Вообще идея с музеем была хороша. Хотя бы потому, что это первая публичная картинная галерея Франции, открывшаяся еще в 1750 году. И долгое время экспозиции этого музея были эталоном среди профессионалов: здесь хотя и проводят лишь две-три выставки в сезон, но отбор жесточайший. Именно здесь экспонировались украшения Рене Лалика или картины Арчимбольдо.

Однако Сенат решил провести реконструкцию здания и заодно сменить формат. Открывшись 9 февраля после реконструкции, музей представил посетителям полотна Кранаха и гравюры Альбрехта Дюрера, которому в своих работах отчасти подражал Кранах.

К сожалению, полтора часа, проведенные в очереди в ожидании доступа к полотнам себя не оправдали. Решила, что в следующий раз ограничусь прогулкой, партией в петанк в Люксембургском саду и сэндвичем. К списку музеев, куда я больше никогда не вернусь, добавился еще один пункт.

Уходя от музея в сторону метро Odeon, я подумала: а чего бы мне хотелось? Чего я ждала от музея, отреставрированного и открытого вновь в 2011 году? У места должна быть своя аура, своя атмосфера. И даже не так. Музей сегодня сам по себе должен быть арт-объектом, а не просто хранилищем картин, как это было возможно еще 20 лет назад. Он должен и удивлять, и увлекать, и заинтересовывать, иначе он мгновенно попадает в категорию «еще один» из бесконечного списка музеев, в которые мы никогда не вернемся. Мы избалованы доступностью искусства. Большинство из нас видели в оригинале работы всех великих мастеров и не видят проблемы в том, чтобы вернуться к ним в любой удобный момент.

Если возвращаться к моей истории, то я ценю комфорт и современные технологии. Поэтому в данном случае была бы благодарна за электронные билеты с заранее проставленным временем посещения, контролируемое количество людей в залах, хороший свет и удобный формат работы с информацией. Чашка кофе в финале и приятный магазин стильных мелочей закрепили бы мою лояльность. Увы, не случилось ничего из этого небольшого списка. Возможно, такая позиция граничит с потреблядством — и действительно, кто в здравом уме станет сетовать на слишком длинные коридоры или очередь на вход в Эрмитаже или Лувре? Так это и не Лувр...

А вот сад по соседству с Люксембургским дворцом, где и расположен музей, прекрасен. О нем почему-то не пишут в путеводителях, но его любят парижане. Это регулярный партер, окаймленный английскими газонами и довольно искусно расположенный на небольшой площади. Настоящее удивление вызывает соседство с бывшим дворцом площадок для игры в петанк, большой теннис, волейбол и даже детской площадки с каруселями и сахарной ватой. Посетители сада — это люди, для которых бегать в спортивных шортах с ракеткой или мячом по территории бывшей королевской резиденции — самое обычное дело. И, в общем, я подумала, что в следующий раз лучше с ними, чем в музей.

А есть ли у вас музеи, в которые вы точно больше не пойдете? И почему?