совершенно молодой человек, философ, основатель теории экзистенциализма… Разобраться в этом за 40 дней нереально, но мы жили монастырем, не расставались, у нас был один выходной — 1 января, и мы сильно погрузились в эту историю. Я думаю, этот спектакль нам самим еще придется познавать, в нем много чего заложено, и нам еще многое не открыто. И если Бог даст, будем его играть.
Эту реплику поддерживают: