Сегодня стало известно, что на самой крупной в мире АЭС, «Фукусима-1», случился взрыв. Причиной назвали отказ насосной установки в системе охлаждения — в результате вчерашнего землетрясения. Четверо рабочих госпитализированы, в радиусе  20 километров объявлена эвакуация.

По официальным данным радиация небольшая. Что это значит, как это расшифровать?

Когда вам что-то говорят атомщики, надо хорошенько подумать, хотите вы в это верить или нет. Давайте считать, что они нам говорят. В первые часы после взрыва была информация, что радиация небольшая: человек получает за час облучение как за год — это, мол, немного. На самом деле, если вы пересчитаете хотя бы на 24 часа, то это уже очень много.  Кроме того известно, есть официальные данные, что при первом выбросе газа уровень радиации был превышен в тысячу раз, — это много.  

Кроме того, людям, живущим рядом с АЭС, уже рекомендовали закрывать все части тела длинной одеждой, надеть маски. Сначала объявили, что опасная зона — 1 километр, сейчас уже — 20 километров. Значит все-таки понимают, что происходит.

Эту катастрофу можно сравнить с Чернобылем?

Исходя из того, что мы знаем, разрушения произошли такие же, как в Чернобыле; передо мной все время трансляция картинки из Японии, я внимательно слежу за тем, что происходит. Но есть важное отличие от катастрофы в Чернобыле. Когда было предупреждение о цунами, они успели опустить стержни, которые прекращают контролируемую цепную реакцию. Реактор был остановлен, но было необходимо его охлаждать. Если этого не делать, топливо начинает плавиться и происходит неконтролируемая цепная реакция. Так произошло в США в 1979 году, но тогда положение спас именно этот колпак над реактором, который, как мы видим, разрушен сейчас и тогда на ЧАЭС.

Сейчас может быть второй Чернобыль?

Все зависит от того, будет ли пожар или нет. Я с вами разговариваю и смотрю на данные: пожара пока нет. Но от этого будет зависеть масштаб катастрофы. Я напомню вам, что с ЧАЭС в атмосферу попало всего лишь 3% ядерного топлива и этого хватило, чтобы отравить все северное полушарие Земли. Но сейчас мы видим, что пар от места разрушения пока поднимается невысоко — где-то на 300 метров, это значит, отравлено 20-30 километров вокруг. Но если он поднимется на 500 метров, то там уже очень сильные потоки, и облако дойдет до нашего Дальнего Востока очень быстро. Конечно, оно будет не таким активным, но неприятности будут.

А что вы называете неприятностями?

Понимаете, про радиацию всегда очень хитро говорят: непосредственной опасности нет. Конечно, она не убивает мгновенно, а когда через пять лет у людей начинается рак — это уже никого не касается. После Чернобыля, по моим подсчетам, с которыми не все соглашаются, но и не опровергают, погибло 1,5 миллиона человек.