Британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, автор опер «Иисус Христос — суперзвезда», «Кошек», на днях представил в Лондоне новую постановку своего мюзикла «Рассказано Дживсом» (By Jeeves) по романам П.Г. Вудхауса про Дживса и Вустера. И это всего лишь слова. «Рассказано Дживсом» к понятию «мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера» не имеет никакого отношения. На «Кошек» и «Иисуса Христа — суперзвезду» этот мюзикл похож так же, как Япончик на Аль Пачино.

Во-первых, идет он вовсе не в каком-нибудь зале на три тысячи мест, как когда-то какой-нибудь «Призрак оперы», а в никому не известном пабе Landor, на задворках которого есть зальчик с 30 стульями для зрителей и тряпочкой вместо  занавеса. Во-вторых, никакой это не мюзикл (слово «мюзикл» на афишах, как оказалось, рекламный ход). Это просто спектакль с  13 мелодиями Ллойда Уэббера. И это, пожалуй, лучший спектакль, который я видела в последнее время в Лондоне.

Только в Лондоне его никто заметил — газета The Guardian, например, написала полстрочки в анонсах недели. Но так и нужно. Так и должно быть сегодня с лучшими постановками: толпы не должны мешать 30 людям.

Когда было время мюзиклов для гигантских залов, грандиозных шоу на футбольных стадионах, Эндрю Ллойд Уэббер писал мюзиклы для гигантских залов. Но это время прошло. Сегодня, похоже, время спектаклей для нескольких человек, в никому не известных пабах, скрытых от чужих глаз квартирах, сегодня время камерных и даже домашних концертов, литературных чтений и салонов.

Почему я так думаю? Например, потому что знакомые в Париже, Берлине, Москве, Нью-Йорке только этим и занимаются: устраивают квартирники сами, ходят к другим.

Русская девушка-дизайнер, живущая во Франкфурте, скажем, зазвала к себе недавно знакомого философа, который на досуге практикуется в фокусах и устроил для ее гостей представление на весь вечер. Она теперь все время организует что-то похожее.

Московскую пианистку Полину Осетинскую позвали в Нью-Йорк поиграть как раз на таком вот домашнем вечере. Полина с восторгом потом рассказывала, насколько это отличалось от ее обычного выступления. Не будет же Полина после обычного концерта спрыгивать, скажем, со сцены и начинать болтать со зрителями, пить с ними вино. А тут стоило ей закончить, ее тут же обступили гости, всем хотелось с ней поговорить, куда-то пригласить, с кем-то познакомить.

Или взять Германию. В Дюссельдорфе в частных домах устраивают чтения. «Ощущение того, что читают именно для тебя, — рассказывал потом один знакомый, побывавший на них, — а не для какого-то безликого зала, не для таргетной группы — оно дорогого стоит».

А думаю я так еще и потому, что в пабе Landor перед спектаклем только и говорили, что об этой новой салонности. «Каждый раз, когда я сегодня иду в театр, — сказал мне мужчина из тех, что носят серые пальто с черным бархатным воротником, — я заранее знаю, что я иду не на спектакль в изначальном смысле этого слова. Я иду отдавать свои деньги. Вместо того чтобы по-детски сидеть и наслаждаться игрой, ты сидишь и отмечаешь в уме те места в спектакле — раз мы про театр заговорили, — которые призваны, что называется, "заставить говорить о себе критиков", "должны понравиться зрителю". Ты всем своим существом чувствуешь сегодня вот эту испорченность любого публичного пространства — в большей или меньшей степени, но она всегда есть. Любое публичное пространство сегодня коммерциализировано. А это разве театр? Это всего лишь паб в Клэпхэме, на окраине Лондона. Не смешите».

«Пусть на большие премьеры, — сказала мне уже в зале девушка, работающая в управлении крупного банка, — ходят те, кому нужно потом за ужином сказать приятелю, что он был и на этой большой премьере. Мне вообще кажется, что сегодня в кино и театры только ради этих застольных разговоров и ходят. А не ради себя и своего собственного удовольствия. Но посмотрите хотя бы на лица зрителей в этом зале — будто они одна большая и веселая компания. Это очень все по-человечески».

П. Г. Вудхауса при этом знать и любить не обязательно: By Jeeves — вполне самостоятельная пьеса известного английского драматурга Алана Эйкборна. У Берти Вустера сломалось банджо. Пока Вустер ждет банджо из ремонта, он вспоминает со слугой Дживсом, как, пытаясь помочь трем своим друзьям жениться на трех своих знакомых леди, он каждый раз попадал в смехотворнейшие ситуации.

Вероятно, не случайно первая постановка By Jeeves 1975 года провалилась, а реанимированный вариант 90-х годов был принят немногим лучше. Просто время еще не пришло. И неслучайно Уэббер после двух провалов решил поставить By Jeeves еще раз. Потому что теперь, наконец-то, момент настал. На спектаклях пока аншлаг. Увидеть «Дживса и Вустера» можно до 5 марта.