Плюсы и минусы ЕГЭ

Отмена взяточничества или пустая дань формализму?

Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин
Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин
+T -
Поделиться:

26 мая стартует Единый государственный экзамен. С этого года сдавать ЕГЭ должны все выпускники, если они хотят получить аттестат и пойти учиться дальше. Кто ЕГЭ не сдаст, получит справку об окончании школы, с которой поступить никуда невозможно, — и шанс пересдать экзамен на будущий год. Читаю сегодня в новостях: родители московских школьников подали иск в Верховный суд об отмене обязательного ЕГЭ и проиграли. Протест школьников из села Дивеева Нижегородской области подавили местными силами: «Причины отказа от сдачи экзаменов в школе признали безосновательными и строго предупредили всех учеников». Из-за чего сыр-бор с ЕГЭ, можно понять, например, вот из этой статьи.

«ЕГЭ — отличная штука, которая сводит на нет институт взяточничества в вузах». Так говорит мне учитель одной из московских школ, очень уважаемый мною человек, талантливый и свободный, работающий ровно так, как считает нужным он сам, а не составители директив и методичек РОНО. Со своими учениками — а это дети из класса КРО (коррекционно-развивающего обучения), с инвалидностью или особенностями развития — учитель занимается подготовкой к ЕГЭ весь учебный год, по нескольку раз в неделю. В прошлом году сдали очень хорошо, лучше, чем параллельный «нормальный» класс. Но я думаю, что этот тест — дань формализму, против которого мой знакомый сам всегда восставал, и что часы, потраченные на тренировки ЕГЭ, могли бы пойти на более интересное дело. ЕГЭ, возможно, сократит заработки некоторым взяточникам, но что толку, если вся система государственного школьного образования летит в тартарары.

Теги: дети
Комментировать Всего 4 комментария
Непонятно

Я если честно, вообще не понимаю, почему вокруг ЕГЭ так много кривотолков и обсуждений. Мне в школе всегда нравились контрольные в виде тестов, а не экзамены, когда задаются размытые вопросы, а количество правильно произнесенных ключевых слов оценивает какой-то преподаватель, которого зачастую (по крайней мере в старших классах) ты не всегда уважаешь.

А мне ни тесты, ни экзамены не нравились)

По-моему, в глазах школьников и родителей, отдавших 11 лет своей жизни на выполнение бессмысленного школьного ритуала "повтори то, что хочет услышать учитель, и получи оценку", ЕГЭ выглядит как апофеоз формального, лицемерного, имитационного подхода к процессу познания. Дети и так после третьего-четвертого класса уже плохо понимают, за каким чертом они просиживают целые дни на уроках, а тут еще весь последний год их натаскивают на ЕГЭ, "чтобы от зубов отскакивало", и пугают - не сдашь, не видать тебе аттестата, а пересдача возможна только через год. 

 "Подготовка к ЕГЭ не учит почти ничему, кроме как сдаче самого ЕГЭ... Сам ЕГЭ не является экзаменом знаний, оценка за ЕГЭ – это не оценка за знания, а оценка обучаемости, т. е. способности выбора правильного ответа при минимуме введенной для анализа (или просто сравнения) информации". (учитель Георгий Гореловский)

Но и сама по себе отмена ЕГЭ или перевод экзамена на добровольную основу не спасли бы ситуации. Ну, убрали бы этот раздражитель, но вся система-то как была так и осталась. Я вообще не вижу путей, как можно было бы реанимировать государственное школьное образование, которое для меня - именно что мертвец. 

А что такое живой?

Ну а что в таком случае является идеалом образования, что не мертвец? Что-то я не помню, чтобы в моем детстве все были довольны образованием? А если судить по художественной литературе, то и царские гимназии не были идеалом просвещения. Что мы собственно хотим от школы?

Теоретически мне интересны вальдорфская педагогика (http://www.grainway.ru/stati.html) или, например, подход Рустама Курбатова (красногорский лицей "Ковчег-XXI") - вот его статья "По программе Интересных дел" http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/241, там все кратко изложено. Но это теоретически, поскольку я в этих школах не была, а сужу по статьям. Единственная близкая мне школа, которую я знаю "в лицо", то есть видела ее жизнь, знаю нескольких учителей, - школа "Ковчег" на Авиамоторной (не путать с красногорским "Ковчегом-XXI"), где учатся вместе дети-инвалиды и обычные дети. И есть еще радикальный путь - домашнее образование (дома, с родителями, плюс какие-то мастерские и студии), и мне он представляется наиболее верным - для меня и моего ребенка, в сегодняшних условиях.