Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Михаил Елизаров

/ Москва

Михаил Елизаров: Козленок, который умел считать

Козленок научился считать до десяти. Так начинается мультфильм. Козленок ходит по лесу и считает подвернувшихся животных

+T -
Поделиться:

Это, на первый взгляд, невинное действо почему-то вызывает среди сосчитанных панику. «Ну вот, — горько заключает всякий раз Теленок, когда счет пополняется, — теперь он и тебя сосчитал!» Так, одного за другим, Козленок «сосчитывает» Корову, Быка, Коня, Свинью. Взбешенные животные в погоне за Козленком попадают на паром. На пароме уже находятся: Гусь-капитан, Пес, Кот и Баран. На пароме возникает паника, его грузоподъемность только на десять пассажиров. Срочно требуется тот, кто умеет считать. Козленок устраивает перекличку по присвоенным номерам, и паром благополучно плывет на другой берег — вот когда пригодилось знание счета. Рассказчик заканчивает историю тем, что Козленок теперь работает при пароме — считает зверей при посадке.

На первый взгляд, сказка акцентирует комическую составляющую сюжета. Это сатира на мракобесие и страх перед образованием. Но в этой детской истории имеется и второй завуалированный план. Он скрывает совсем иную интерпретацию сюжета.

Примечательно, что все существа, встреченные Козленком на берегу, — это парнокопытные. Очевидно, говорящий Козленок — это уже совсем не Козленок, а мальчик, вдруг открывший в себе дар счета: ведь не говорится, что его научили, он сам научился, родил знание из себя. Этим Козленок и необычен. Прочие животные также предельно очеловечены: Теленок — простоватый мальчуган, Корова — деревенская озлобленная женщина, Бык — работяга-психопат, Конь — гневливый интеллигент в пенсне, Свинья — агрессивная городская женщина пролетарского склада. Узнаваемые социальные типы. Все они объединяются одним словом — «скот». А скот сказочный, говорящий и очеловеченный, уже без натяжки может называться «человеческим стадом».

Что же происходит: Козленок метит «скот», присваивает каждому животному инвентарный номер. Теленок, коровий младенец, устами которого глаголет истина, сразу проникает в сомнительную суть совсем безболезненной операции. Именно он говорит взрослым, что произошло непоправимое — они сосчитаны. Надо сказать, что Животные по неведению, добровольно, из любопытства соглашаются на это. И Козленок, как бы между прочим, используя простейший казуистический прием, прибавляет к счету новую жертву.

Возникает вопрос: а кто же этот Козленок? С одной стороны, он тоже существо с копытцами — часть человеческого стада. С другой стороны, он — дитя Козла. Козел — одна из древнейших личин Дьявола. Козленок как его сын — это безусловно Антихрист, увлекший впоследствии все «стадо» на паром.

Символы реки и плавательного средства в большинстве религий имеют сакральный смысл и указывают на границу мира живых с миром мертвых. Паром и река — место соприкосновения со смертью. Паром перевозит «на другой» берег или на «тот свет». Обитатели или слуги «парома», кстати, отнюдь не парнокопытные: это Пес, Кот и Гусь. Есть, правда, еще Баран — очевидный пассажир.

Едва Животные погрузились, паром начинает тонуть. Причина, по словам Гуся, в том, что паром рассчитан на 10 пассажиров. Всего персонажей в мультфильме – ровно 10, поэтому число 10 — это не что иное, как синоним максимума. Одним словом, паром рассчитан на всех без исключения. Он может вместить все человеческое стадо. Чего же боится капитан Гусь? Очевидно, что на «пароме», в мистической точке перехода в Ад, оказались недосчитанные звери. Вот от этого и может затонуть паром. Гусь инициирует еще одну перекличку. Единственный, кто не был сосчитан из «стада» — это барашек. В мультфильме он черный, как образ заблудшего, погубленного агнца. Но, как ни странно, еще не сосчитанного. Когда Козленок по второму разу пересчитывает Животных, паром благополучно уплывает на «другой берег». В итоге все погублены. А Козленок-Антихрист и поныне сидит на берегу — среди живых. Он заклеймит своим числом каждого садящегося на паром смерти.

Комментировать Всего 4 комментария
Михаил, спасибо!

Я фанат!

мощщ. мощщная мощщ.

Прекрасная интерпритация!

Можно было ещё интерпретировать как конфликт интеллектуала с интеллигенцией.