Когда я пришла на открытие галереи, здесь уже собралась солидная толпа, а у входа в дом 22 по Калверт-авеню замер сурового вида охранник.

Внутри я сразу увидела хозяйку галереи Нонну Матеркову с огромным букетом белых тюльпанов. Она о чем-то оживленно беседовала с директором Института проблем современного искусства Иосифом Бакштейном.

Матеркова уже десять лет возглавляет лондонскую штаб-квартиру российской консалтинговой компании Roslink Advisory Corporation. Искусство для нее, скорее, хобби. Отвлекшись ненадолго от гостей, Матеркова рассказала мне о галерее.

Галерея открылась выставкой Past Future Perfect, на которой представлены работы художников Александра Бродского, Павла Пепперштейна, Хаима Сокола, Леонида Тишкова и Станислава Волязловского.

Курирует выставку Дэвид Торп (David Thorp), за плечами которого работа директором в South London Gallery. Мне удалось застать его в галерее еще до начала приема гостей, когда я заехала сюда днем — посмотреть, как сотрудники Calvert 22 добавляют последние штрихи перед открытием выставки.

На открытие приехал художник и архитектор Александр Бродский. Я спросила его, заинтересует ли лондонскую публику современное русское искусство.

Художник Хаим Сокол рассказал мне, что русские художники на лондонской арт-сцене смотрятся довольно выигрышно.

Леонид Тишков также приехал на открытие, но поговорить с ним мне не удалось. Я только и увидела, как он на огромной скорости пронесся к выходу через толпу гостей, выкрикивая на английском с сильным русским акцентом: «Я потерял свою сумку! Там все мои документы! В соседнем кафе!»

Работы Тишкова уже разглядывала Наталья Носова из Art Media Group. «А вот эту работу он связал из ста своих старых носков, — рассказывала ей Матеркова. — Он хотел показать, что именно носки защищают душу, когда она уходит в пятки». Носова подошла к работе, понюхала и констатировала: «Не воняет!»

Леонид Тишков, «Чехол для души»
Леонид Тишков, «Чехол для души»

Евгения Найман, специалист аукционного дома Phillips de Pury по современному искусству, рассказала мне, что считает открытие Calvert 22 большим успехом. «Именно в Ист-Энде всегда происходит все самое интересное в мире современного искусства. Здесь зарождаются новые направления, появляются новые имена... так что просто отлично, что теперь в эксцентричном Ист-Энде появились и работы русских художников!» Убедительное доказательство ее слов можно было наблюдать вокруг. Посмотреть на русское искусство собралась самая что ни на есть ист-эндовская публика: люди в сумасшедших нарядах и с волосами, выкрашенными в невероятные цвета.

Всех переплюнул трансвестит, явившийся познакомиться с современным русским искусством в платье из желтых бумажек-липучек для заметок.

Впрочем, на фоне современного русского искусства он смотрелся достаточно органично.