Александр Мамут: «АРТСтрелка» сохранит свой статус

+T -
Поделиться:

О приглашении на последний вернисаж сообщил сайт «АРТСтрелки». «Художественная и культурная жизнь на этой площадке будет продолжаться, но без большинства ее старых участников. ...Дело не в пресловутом и набившем оскомину экономическом кризисе — в нас никто никогда не делал капитальных вложений, и мы, по существу, не можем зависеть от их сегодняшнего отсутствия», — говорится в письме. 

Евгений Митта, один из создателей Paperworks Gallery, которая тоже арендует площади на «Красном Октябре», рассказал проекту «Сноб», что галерея пока продолжает свою работу. «Сидим здесь и ждем информации», — объяснил он. Одной из причин грядущих перемен Евгений Митта считает слишком высокие арендные ставки. «Аренда для галерей здесь, скажем так, более высокая, чем на "Винзаводе". А хотят сделать еще выше. Если повышение цен, анонсированное "Красным Октябрем", состоится, то все галереи, конечно же, отсюда съедут».

Создатель «АРТСтрелки» Владимир Дубосарский говорит, что ситуация сложнее, чем завышенные требования арендодателей. «"АРТСтрелка" в том виде, какой она была, видимо, пришла к своему логическому концу», — признался он проекту «Сноб».

Созданная на очередном витке развития капитализма в России пять лет назад, «АРТСтрелка» представляла собой ноу-хау. Первое в Москве объединение галерей, которое работало как единый арт-комплекс. Потом появился «Винзавод» с более понятной структурой и постоянными инвесторами, ПRОЕКТ_FAБRИКА, «Гараж» и Baibakov Art Projects на том же «Красном Октябре».

«"АРТСтрелка" и начиналась как временный проект. У нас никогда не было гарантии, что нам дадут работать хотя бы три года подряд, и потому трудно было привлекать большие серьезные галереи, — объясняет Дубосарский. — Кроме того, место специфическое. Там всего 6-7 площадок для галерей. Нет пространства для создания запасников и офисов. Поэтому там могут работать проекты определенного формата, например молодежные. У меня и моих единомышленников был свой проект реорганизации "АРТСтрелки", появились заинтересованные инвесторы. Мы хотели провести реконструкцию, сделать арт-кафе, которого явно не хватает, открыть книжный магазин и магазинчики с художественной продукцией».  

Но потом, по словам Дубоссарского, появился Александр Мамут со своим проектом, и «теперь чаша весов вроде бы склоняется в его сторону».

«Да я вообще против культуры, — пошутил Александр Мамут, которого проект «Сноб» попросил рассказать о сути нового проекта на площадках «Красного Октября». — На территорию "АРТСтрелки" переедут казино, которые сейчас закрываются в Москве, а также там будет открыт ликеро-водочный завод. Но если серьезно, это место сохранит свой статус культурного пространства. Членам клуба, которые имеют к этому отношение, не стоит волноваться. Как изменится "АРТСтрелка", что это будет за проект, в деталях говорить пока не могу, на данный момент у меня еще нет четкой концепции. Она появится в течение недели-другой, тогда и сообщу подробности».

Дубосарский говорит, что Александр Мамут собирается создавать на месте «АРТСтрелки» новый арт-центр. «Мы встречались с ним, я рассказал ему о своем видении ситуации. Он объяснил, что будет консультироваться, создаст свой план развития, и после этого мы встретимся снова».

Впрочем, работать у Александра Мамута Владимир Дубосарский  не планирует. «Во-первых, он не позовет, во-вторых, я не понимаю, в каком качестве. За зарплату я работать не пойду, я ведь свободный художник и не хочу ни от кого зависеть. Создаст он хороший арт-центр — можно будет там свою выставку сделать персональную или кого-то порекомендовать».

Тем не менее проект у бизнесмена, по мнению художника, получится. «Место забрендованное, люди к нему привыкли, — объясняет он. — Кроме того, "Красный Октябрь" сейчас изменил условия, он дает гарантии на пять лет, а не как раньше — на 11 месяцев. Можно вкладывать деньги, это уже понятный бизнес. Бизнесмен в состоянии привлечь в проект новых людей, инвестиции, новые идеи. Правда, название, скорее всего, будет уже другим».

На биеннале в Венецию Владимир Дубосарский уезжает, испытывая двойственные чувства. «Не скажу, что я работал в поте лица каждый день, но потратил на этот проект достаточно много времени и сил. И конечно, я работал бесплатно. И вот теперь: всем спасибо, все свободны. Это не очень приятно. С другой стороны, если смотреть на мир широко и практично, надо признать, что это закономерный процесс. Понятно, что андеграунд с "АРТСтрелки" уйдет. Так было в Сохо: сначала там жили художники, потом место стало модным, поднялись цены, художники переехали в Челси, а в Сохо переехали бутики, и богатые люди стали покупать там квартиры. Но хорошо, что арт-центр на "Красном Октябре" сохранится, пусть и в новом качестве».

Правда, у создателя «АРТСтрелки» остается маленькая надежда, что бизнесмен может, взвесив все еще раз, передумать. «Насколько я знаю, договор между «Красным Октябрем» и структурами Александра Мамута еще не подписан», — говорит он.

Комментировать Всего 2 комментария

В 2000 году мы ( художники Андрей Филиппов, Боря Матросов, Лёша "Упман", Вика Тимофеева и я встречались с Сашей Мамутом по поводу поддержки современного искусства. Организовал встречу Володя Кара-Мурза. Мамут тогда сказал, что они (олигархи) хотят поддержать современное русское искусство, но для этого мы должны найти "медиума", такого человека, который понимал наши (художественные) проблемы и задачи, но в тоже время разбирался в "экономике и финансах". Я на следующей день позвонил Саше Цекало, с которым мы только что закончили "Оргию гуманизма",  и рассказал ему про встречу с Мамутом. Саша предложил себя в качестве продюссера этого "союза олигархов и художников", но с условием, что Мамут купит в центре Москвы недвижимость, где будут размещены  дорогие бутики, модные клубы и рестораны (это всё - внизу), а наверху - арт-мастерские и галереи. Цекало так и сказал "Нужно делать московское Сохо". Напомню, это было сказано весной 2000 года.   

ЗЫ. В подвальной мастерской на ул. Энгельса мы (художнеги) обсудили предложения Цекало и отвергли его. Типа, "всё понятно, ему недвижимость нужна", а во-вторых  он - "попса",  т.е. "чужой",  а надо искать среди "своих". Потом мы целый год искали продюссера среди "своих", но так и не нашли.

Уже забыли Ольгу Лопухову?