«Такую ситуацию многие просчитывали: вулкан действительно даст бешеную волну в Нью-Йорке. Но произойдет ли это сегодня или через тысячу лет, пока не ясно», — комментирует слова Стивена Варда участник проекта «Сноб» Ефим Пелиновский, профессор университета Нижнего Новгорода и признанный эксперт по физике цунами.

Теоретически удар цунами может обрушиться и на Москву, хотя от нее до ближайшего океана пара тысяч километров. Потому что стоять на реке городу тоже небезопасно: «В 1597 году оползень сошел с высокого берега Волги в Нижнем Новгороде (вместе с монастырем) и возбудил волны 20-метровой высоты», — приводит пример Пелиновский.

Мировой рекорд — волна в 524 метра высотой на Аляске — тоже связан с оползнем, который сошел с 600-метровой высоты 9 июля 1958 года. Другой пример: «В 1979 году в Ницце экскаватор вызвал оползень, и тот сошел в море. Итог — шесть убитых и цунами с четырехметровыми волнами».

Пелиновский убежден, что возможная зона поражения цунами — «всюду, где есть вода». На карте опасности цунами для Европы (ее составили в 2005-м для проекта ESPON геофизики разных европейских стран) все побережье Средиземного моря раскрашено в два цвета — ярко-оранжевый и густой синий. «Оранжевая опасность» означает, что рядом сейсмически активная зона и риск цунами высок: это большая часть испанской, итальянской и французской береговой линии. А если область выкрашена синим, то цунами здесь завсегдатай. Греция синяя почти целиком.

Кроме того, вся карта усыпана красными точками — это те места на суше, куда цунами уже приходило. В базе данных Национального геофизического центра США запротоколированы двести с лишним ударов «большой волны» по Европе. Даже Черное море не так безобидно, как кажется. В августе 1999 года на Турцию двинулись 2,5-метровые волны черноморского цунами и лишили жизни 155 человек, которые находились на берегу.

В 31 случае высота волны составляла от 3 до 50 метров. За четыре века цунами четырежды убивало больше 50 тысяч европейцев: в 1693 году на Сицилии, в 1755-м — в Лиссабоне, в 1783-м — в Калабрии, в 1908-м — в Мессине. Сегодня все системы оповещения в Европе не годятся: море не океан, и до берега волна докатывается слишком быстро, чтобы успеть хоть что-нибудь предпринять.

Вызвать большую волну способны и землетрясение, и оползень, и вулкан, и метеорит — вариантов много. Но наиболее частая причина цунами — это все-таки землетрясения. Очаги самых разрушительных из них собраны на гигантской территории, которую называют Тихоокеанским огненным кольцом: оно проходит по периметру Тихоокеанской плиты. Если посмотреть хронику бедствий за последние пять-шесть лет, самые печальные новости приходили именно оттуда: в 2004-м — Индонезия, в 2010-м — Чили, в 2011-м — Япония. В ту же зону риска попадает и Калифорния. Геологическая служба США (USGS) еще в 2008 году посчитала: существует 46-процентная вероятность, что в ближайшие 30 лет Калифорнию ждет толчок с магнитудой 7,5 или больше, и 4-процентная, что магнитуда будет больше 8, как в Японии и Чили. А подземный толчок способен привести в движение волну. Или спровоцировать подводный оползень, который и погонит ее к берегу.

Цунами может передаваться на огромные расстояния. «Волна способна обогнуть земной шар. В Антарктиде цунами из Индийского океана ловятся очень хорошо, — объясняет профессор Пелиновский. — 10-метровые волны чилийского цунами 1960 года добрались до Дальнего Востока, и я еще застал разрушенный мост на Командорских островах. Другое дело, что разрушительная сила убывает с расстоянием».

Чтобы погубить какой-нибудь прибрежный мегаполис, не самой большой, волне достаточно наткнуться на подводный остров, расположенный в «неудачном» месте. В 2009 году это математически доказал сэр Майкл Берри, знаменитый физик из университета Бристоля. Холм, который даже не выглядывает из-под воды, в модели Берри фокусирует волну, как линза — пучок света, и тогда цунами обрушивается на город-неудачник с десятикратной силой, а окрестности остаются невредимы.

Иногда огромные волны возникают и вовсе ниоткуда. «Бродячие волны», «волны-убийцы» или «сумасшедшие волны» (все три оборота — rogue waves, killer waves и freak waves — обозначают одно и то же) могут запросто вырасти в открытом море и набрать высоту в 35 метров: таких гигантов в 2000-е сумели заснять со спутника. Правда, до берега они почти никогда не доходят, но дают представление о том, как непредсказуемо вода может себя вести.

Ближайший к Москве и Петербургу океан — Северный Ледовитый — ничем таким не грозит: «Лед, как любое твердое тело, мешает волне, поскольку плохо изгибается. Если он искрошен, проблем нет. Но, насколько я помню, сейсмичность Северного Ледовитого океана мала, поэтому там, кажется, был всего один прецедент», — говорит Пелиновский.

Раз сила цунами зависит от миллиона случайностей, прогнозы и предупредительные меры ничего не гарантируют. Лучшее, что могут ученые нам предложить, — это свести к минимуму вред от опрометчивых действий, на которые природная катастрофа толкает людей. Достаточно сравнить Японию в 2011-м и Индонезию в 2004 году, чтобы понять: десятки тысяч жертв вместо сотен тысяч — результат вдумчивого отношения к мерам безопасности. Паника мешает эвакуации, а иногда убивают и волны давки, которые свойственны охваченной паникой толпе. Но эту опасность хотя бы можно предупредить (как именно, мы рассказывали в тексте «Школа бедствий» из июньского номера журнала «Сноб»).