«Старухы» и Даниил Хармс на «Красном Октябре»
«Старухы» — это визуально-акустическое представление, которое длится всего 40 минут, и это позволяет отыграть два спектакля за вечер. О дальнейшей судьбе своей работы режиссер Федор Павлов-Андреевич ничего не рассказал — кажется, он больше не планирует ее показывать. Зато Федор сообщил мне, где и при каких обстоятельствах он освоил горловое пение, которое при постановке «Старух» пришлось очень кстати.
Во время спектакля Павлов-Андреевич, выполняющий обязанности суфлера, переругивался, спорил, перешептывался со Степанидой Борисовой и просто гудел и рычал. Рычал он примерно так:
Но всех заинтересовавшихся горловым пением Федор предупредил, что это небезопасно.
Степанида Борисова играет в спектакле одновременно и мертвую старуху, и автора, и его собеседников — и все это практически не двигаясь: она сидит на стуле, привязанная к нему белыми простынями. Иногда слышен голос режиссера и одновременно суфлера, который при этом остается невидим. Он дирижирует спектаклем и сам в нем участвует, вытворяя удивительные вещи с текстом Хармса.
В перерыве между первым и вторым спектаклем народная артистка России, якутская актриса и певица Степанида Борисова рассказала мне, что она познакомилась с Федором на фестивале «Роза мира» три года назад.
Степанида Ильинична живет в Якутске и работает в драмтеатре. Она приезжает на гастроли в Москву нечасто, только когда у нее есть на это деньги: билет стоит 42 тысячи рублей. Выяснилось, что муж Борисовой, министр культуры Якутии, не возражает против творческих экспериментов своей жены.
Среди зрителей в зале были замечены композитор Владимир Мартынов, Ольга Свиблова, бельгийская художница Изабель де Борхграв, знаменитая своими скульптурами из бумаги. Правда, она приехала уже к самому концу и не стала комментировать спектакль. Зато своими впечатлениями поделились другие гости, которые хоть и пришли вовремя, но минут тридцать теснились в небольшой комнатке при входе, терпеливо ожидая команды подниматься по темной лестнице наверх — в темный зрительный зал. Во мраке зала стояли две башни: черная — для режиссера, и белая — для актрисы.
Художница и ювелир Катя Бочавар отвечала за визуальную часть постановки. Она рассказала, что «Старухы» — проект некоммерческий, а основная ее коммерческая работа сейчас — создание для биеннале современного искусства в Венеции русского павильона, куратором которого уже второй год подряд становится Ольга Cвиблова. Свиблова тем временем рассматривала только что подаренное ей Катей кольцо из муранского стекла.
Бочавар объяснила, почему она оставила Павлова-Андреевича во мраке.
После спектакля зрители выходили из зала с горящими глазами и обсуждали режиссерский талант Федора Павлова-Андреевича, который из гламурного персонажа светской хроники вдруг вырос в многообещающего европейского режиссера — в России его творчество и сравнить-то особенно не с чем.