/ Москва

Сергей Ефременко: В Храме Христа Спасителя открылся магазин. Ничего не смущает?

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

На территории Храма Христа Спасителя уже есть парковка, ресторан, а теперь с большой помпой открылся крупнейший в городе антикварный центр Volkhonka Fine Arts. Мне это кажется довольно странным.

Комментировать Всего 46 комментариев

Я к этому совершенно спокойно отношусь: ресторан на крыше синагоги можно, а ресторан в подвале Храма Христа Спасителя нельзя? Почему? Иракли Квирикадзе как-то рассказал мне историю про кутаисский оперный театр. Чтобы привлекать публику в оперу, при театре открыли хинкальную. А ведь в грузинских хинкальных считается, что готовить хинкали заранее нельзя: приходишь с друзьями в ресторан, заказываешь 20 хинкали, при тебе их лепят и жарят. А ты тем временем берешь кувшин вина и зелени и идешь с друзьями выпивать. А как приготовится, тебе повар кричит: «Иракли, хинкали готовы!». Так вот в этой хинкальной при театре пока готовят еду, тебе вместо кувшина вина предлагают идти в оперу. А посреди, допустим, оперы «Риголетто» двери в зал распахиваются и — «Иракли, 20 хинкали готовы!»

В любом монастыре существуют трапезные. То, что в храме можно есть — считается нормальным во всем мире. Водку продавать из-под полы, конечно, нехорошо. Но к этому я тоже довольно спокойно отношусь. А благотворительные конференции проводить, спонсируемые табачными компаниями как? Никто же не спонсирует больше! Есть какой-то здравый смысл в этом.

Есть такие люди в исламских странах — народные муллы, которые где-то, конечно, учились, но все-таки они не богословы, сидящие в городе Кум и изучающие рукописи. Они живут с людьми и как-то адаптируют веру для человека. Потому что по Писанию жить как-то не получается на самом деле. И как-то его нужно адаптировать для людей. Как и в мусульманстве: коньяк пить можно, но из чайника, чтобы Аллах думал, что это чай. В этом есть какая-то снисходительность. Поэтому претензия к бедным попам — ох, они тут ресторан открыли — самая неважная претензия, которая может к ним быть. Вот то, что исповедников нормальных нет, что богословов нет, что какую-то нормальную духовную помощь хрен получишь, что попы все безграмотные и в большом количестве националисты — это проблемы.

Синагога - не храм; впрочем, когда у евреев был храм - там вовсю шла торговля, с чего собственно и начался, как ты помнишь сыр-бор. Вот интересно: это он отстаивал чистоту иудаизма (будучим, как мы понимаем, авторитетным раввином) - или пытался завести новые порядки? и тогда эти новые порядки - одно из сущностных отличий христианства?

это просто очередной образчик извращения смысла... как обычно

Я не верующий человек, но считаю, что церковь должна быть более человечной, что ли. Меня вот только удивляет, почему начали с антиквариата, а не с хинкальной (реcторан перед храмом, на мой взгляд, не считается, примеров такого соседства много в крупных городах), а с антикварата. Нет ли корысти тут...

в кельнском соборе есть. чем мы хуже?

Сергей Ефременко Комментарий удален

Ну и что? Храм Христа Спасителя — большая и сложная организация. У нее есть много недвижимости. Почему бы ей не использовать эту недвижимость под бизнес? Я также не поддерживал возмущение людей, ругавших тогда еще митрополита Кирилла за продажу водки. Ну и что? Зато сколько они на эти деньги всего построили и восстановили? У этой организации очень много затратных дел: церкви, катехизация, паломники, больницы и так далее. Их проекты стоят огромных денег. Если у организации есть возможности эти деньги заработать — почему нет? Каким образом они их зарабатывают — это их сугубо внутренние проблемы. Наши призывы прекратить святотатство и разговоры о благопристойности никого из них не волнуют. И я не думаю, что Богу — даже в самом ортодоксальном его восприятии — есть дело до галереи и ресторана Волхонка.

Я не говорю, что это святотатство. тем более, я не верющий. Вопрос был скорее об ощущениях от этого факта...

храм и организация - это как совместить?

В Храме Петра и Павла

что на Солдатской (один из древнейших действующих храмов Москвы) это совмещено прекрасно.

Магазин по продаже церковно-прикладной утвари, равно как и лавочка по заказу обрядов от венчания и крестин до отпевания, находится во дворе Храма. Понимаю, что может у кто-то строить не хочет, ссылаясь на отсутствие денег, но было бы желание.

Ибо Иисус изгнал торговцев из Храма.

лавочка и "много недвижимости" - это разное...

Не смущает именно потому, что это ХХС. Вполне в духе всей этой залепухи.

Каждый раз улыбаюсь, когда вижу или слышу аббревиатуры РПЦ, ХХС...

это храм гроба господня... так говорят экскурсоводы

ХХС - Хинкальная! Хорошо! Спасибо!

Я когда первый раз посещала ХХС, то в одном из помещений наткнулась на гранитные доски с высеченными золотом именами жертвователей. Запомнилась только одна надпись: "Завод Серп и Молот". Как-то так было.

Мне кажется, в этом нет ничего плохого. Если это сделано стильно, если это красиво и не мешает молящимся, в этом нет ничего плохого. Это ведь не в самом храме, а на территории комплекса, там есть залы заседаний и трапезная, так что, по-моему, это ничему не противоречит.

Честно говоря, не знаю даже... Мне это кажется странным. То есть коммерциализация церкви понятна и к ней можно относиться по разному, но магазин на территории храме, это, по-моему, все же слишком. Я понимаю, что не в самом храме... Но ведь ничего не мешает разместить магазин в городе. У церкви - много помещений и хватает средств, и храм, если я правильно понимаю, не единственное место, где можно было разместить магазин. 

Мне кажется, что Храм Христа Спасителя правильнее было бы назвать многофункциональный церковный комплекс, тогда и претензий было бы меньше. Возможно, это церковное соружение нового типа, что-то такое из повести Владимира Сорокина "День опричника".

Я пытаюсь считать себя христианином (ну, хотя бы плохим). Однако объект недвижимости с аббревиатурой ХХС у меня не вызывает никакого пиетета и трепета. Лет, может, через 300 нашим потомкам будет наплевать, что первые 50 лет своей жизни это был совсем не тот памятник, который они имеют на сегодняшний день. И что потом 70 лет этого памятника вообще не было. Старина обычно рассматривается безотносительно ее эстетических достоинств или с очень большой скидкой на возраст. Кстати, циничные современники первого храма и его особо не жаловали, прозвав «чернильницей». А то, что теперь стоит на этом месте, это уже целый письменный набор со стола пафосного и безвкусного градоначальника (а то и выше бери). Вместо того, чтобы громоздить этот, с позволения сказать, ансамбль, можно было бы, наверное, сотню подлинных старых храмов отремонтировать по отдаленным (и не столь) российским провинциям. Но это ж было б не показательно, не рекламно и не концептуально. Может, намерения у восстановителей и были благие, но то, что выросло из этих намерений – это памятник пошлости и тщеславию. И демонстрация культурной дремучести.

Поэтому мне в общем-то все равно, каковы товары у торгующих в этом храме. Антиквариат – это отнюдь не худшее: красиво, благородно...

Там же, к примеру, есть подземная парковка. В свое время даже объявление висело о продаже «машиномест» – жалею, что не поинтересовался, почем стоило припарковаться под алтарем. А на днях еду мимо, там реклама автомойки: 24 часа, без очередей. Грешным делом подумал, уж не святой ли водой они машины моют?..

И все-таки получается гораздо приличнее, когда церковь занимается хотя бы относительно «профильным» бизнесом. Мы частенько бываем в Переславле, и там всегда заезжаем в Никитский монастырь, где затариваемся вкуснейшим квасом и чудесными пирожками местного производства. Парковка там бесплатная, кстати.

А сайт ХХС сообщает, что в Зале Церковных Соборов (который сдается под проведение светских мероприятий) помимо прочего оборудования есть генератор мыльных пузырей.

Святой-не святой, а машины после мойки в ХХС выглядят как-то иначе, чище что ли...

Это случается и в других автомойках.

А вот чтоб без очереди...

Меня ничего не смущает. ХХС давно является крупнейшей коммерческой структурой — с парковкой, мойкой, рестораном, гостиницей, службой безопасности, антикварным салоном и пр., и пр. Все это сдается под корпоративы и просто так и может быть использовано любым человеком или организацией на стандартной коммерческой основе.

В ХХС уже много лет размещается различный бизнес, включая автосалон дорогих автомобилей и другие организации.

Меня больше смущают попы на Мерседесах, графинами потребляющие водку в Ванили.

А вообще тема скользкая... Даже не хочется комментировать...

Что-то отец Ванятка наш молчит....

Я, честно говоря, тоже рассчитывал на его участие в дискуссии...

Да уже давно не смущает. К сожалению. Поэтому и в церковь не хожу. С коммерсантами могу поговорить и вне церкви.Тоже очень жду, что же нам Ваня скажет.

Мереседес - ерунда, вот Майбах с джипом охраны...

Не стыдно им так открыто ставить флаг на капот с символикой РПЦ и ездить и в то же время жаловаться на нехватку финансирования?

А Майбах - это какого пастыря колесница?

В смысле, кто на нем ездит? Патриарх, вроде бы, на скромном пульмане катается.

Пардон, это прошлый - на пульмане. Этот - не знаю, на чем.

Скорее всего патриарха, размышляя по логике: дорогая машина - высокий статус.

Конечно, в целом, меня все смущает в этом мероприятии. Меня смущает, что в храме гараж, что в храме антикварный салон. С другой стороны, храм храму рознь. По-моему, Храм Христа Спасителя ничего общего с духовностью не имеет. Это, в общем-то, официальное мероприятие московских властей по уважению интересов РПЦ. Во всяком случае, по налаживанию связей с РПЦ, ведь это чрезвычайно влиятельный и мощный общественный институт России.

Я не думаю, что строительство Храма было продиктовано каким-то внутренними, религиозными соображениями. Это абсолютно коммерческое мероприятие, поэтому в нем и гараж, и торговые, и культурные центры. Для меня ХХС не такой храм, как Храм Покрова на Нерли или София Новгородская, или Киевская, в том виде, в каком она изначально строилась. Вообще, как говорил Иисус Христос: «Храм божий внутри нас». Не в стенах, он внутри нас. Поэтому к этой ситуации я скорее отношусь спокойно, тут ничего такого нет. Это не богохульство, поскольку речь идет об изначально абсолютно светском сооружении, поэтому в нем может быть все что угодно.

Один из фаундеров христианской религии начинал с того, что "изгонял торговцев из Храма". Ну - изгонял. Ну, и что? Кто старое помянет - тому глаз вон.

Меня вот что интересует:

Платят ли все эти организации те же налоги, что все остальные? Платит ли цековь те же налоги, что и остальные? Либо это обычный бизнес, тогда пусть на тех же условиях, как и все, а если таким образом государство (и город) субсидирует РПЦ, то каждому налогоплательщику, хотелось бы знать, во сколько это обходится, и на основании каких статей конституции и закона он должен оплачивать одну из разновидностей "опиума для народа".  

это самый интересный вопрос, на самом деле

хорошо, хоть что на месте бассейна храм построили))) а вообще в мире за 2000 лет крайне мало что изменилось, так что удивляться уж точно нечему, тем более в нашей стране

Уважаемый Сергей! Вы несколько раз подчеркнули, что Вы человек неверующий. Видимо поэтому Вас и смущает наличие в Храме Христа Спасителя и парковки, и магазина. Храм изначально и строился, скажем так, не совсем так, как другие храмы. Он изначально был более светский. В 19 веке в России мощно процветало  массонство. Это наложило отпечаток и на образе Храма Христа Спасителя. Сейчас это, как и тогда, когда он строился,  не посто храм, а представительское место,  не только для проведения церковных служб, но и проведения очень важных мероприятий, и светских в том числе. Не смущайтесь, жизнь движется вперед, общество изменяется. От того, что делегации и простые граждане могут припарковаться при Храме, а также перекусить и полюбоваться, а кое-кто и приобрести предметы старины, прошедшие испытание временем, к вере, к Богу не имеют никакого отношения. 

Зашли бы вовнутрь и полюбовались этими "предметами старины"....

Нравится, не нравится, какая разница? Все люди,  человеки, со своими мнениями, амбициями, искушениями. Что позитивного в осуждении тех или иных поступков, совершенных, тем более, не тобой? Тут в себе бы успеть разобраться. Я уже давно заметила, судят и осуждают, как правило, люди, сами живущие не совсем, скажем так, праведно.  Подчеркиваю, к Вере, к Богу это не имеет никакого отношения.

Я знаю много людей, которые на свои деньги построили храмы и являются щедрыми благотворителями.

Мне сложно сказать, насколько чисты их помыслы, но я уверен, что им страшно спать. Страшно за то, что они сделали или даже продолжают делать в этой жизни.

Они ведут себя крайне набожно и продолжают свои грязные дела.

Поэтому, когда человек "строит храм", я всегда задумываюсь о том, что же такое он сделал в этой жизни...

К сожалению, в большинстве случаев это именно так.

И потом за  этих "праведников" и благодетелей ходатайствует церковное начальство, когда их органы принимают. С мольбой о том, кто же теперь будет сиротам помогать.

А Вы не задумывайтесь над тем, что они сделали. Подумайте лучше, что сделали или не сделали лично Вы.  Илья, а Вы никогда не задумывались над тем, почему церковь молится, например, о душах давно почивших Пушкина, или Достоевского? При жизни праведниками их  никак назвать было нельзя. Пушкин покушался на жизни других людей (дуэли),  прошелся по многим женским судьбам, автор "Гаврилиады", прямо скажем богохульном произведении, неистовый, гуляка.  Достоевский  был подвержен страсти игры в казино, еще какой грех,  с женщинами  также не мог разобраться. А церковь молится. Почему? 

 Когда Пушкин мучинически умирал, на вопрос Жуковского, какого священника привести для исповеди, ответил - любого! Исповедывался он, как Вы знаете, долго. Священник, слышавший много раз разные исповеди, вышел от умирающего в слезах. Такова была Великая сила раскаяния за всю свою неправедную земную жизнь Великого Поэта.

О силе  раскаивания Федора Михайловича можно прочесть в его произведениях.

Так вот, нет ни одного человека на Земле без греха. В грехе  уже зачат и рожден, первородный грех. Есть наследуемый, Есть самоприобретенный. И не делится  грех на  маленький или большой.  Самое главное, осознание греха, раскаяние и освобождение от него.  В том числе, частично, и через жертвоприношение. И для кого-то это очень тяжелое испытание. Представьте человека-сребролюбца, т.е. подверженного пороку жадности, а это грех большой, который жертвует свои немалые деньги на благое дело. Какие внутренние мучения, но каков результат! Разве это не поступок, не освобождение человека от порока зависимости от денег?  И освобождение последующего поколения от данного наследуемого греха?

Мы видим, обычно, внешнюю сторону. И по ней обычно начинаем рассуждать и осуждать. А Вы попробуйте хоть раз сделать благое дело, но не рассказывая об этом никому. Ведь если рассказываешь на каждом шагу,  это уже не доброе дело,  во спасение собственной души, не желание победить свой грех,  так как в основе заложено самолюбование, гордыня, тщеславие. Опять возвращаемся к пороку, уже приобретенному. Если в основе деятельности, например Чулпан Хаматовой лежит желание прославиться (я убеждена, что это не так, это просто пример), то это низко, делать свое имя не несчастье и горе других людей. Здесь, конечно, не то, что праведное дело, а, напротив, вредное, не Богоугодное. Но если она, понимая, что своим именем может привлечь благотворителей и помочь страждущим, но при этом на каждом повороте своей жизни не кичиться и не гордиться собой, иными словами не устраивать из доброго дела личный пиар, то честь ей и хвала! А вот менее известные благотворители, если они беспокоятся больше о своей душе, а не о известности и славе своего имени, добро должны делать тихо и не заметно, без бравурных маршей, фейерверков и телевидения.  А то будет как в анекдоте, который я уже описала, но могу повторить -

Умирает богатый добропорядочный господин, душа возносится к небу и вердикт - в Ад!  -Как,- вскричал господин,- я же столько жертвовал при жизни, стольким помогал, занимался благотворительностью, об этом все знают, у меня и чеки и квитанции сохранились!

- Ну, деньги-то мы Вам вернем, - ответили ему.      

В том то и суть, что храмы и т.д. - это все атрибуты. А добрые дела останутся добрыми делами вне зависимости от того, ходишь ты в храм или нет. А если ты живешь в абсолютном грехе, то строительством храмов ингульгенцию не купишь точно.

И еще раз про толерантность. Взгляды и религии могут быть разные. Важно только то, что ты делаешь, а не какому богу ты молишься.

Вспомнил анекдот, как умирает старый еврей и просит жену положить ему в гроб Пятикнижие.

Потом говорит: Сарочка, а еще положи мне, пожалуйста, Коран.

Проходит еще какое-то время: Сарочка, и Новый Завет тоже положи.

- Абрам, ну а Новый Завет то зачем?

- На всякий случай, Сара. На всякий случай.

Лариса, спасибо за данный комментарий. Полностью поддерживаю Вашу точку зрения.

Мне это не нравится.

А ведь, как вы помните, ни ханжа.