С одной стороны, все новое падает в океан (как спутники ГЛОНАСС) или улетает в неведомые космические дали (как новый спутник «Гео-ИК-2», который должен был помочь возрождению программы космической геодезии, закрытой 25 лет назад). Это вроде бы естественно: космические программы — венец технической культуры, и страны с сырьевой экономикой вроде Эмиратов даже не покушаются на такие затеи.

С другой стороны, есть сфера, в которой Россия не просто конкурентоспособна, но и доминирует, — это доставка людей и грузов в космос. США приняли решение отказаться от использования собственных шаттлов — и в этом году Россия станет единственной страной, доставляющей людей на МКС.

Эволюция космических аппаратов — чрезвычайно медленный процесс, ведь на каждую разработку нужны огромные средства и долгие испытания. Ракеты серий «Союз» и «Протон» были разработаны еще в 60-е годы, и с тех пор мало изменились, отлично справляясь со своей задачей. По мнению многих, именно это обстоятельство позволяет России удерживаться на плаву в ситуации, когда многие звенья старой системы разрушены.

Правда, в конце этого года планируется стыковка с МКС частного калифорнийского аппарата Falcon, чьи полеты на орбиту, если они будут налажены на постоянной основе, могут стать дешевле, чем полеты «Союзов».

Станет ли этот год последним годом российской гегемонии в космосе и способна ли Россия продолжать развитие собственного космоса, обсуждают участники проекта «Сноб».

[heroes]