Незадолго до премьеры пьесы французского драматурга Ясмины Реза «Бог резни» главный режиссер «Современника» Галина Волчек пригласила проект «Сноб» на первый прогон спектакля. «Я очень довольна спектаклем. Мне приятно, что наша премьера проходит в мае, в рамках фестиваля «Черешневый лес» — мы живем в довольно мрачной ауре в прямом и переносном смысле, а наш спектакль — возможность разрядить негативные эмоции и оказаться в хорошей атмосфере». Комедия в постановке режиссера Сергея Пускепалиса идет без антракта около двух часов, так что все внесценические театральные радости, включая посещение буфета и изучение фотографий труппы, пришлось вкусить до третьего звонка.

Перед прогоном зрителей приветствовал режиссер Сергей Пускепалис. Галина Волчек, которая любит открывать новые имена и часто зовет для сотрудничества дебютантов, подчеркнула, что «Пускепалис дебютант только на сцене "Современника".  А в театре он много лет. Работал несколько лет главным режиссером в Магнитогорском театре, ставил в Ярославле, в "Табакерке" и в театре Фоменко». Кстати, Пускепалис — выпускник Мастерской Петра Фоменко 2001 года. Однако публика лучше знакома с Сергеем как с киноактером — в фильме «Простые вещи» Алексея Попогребского он сыграл главную роль. Пускепалис подошел к сцене, оформленной в стиле псевдохайтека, и сказал несколько слов о том, как важен для создателей спектакля первый показ.

Спектакль начинается как подчеркнуто интеллигентный разговор двух семейных пар за чашкой кофе с пирогом. Супруги Вероника (Ольга Дроздова) и Мишель (Сергей Юшкевич) приглашают в гости Аннет (Алена Бабенко) и Алана (Владислав Ветров), чтобы цивилизованно разрешить конфликт своих детей. Сын Аннет и Алана вмазал сыну Вероники и Мишеля бамбуковой палкой по щеке и выбил несколько зубов. Все начинается чинно и мирно, но слово за слово, и обстановка становится все напряженнее.

Скандал нарастает буквально с каждой фразой, один за другим и гости, и хозяева теряют контроль над собой: Аннет перестает мило улыбаться и начинает падать в обморок, ее муж постоянно ведет переговоры по телефону, хозяин дома «бычится», а его жена после бесплодных призывов решить дело миром переходит на истошный крик. «Никакое самое искусное притворство в таких ситуациях не помогает. Абсолютно бессмысленно этикетом, пирогом и взаимными реверансами маскировать свои истинные чувства — природную агрессию и жажду защитить своих детей», — убеждена Галина Волчек. Попытки уладить конфликт цивилизованно не удаются, и в ход идут «народные средства». В тех же холодных хайтековских декорациях на смену кофе приходит русская водка в стеклянном автомате Калашникове, а первоначальная идея составить некий меморандум с изложением претензий оборачивается чуть ли не рукоприкладством. Причем не только между противоборствующими «бандами» — обе супружеские пары не находят лучшего места и времени, чтобы поговорить по душам.

После водки мир во всем мире почти неизбежен — казалось бы, чем не мораль. Однако почему-то после первоклассно переведенной Дмитрием Быковым пьесы Ясмины Реза она не кажется очевидной. Идея научиться вести диалог с противником представляется куда более привлекательной. Разудалым родительским боям ни одни дети не станут аплодировать столь же бодро, как зрители актерам.

Российская премьера спектакля «Бог резни» состоится 21 и 22 мая на основной сцене театра «Современник» в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

Марина Федоровская