Катерина Мурашова /

Ставим диагноз по сказке

По истории, которую сочиняет ребенок, можно многое узнать и о его проблемах, и о том, как их лучше решить. Пробуем проанализировать сказку одной четырнадцатилетней девочки

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Способы, которыми специалисты работают со сказкой (это направление так и называется — «сказкотерапия»), бывают самые разные и зависят в основном от пристрастий и возможностей самого психотерапевта. Кто-то инсценирует и проигрывает с детьми классические народные сказки, кто-то иллюстрирует их, кто-то анализирует проблемы клиента, опираясь на приключения сказочных или мифологических персонажей. Мне нравится побуждать детей, подростков, а иногда и взрослых людей сочинять свои собственные, авторские сказки. Если все идет хорошо, то в процессе создания сказки часто решаются сразу две задачи, при обычной терапии разнесенные во времени и пространстве, — диагностика проблемы ребенка и поиск ее решения.

Законченная авторская сказка, как правило, несет очень много информации о ребенке, о его ресурсах, трудностях и способах, которыми он готов их преодолевать. Поэтому сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли «сказочного аналитика». Ниже — сказка, сочиненная девочкой Антониной, четырнадцати лет (записана мной). Девочка живет с матерью, отчимом, младшей сестрой, бабушкой и собакой.

Как вы полагаете:

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины?

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи?

3) Реальные проблемы самой девочки?

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них?

 

Волшебная радуга

Посреди огромного леса, вдали от людских деревень стоял большой прекрасный замок, в котором жили волшебники. Эти волшебники не были ни добрыми, ни злыми, потому что добро и зло люди всегда считают по отношению к себе. А волшебники были равнодушны к людям.

Сами волшебники жили весело и красиво. По вечерам, когда небо становилось темно-синим, а лес черным и сумрачным, они устраивали веселые праздники с фейерверками, пили росу из светящихся хрустальных бокалов, пели и танцевали до утра.

Вместе с другими в замке жила одна девочка. Мать ее была настоящей волшебницей, такой же, как и все остальные, а отец... отец девочки был человеком. Никто не знал, как это случилось, и мать девочки ничего не говорила об этом дочери. След ее отца давно потерялся в мире, а девочка осталась жить вместе с матерью в волшебном замке.

И все было бы хорошо, но девочка совсем не умела колдовать. Она не могла сотворить даже простенького волшебства, такого, какое творят едва научившиеся ходить волшебные малыши. Она пыталась учиться, дни и ночи проводила за чтением волшебных книг и натирала мозоли на пальцах, щелкая ими и произнося заклинания. Но ничего не помогало, и старшие волшебники посоветовали девочке не мучить себя.

Все в замке любили девочку и жалели ее. Ей дарили волшебные игрушки, которые умели петь, ходить, танцевать и разговаривать, но она почти не играла с ними. У нее была собачка, которую щенком хотели утопить в реке деревенские дети, но девочка спасла и вырастила ее. Собачка была очень мила и добродушна, но чрезвычайно глупа, и девочке не удалось даже научить ее прыгать через палку. Ее волшебные игрушечные собачки умели делать это и многое другое...

Еще у нее была соломенная кукла. Этих кукол делал из оставленной после жатвы соломы маленький лесной старичок-леший. Он был очень одинок, и куклы радовали его. Наделав их побольше, он приносил их к деревенской околице и оставлял там для деревенских ребятишек. Девочке из замка он тоже подарил одну.

Дети волшебников вовсе не сторонились девочки, охотно играли с ней и всегда старались помочь. Любимым развлечением волшебников во время ночных праздников была сверкающая на черном небе разноцветная радуга, с каждой полосы которой падали огни соответствующего цвета. Дети волшебников умели превращать эти огни в прекрасные сияющие цветы, только для этого надо было пробежаться по ночному лесу или влажным от росы полям и встать под саму радугу. Девочка тоже бежала вместе с ними.

— Стой здесь! — говорили они ей. — Ты не можешь превратить огни в цветы, но мы сделаем это для тебя. Подожди!

И они приносили ей охапки разноцветных, сверкающих как драгоценные камни цветов и бросали их к ее ногам. Их было так много, что иногда она стояла по колено в цветах, и разноцветные отсветы от их лепестков играли на ее лице и платье.

Так проходили дни, месяцы и годы, и однажды девочка как никогда ясно поняла, что ей нечего делать в волшебном замке. Она никогда не научится колдовать, и никогда не станет такой, как остальные волшебники. И тогда она решила найти своего отца и поселиться среди людей.

Никому ничего не сказав, она взяла самое необходимое, собачку и соломенную куклу, и однажды утром, когда замок спал после ночного праздника, ушла по дороге, ведущей через поля к деревне, к людям.

Ее дорога получилась более длинной, чем она думала. Хотя прошло уже четырнадцать лет, многие люди помнили историю любви человека и волшебницы из замка. Но никто не мог точно сказать девочке, что же стало дальше с тем человеком, ее отцом. Его видели то здесь, то там, и нигде он не задерживался надолго. Не в силах забыть свою любовь, он стал чем-то вроде странника, и спустя четырнадцать лет его дочь пробиралась от деревни к деревне по его остывшим следам.

В дороге она пережила много опасностей и лишений. Погибла ее глупая, но верная собачка, разбойники отобрали у нее все волшебные предметы, которые она захватила с собой из замка. Только никому, кроме нее, не нужная соломенная кукла, почерневшая и обтрепавшаяся, по-прежнему оставалась с ней.

Люди не принимали ее. Одни, узнав, что она из замка, сторонились и опасались ее, не в силах поверить в то, что ни частицы волшебной силы не передалось ей от матери-волшебницы. Другие, наоборот, просили сотворить хоть маленькое колдовство, а когда она отказывалась, разочарованно отворачивались.

Она уже поняла, что никогда не найдет своего отца, и люди никогда не примут ее такой, какая она есть. Но ей было некуда возвращаться, и она продолжала свой путь, у которого больше не было цели. Годы шли, из девочки она превратилась в девушку, но это не радовало и не печалило ее.

Однажды она остановилась на ночь в полуразвалившейся хижине перевозчика на берегу разбушевавшейся реки. Она сидела на лежанке и, хотя было холодно, не зажигала огня. Внезапно в дверь хижины вошел какой-то человек и окликнул ее.

— Здесь есть кто-нибудь?

— Да, — ответила девушка, но не испугалась, потому что ей было все равно, что с ней будет.

— А почему ты не зажигаешь огня? В такую ночь только жаркий очаг может согреть озябшего путника, — сказал человек, вошел в хижину, разжег очаг и подвесил над ним котелок для похлебки.

— Я сын кузнеца из заречной деревни, — сказал он о себе. — Непогода застала меня в пути. До утра нечего и думать о том, чтобы переправиться через реку. А кто ты? И что делаешь здесь одна, в такую ночь?

Сама не зная отчего, девушка рассказала незнакомцу всю свою историю.

— Бедная, как тебе досталось! — пожалел ее сын кузнеца, дал ей свою ложку и подвинул поближе дымящийся котелок. — Ешь, грейся. Утром мы поедем с тобой в мою деревню и, наверное, что-нибудь придумаем.

Когда она поела, он укрыл ее одеялом, и впервые за много лет девушка уснула спокойно, и ей снились хорошие сны.

Как и следовало ожидать, молодые люди полюбили друг друга, и девушка стала невестой сына кузнеца. Его родители тоже хорошо отнеслись к ней, потому что все кузнецы немного волшебники.

Весь день юноша проводил в кузнице, помогая отцу, а вечером они с невестой, взявшись за руки, гуляли по окрестным полям.

— Посмотри, какие звезды! Как они сияют! — говорила девушка своему жениху.

— Жаль, что они такие маленькие! — смеялся он. — После кузнечного огня я совсем не вижу их...

— Как жаль! — воскликнула девушка и взмахнула рукой.

И вдруг над лесом и полем зажглась разноцветная радуга, точно такая же, как горела когда-то над волшебным замком.

Когда девушка пришла в себя от изумления и взглянула на жениха, то увидела слезы на его глазах.

— О чем ты плачешь, любимый?! — воскликнула она. — Я сделала это для тебя. Разве это не красиво?

— Это прекрасно, — ответил юноша. — Но теперь ты стала настоящей волшебницей и вернешься в замок, к своим сородичам... А я так люблю тебя!

— Глупый! — рассмеялась девушка. — Я никогда не покину тебя. Зачем мне волшебный замок, если у меня есть ты? Я останусь здесь, и пусть горячие огни твоего горна и холодный огонь моего волшебства соединятся воедино в судьбе наших детей. Я верю, что они будут прекрасны!

Комментировать Всего 68 комментариев

как-то примитивно.... ну уж слишком педагогично... 

Все таки надо было бы добавить в сказку немного  реальности в виде гормональной неопределенности, каприза, бури-в-стакане-воды.... Желание вырват'ся из-под опеки ...... побегать с дредлоками и  большой мохнатой собакой по уютному вообщем-то мирку  из  похожих деревень.... и вернуться полноправной наследницей родительского состояния... 

Выйти замуж за такого же  как она бывшего принца с  расчесанными уже дредлоками... сдавать задорого   комнаты в фамильном замке студентам местного университета.... и жить  счастливо у моря в  чудесном ( но жутко дорогом)  городе бывших  подростков, ставших мамами и папами по настоянию родителей.... но таки иногда зажигающими воспоминания о дредлоковой молодости  с большими мохнатыми собаками..

Владимир, я не поняла, что по вашему примитивно - сказка девочки или статья Катерины?

История сама примитивна... в смысле сюжет , действующие лица,  оченЬ бросается в глаза именно ее  искусственная педагогическая конструкция.... надуманность...  

Я сам люблю  жизненные истории с неожиданной моралью.....  типа там Аленький Цветочек например....  очень жизненная сказка... именно так все часто и происходит. :-))

Владимир, абсолютное большинство детей после пяти лет очень дидактичны в своих конструктах. Детская спонтанность и летящий креатив на девяносто процентов выдуманы взрослыми. Но именно этот "примитивизм" позволяет делать сказки инструментом диагностики и коррекции.

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Когда я сам был в 5-летнем возрасте,  то почему-то всегда рассказывал истории про то кем я был и что делал когда был взрослым ( большим) .... Все смеялись конечно... и вот прошло 40 лет.... и я вернулся в тот мир, но уже как настоящий  (большой)  художник.  я рассказываю  совершенно другим людям  в другой стране те же самые истории,  но  правда не текстом, а визуально, посредством создания обьектов искусства.  Такое ощущение что круг замкнулся.....   вернее он никогда и не размыкался..... таk выпьем же за творческих личностей.... которые с детства знают чего они хотят.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Это, конечно, игра в угадайку, но попробую :)

Есть подозрение, что мама и папа девочки расстались не очень хорошо, и ей не разрешают общаться с отцом. Хотя отчим у нее уже много лет и, я думаю, сестра родилась уже у мамы с отчимом. Девочка, видимо, чувствует себя в семье неуютно, потому что ни у нее не получается относиться к отчиму как отцу, ни он не умеет относиться к падчерице и дочери одинаково искренне и тепло. Подростковый возраст - время поиска своего места в жизни, первой попытки "отделиться" от родителей, и это тоже добавляет неприкаянности. Девочка одинока, не верит в себя, и скорее всего влюблена без особой надежды на взаимность. И ей не хватает образа отца, его поддержки. 

Вот про коррекцию не знаю совсем, что сказать. Да и в остальном вряд ли угадала, конечно :) но было очень интересно, спасибо!

Прекрасная   сказка...   про  проблемы  не  буду...  

мне кажется, что все гораздо сложнее, нежели мои догадки: если бы все было так просто, то вы бы не спрашивали ) но на всякий случай:

1. Возможно, у девочки невроз или что-то в этом роде. Проблемы с учебой и мотивацией. Возможно, проблемы с привязанностью.

2. Реальные проблемы – завышенные ожидания родителей, излишнее давление и опека. Возможно, плохо прописаны роли в семье. Возможно, мама отправляет дочке двойное сообщение: с одной стороны, подчеркивает, что она "вся в отца", с другой – требует быть на ее стороне, может быть, даже осуждать отца и радоваться за ее новое счастье с отчимом.

3. Мне кажется, что она чувствует себя лишней, не находит в своей семье места для себя.

4. Не знаю )

Пробую

Мне тоже что-то как Владимиру не вериться что это действительно написано со слов девочки - больно складно. А с другой стороны, почему бы и нет.

1) Полагаю проблемы с учебой

2) + 3) Попробую...Родители (мама и отчим) видимо счастливая пара и как многие счастливые пары сфокусированы на себе. Девочке не хватает внимания, и это внимание она в основном получает в отрицательных ситуациях - когда что-то не получается. Как и любой тинейджер она переживает период `меня никто не понимает, я не такая` - тут и всплывает фигура отца. Так как он видимо в её жизни полностью отсутствует, вся её несхожесть достается ему.Ну, неуверенность в себе конечно. Соревнуется с матерью.

Сестра младше больше чем на 5 лет. Она радует и вызывает улыбки окружающих фактом существования.

У девочки всё же есть мечты и амбиции которые она в конце сказки реализует. Собачка умирает как олицетворение детства и никчемности-несостоятельности. Добрый старичек это бабушка, которая тоже по своему одинока и не играет в семье никакой роли кроме сеяния добра и к ней девочка привязана больше чем к остальным.

Вот с праздники ночные с распитием росы меня смущают...

4) Не знаю.  Мне как-то не хватает информации :) Думаю дать ей почувствовать себя любимой. Вот так же за просто так.

А будет расшифровка? Очень интересно.

Конечно, будет, Татьяна! Я еще денек-другой подожду, а потом обязательно напишу, с чем они ко мне в реальности пришли и как все было :))

Очень красивая сказка. сочиненная наверно Вами же ... но разгадать ее , наверно, может только дипломированный психотерапевт ...

И я попробую загадать загадку:

Дочь ( 2.5 года ) пришла к маме и потребовала, чтобы та скрутила из тряпочки колобка. Та скрутила и говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем".  Дочь отвечает: "Не ешь меня, серый Мам, я тебе песенку спою". О каких проблемах это говорит ?

Иосиф, "Колобок" считается ислледователями сказкой, датированной чуть ли неолитом. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза :)) Маленький путешественник проверяет методики в относительно безопасных условиях, на родителях - а на ком же еще! (заметьте, она выбрала тестовым героем не лису, на которой методика "прокололась", а волка, с которым все кончилось благополучно!) :))

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Думаю, девочка дорожит чем-то внутренним, доставшимся от бабушки, любит сестренку, а маму считает к себе равнодушной. Прогуливает школу со старшими парнями, а на свои академические неспособности махнула рукой.

Возможно отчим и мама творческие или просто продвинутые люди. Например, он – оцененный художник. А девочка человек простой и поняла уже, что никак не дотянет до интеллигентской тусовки, в которой сестренка, видимо, освоилась.

Предлагаю девочке купить отдельную квартиру, перевести ее в колледж (типа найти хорошее ПТУ). И жестко привязать ее финансирование к учебе. А в остальном не беспокоить.

Иосиф, а мой сыночек на четверть года моложе, он начинает иногда спонтанно декламировать: «Баба–Деда–Кура-Ряба!», – и премило изображает, как они плакали и кудахтали. Тут никакой загадки, просто радостный ребенок.

А четырехлетний сын писателя Меира Шалева сказал ему, что хочет оказаться один в лесу и встретить льва, но доброго – без зубов. Это пожелание Шалев немедленно экстраполировал на себя. И написал книжку «Лев в окне», в конце которой мальчик разрешает своим родителям иногда (когда им грустно) снова переодеваться во льва, но без клыков и не страшного.

Еще о Шалеве и сказках я уже написал тут.

Вы предлагаете выкинуть 14-летнего ребенка из семьи?

т.е. красноречиво стереть неоднозначности?

Отчетливо произнести - "да не дотягиваешь и нам не нужна, живи как хочешь"?

Интересный выход...Поставить ребенка перед открытой дверью и откровенно дать пинка.

А привязка учебы к финансированию вообще никогда не работает имхо.

Уважаемая Татьяна,

во-первых, тут вдруг, кажется, поменяли дизайн и структуру. Я теперь своего комментария вообще не вижу, ну да ладно.

Про девочку я думал исключительно с точки зрения ее интересов. Она ведь не ребенок, а девушка. В семье ее не очень-то что и держит. Ей нужно замуж за стритрейсера.

В любом случае, внимания больше чем есть ей никто в семье предоставить не сможет, бабушка старенькая. Ей нужно дать свою территорию. Я не имею в виду жилплощадь. Дайте ей больше прав, пусть своих друзей приглашает, пива им купите, не ругайте ее вообще, ей это неприятно.

А привязка учебы к подаркам работает очень хорошо, на столько, что со временем вырабатывается заинтересованность в самой учебе и новые (некоммерческие) мотивации.

Уважаемый, Яков

Я Ваш комментарий вижу. На всякий случай вот :

<Предлагаю девочке купить отдельную квартиру, перевести ее в колледж (типа найти хорошее ПТУ). И жестко привязать ее финансирование к учебе. А в остальном не беспокоить.>

Я, человек прошедший 14 летний рубеж и ,в частности, как мать 14 летней дочери , не согласна :) Тинейджерский возраст из всех самый ранимый. В в 5, 7, 10 лет дети имхо переживают всё на много легче. а 12-15 лет это именно то время когда им надо чувствовать надежный тыл, любовь, которая не зависит от их достижений. А никак не оказаться наедине со своими проблемами.

70% одноклассников моей дочери получают деньги, подарки и так далее в зависимости от учебы. И даже моя дочь говорит о том, что это не работает. Ограничение возможностий ( не пойдешь, не получишь) работает ещё хуже.

Не помню точно где это было, кажеться Breakpoint and Beyond (G.Land, B.Jarman).

Где эксперименты с Divergent thinking приносили обратно пропорциональные результаты в зависимости от вознаграждения. У людей под давлением вознаграждения сильно снижается креативность и т.д.

Ставя детей, особенно плохо успевающих, в такие условия их можно только закопать совсем я думаю.

А формулировка "В любом случае, внимания больше чем есть ей никто в семье предоставить не сможет, бабушка старенькая." Меня вообще вгоняет в ступор. Дети - это ответственность. Значит надо смочь.

Выход например

Тут в Москве есть еврейская школа с проживанием (типа, интернат со светским образованием в традиционной обстановке, плюс какие-то еврейские дисциплины). Ученики приезжают из разных городов СНГ и даже Израиля, есть Московские дети. Приезжают в основном потому, что им именно интересна тема. Но почти всегда есть несколько детей, которые оказываются тут как раз из-за того, что в своих семьях никому не нужны. Кого-то не полюбила мама, кого-то выкинул отчим (а семья живет в Германии, но мальчика берут только на каникулы в Израиль). На кого-то у родителей просто нет денег где-нибудь в сельском Казахстане. В результате ребята прекрасно себя чувствуют в школе, а мысль о ненужности в семье подсознательно игнорируют.

Но куда пристроить Антонину, понятия не имею. В казенном контексте «интернат» звучит жутковато.

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

Маша, спасибо за отклик.

А ставить диагнозы авторам или героям известных художественных произведений, наверное, можно (некоторые этим, кажется, даже занимаются), но зачем? Искусство имеет собственный язык и собственные способы коррекции состояния человека...

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина, Маша Шостак

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

интересная сказка!! даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. 

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

сказки))) даже боюсь представить, какой диагноз можно поставить братьям Римм, моему любимому в детстве Крапивину или, например, Астрид Линдгрен))) 

1) С чем обратилась ко мне семья Антонины? - думаю, у девочки проблемы с учебой и общением в семье - она кажется им замкнутой 

2) В чем заключаются реальные проблемы этой семьи? - наверное, отчим так и не стал для девочки отцом или другом, и она чувствует себя чужой в своей семье, потому что у мамы есть еще и другая дочка и муж. Ей кажется, что все взрослые лицемерят, и ей, как и многим подросткам, не хочется взрослеть и становиться такими же как они. 

3) Реальные проблемы самой девочки? - мне кажется, что она не умеет выражать свои эмоции, не может донести до своих родителей свои чувства. Уходит из дома, общается в "компаниях"

4) Какие направления коррекции семейной системы могут оказаться приемлемыми и, наоборот, неприемлемыми для них? - не знаю... она реально хочет уйти из семьи, чтобы найти себя или это слишком прямая трактовка сказки?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Маша Шостак Комментарий удален редакцией Почему?

Здравствуйте, коллеги!

Спасибо всем, кто откликнулся!

Заранее прошу прощения, если я в своем ответе не учла чей-то комментарий. Это не по злобе и невнимательности, а только потому, что я с трудом ориентируюсь в любых компьютерных инновациях, и  не уверена, что в только что введенной системе нашла все имеющиеся комменты к данному посту. Во всяком случае их общее обозначенное число явно не совпадает с тем, что мне удалось отыскать :( Простите!

Сразу хочу сказать, что - то ли история уж очень показательная, то ли читатели на «Снобе» такие психологически грамотные, но почти все откликнувшиеся что-нибудь да угадали из реальных событий Антонининой жизни. И это хорошо, потому что получается, что метод сказко-диагностики и сказко-терапии доступен многим и может быть рекомендован к широкому семейному применению.

Итак, что же было в реальности?

Семья Антонины обратилась ко мне с жалобой на низкую самооценку и необщительность старшей дочери, а также конкретно – с ее нежеланием ехать в крымский приключенческий лагерь (дорогущая путевка, интересная программа, море, новые встречи – почему она отказывается?!!). В детстве Антонина много и тяжело болела, и ее в каком-то смысле «держали под колпаком»  под патронатом бабушки. Мать – всегда много работала, выходила замуж, строила карьеру… (Всем, кто предполагал у Антонины буйную социальную подростковую жизнь, сообщаю – реально живущие такой жизнью подростки обычно сочиняют не скучновато-лирические, а сугубо героические сказки).

Сама Антонина жаловалась на малый рост, страх ответа у доски и прыщи.

Реальные проблемы: все, кто предполагал яркую творческую мать – угадали. Отчим никакой роли в происходящем не играет (его и в сказке нет) – это третий муж матери. Отец младшей сестры – второй муж. Родной отец Антонины никуда в реальности не исчезал, он – тихий больной пьянчужка (когда-то - подающий надежды художник), которому мать Антонины иногда не только подкидывает деньжат, но и покупает лекарства и даже по вдохновению готовит обед в его холостяцкой берлоге (вот она – огненная радуга, зажигаемая волшебниками для всех!). Антонина тоже хотела бы общаться с отцом и помогать ему, но не решается, боясь быть навязчивой и еще – молчаливого осуждения матери (ищет не самого отца, как в сказке, но – пути к нему). Правы все, кто предположил, что Антонина больше похожа на отца, чем на мать – творческий характер, замкнутость, слабый тип нервной системы. Правы те, кто из сказки отметил «невписанность» девочки ни в одну систему – грубоватых одноклассников лирическая Антонина побаивается, а в родной семье «не тянет», у матери слишком высокие требования, и поэтому, несмотря на постепенное развитие Антонининой личности, ей пока проще оставаться «маленькой и слабенькой».

Страх матери, после некоторого сопротивления озвученный: если дочь не преодолеет себя, получится такая же никчемушная неудачница, как ее отец.

Мне легко оправдать ожидания матери от визита:

Антонина, сочиняющая сказку, в общем-то уже готова решиться и поехать в Крым (уход героини в мир людей). Ей нужен только маленький толчок… Мы с ней обсуждаем все страхи «обычного мира» (подростковых компаний, в которых она никогда не бывала) и решаем, что они не так уж и страшны. Даже если произойдет все самое худшее, и зачарованная безопасность волшебного леса будет потеряна навсегда – что ж, возможно, находки будут больше потерь?

- Великой любви не обещаю, но вот прыщи на море пройдут почти наверняка, - говорю я.

Антонина едет в лагерь. Там всю смену живет тихой мышкой, а на заключительном вечере неожиданно мастерит костюм морской царевны и читает вслух свои стихи. Все поражены ее преображением и говорят ей об этом вслух.

Вернувшаяся из лагеря Антонина действительно почти избавилась от прыщей, приобрела 54 новых друга «к контакте», а также твердо собиралась установить отношения с отцом и наконец-то показать ему свои рисунки (она рисует наивные лирически-реалистичные пейзажи в духе Левитана, которые ее мать в общем-то высмеивает – все, кто упрекал сказку Тони в излишнем примитивизме, вероятно, с мамой солидарны?  :))

 

ура, у сказки счастливый конец!!! :)) вернее, у реальной истории))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

упрекал сказку Тони в излишнем примитивизме

Ну, на то они и снобчане))) Я, напротив, поразилась фантазии - не сюжету, и некоторым красочным мелочам

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

:) занемательно

А я вот тут вспомнила, и всё мучаюсь вопросом.

Помниться в детстве, лет наверное с трех до четырех, мне всё время хотелось чтобы сказки заканчивались по-другому. Чтобы Баба Яга всех кого собиралась сожрать - сожрала, чтобы волк ушел безнаказанным и так далее. Вот это к чему такое?

Или это период какой-то детского развития? Хотя у своих вроде такого не наблюдала...

Татьяна, обычно этот период (неприятие хороших концов) бывает позже. Вы уверены, что это был именно ЧЕТВЕРТЫЙ год жизни? Про этот возраст люди обычно мало что помнят... А вообще это протестное стремление к "реализму" вполне конструктивно - ребенок строит картину мира, используя элементы "от противного". Из этой же серии вечное: сказали - не ходи!, а я вот возьму - и пойду!

Уверена

Потому что я просила бабушку ( папину маму) рассказывать мне сказки с "другим" концом и она рассказывала, а когда мне исполнилось 4 родители разъехались и бабушку я уже видела давольно редко и почти никогда наедине. И вообще другие проблемы какие-то пошли.

Я себя помню примерно с года. Яркими картинками - либо очень хорошо, либо очень плохо.

Спасибо за ответ!

ой,

я прочитала сказку... ужас какой. анализировать не очень хочется, потому что грусть-тоска уже после прочтения, а копаться в этом еще грустнее и тоскливее.

Катерина, Вы такая молодец что этим занимаетесь! все-такие чужие болячки лечить - моральный труд, очень нелегкий. Мне в подростковом возрасте как-то одноклассница сказала - "тебе нужно психологом становиться", а мне даже в голову не приходило, потому что морально тяжелая это работа... я в бизнесе много лет, и как-то состоялся разговор с начальством - "я недовольна, потому что одни  проболемы кругом, во всех странах, и в этой области, и в той". "это потому, что мы в аппарате. в сервис центре мерседеса тоже техники вопят, что машина эта - хлам, потому что они с утра до ночи видят только поломки и работают только с дефектами, но ведь это мизерный процент всех выпускаемых автомобилей, а машина-то хорошая. так и у нас - но это ж не значит, что все плохо - просто проблемы - наша работа." но ведь из бизнеса уйти можно, а психология ... у Вас не формируется представление о людях... как бы помягче выразиться ... надеюсь поймете меня.

С Уважением,

Ирина

Как странно, Ирина, а мне казалось (и сейчас кажется), что это очень светлая сказка талантливого подростка :)))