Степан Пачиков: Начинать нужно с младшей школы

Президент Барак Обама пришел в офис Facebook и ответил на вопросы о внутренней политике, которые были собраны через этот самый Facebook. Правда, еще до того как он сел на стул, он снял пиджак с себя и с Цукерберга — мол, так вольготнее

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS
+T -
Поделиться:

Обама начал с похвал в адрес Facebook: «Это замечательное средство самовыражения, в котором вы сразу получаете обратную связь».

Потом он ответил на вопросы о бюджете (заметив шутливо, что если бы Цукерберг платил больше налогов, то у бюджета было бы меньше дефицита), о здравоохранении, об иммиграционной политике. Самое любопытное, на мой взгляд, замечание прозвучало в ответ на вопрос об образовании. Обама сказал: «Я хочу, чтобы главным наследием моего президентства стал прорыв в преподавании математики и науки, я хочу, чтобы все поняли: наука — это круто. Давайте думать о полете на Луну. Только правительству это не потянуть в одиночку, давайте вместе скажем: это важно — и мобилизуем ресурсы».

Закончил президент так: «Если бы вы вкладывали в политику столько же изобретательности, сколько в свою жизнь на FB, у нас бы не было невозможных задач!»

Комментировать Всего 35 комментариев

То, что Барак Хусейн Обама ценит образование и науки, известно давно, но он, к сожалению, не очень упорен и настойчив в проведении своей линии. Ему мешает его толерантность к инакомыслящим :)

Реально же нужен прорыв не только в преподавании математики и разных наук, нужен прорыв начальном и среднем образовании (elementary and middleschools). Собака зарыта там!

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Антон Чупилко

Собака зарыта там!

в таком важном деле откапывать зарытую собаку – практика вуду, зомби или франкенштейна ни к чему хорошему не приводила. нужно что-то новорожденное.

Алексей, знать где зарыта собака всегда полезно, даже если вы не собираетесь ее откапывать! 

согласен. отпевание и почитание ушедшего – это безусловно важно для развития толерантности и понимания причин проблем, но никак не для прорыва в какой-то области.

Алексей, знать где зарыта собака всегда полезно, даже если вы не собираетесь ее откапывать, отпевать или почитать! 

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Мария Сидорчук

Степан, это абсолютно, на 120% верно! Жаль, что Обама не начал с этого, а сейчас все шансы уже упущены, у него, как и у любого президента, было 6 месяцев в начале президенства,чтобы  что то сделать, так устроена здесь система власти. Он их истратил на медицинскую реформу. М.б. у него будет шанс, если его выберут опять, но обычно на втором сроке президенты ничего не делают.

А ещё можно выделять гринкарты китайским и индийским студентам соответствующих дисциплин :)

Поясните, please

Чем и чему это поможет?

В США успешные в науках дети не будут считаться cool

После СССР было странно видеть в США равнодушие общества к успехам наук.

В школе примерно такое противостояние: cool guy (играет в футбол или баскетбол) и остальные — либо nerd/ы, либо geek/и либо dork/и. Хотя настоящий nerd чувствует свое превосходство, но не все в школе это чувство разделяют, особенно представительницы прекрасного пола... Появление компьютеров, особенно  компьютерных игр, подняло престиж geek/ов... Кроме того, есть поверье, что именно из них получаются миллионеры и миллиардеры... В целом, пока в школе в науках упор на заучивание, а не на исследовательскую деятельность, успешные в науках не будут считаться cool...

Да и в Европе такая картина. По крайней мере в Голландии реальная проблема. Дети боятся учиться хорошо, чтобы не навесили клеймо nerd. Даже при полном отсутствии какой-либо внешней атрибутики ассоциируемой с этим термином. А было бы совсем не плохо, чтобы быть умным и образованым стало cool

Степан Пачиков Комментарий удален автором

Послушал все его выступление. Сильный ход!

Пойду включу телек и послушаю, что про это говорят на Фоксе. Ясно, что они на президента "накинуться" по полной, но интрига в том - к чему они придерутся!

А что еще показалось важным? Сильный ход: потому что на ФБ? и еще: я правильно понимаю, что 4\20 - это какой-то субкультурный марихуанистый символ, да?

Потому что на FB и потому что интервью вел Марк

По-поводу four-twenty смотри 

420 (cannabis culture)

Выступление Обамы находится в диссонансе со свежим номером Nature посвящённом кризису системы PhD. Наблюдается колоссальное перепроизводство учёных, в США в первую очередь. В 70х больше половины защитившихся PhD (кандидатов наук) находили постоянную профессорскую должность. Сейчас эта цифра ниже 15%. Остальные либо сразу отсеиваются в бизнес и т.п., либо прозябают ещё несколько лет пост-доками и отсеиваются позже. Получается, что 85% самых способных выпускников университетов тратят последующие 10 лет своей жизни (а то и больше) живя в лучшем случае в нищете, в худшем - обрастая долгами, на то чтобы обучиться тому, что им никогда не понадобится. Причина такого положения вещей в том, что профессору относительно легко получить финансирование для аспиранта, поэтому количество аспирантов определяется не их востребованностью после защиты а их востребованностью в качестве дешёвой рабочей силы до защиты. И обычно они об этом узнают только лет через 10, когда впервые начинают искать постоянную работу в университете.

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Вряд ли то, что они отсеиваются в бизнес - это худшая доля. Жалко тех, кто не нашел работы и прозябает в нищете.

Юрий, а что было бы с этим людьми, если бы у них не было возможности пойти в аспирантуру? По какому пути они пошли бы?

It is not a loaded question. Just a question.

Да, но бизнес это всё-таки не то чего они хотели в жизни. По опросам подавляющее большинство аспирантов предпочли бы науку. В Nature описываются возможные пути выхода из кризиса. В частности, предлагается ужесточать требования при поступлении в аспирантуру, в процессе обучения, и при защите диссертации. Другой путь это не отсеивать кандидатов, а изменять сами программы, то есть делать PhD менее нацеленным на карьеру в науке, включать курсы по менеджменту и т.п. При любом подходе тем людям, которые в настоящее время без особых успехов тратят годы жизни работая за гроши "на шефа" предлагается возможность постепенно переключиться на что-то более практическое. Реально многие аспиранты уже это делают. У нас в UPenn многие аспиранты естественники брали бизнес курсы в Wharton school заранее закладываясь на карьеру вне науки.

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Видимо уже поздно и мозги мои не работают.

Если "предлагается ужесточать требования при поступлении в аспирантуру, в процессе обучения, и при защите диссертации", то это закроет многим путь в науку и им грозит судьба, описанная ярко в Вашем посте, на который я и отвечал. 

Если включать курсы по менеджменту, то это значит нацеливать их на бизнес, но "бизнес это всё-таки не то чего они хотели в жизни."

Перечту с утра на свежую голову :)

Кстати, у многих "отсеянных" от науки ученых есть еще одна возможность (надеюсь - есть): пойти преподавателями в школы, что все же лучше, чем прозябать голодая.

Совершенно верно, предлагаемые реформы многим закроют путь в науку. Или, вернее, переведут энергию этих молодых людей в другое русло. А что ещё остаётся делать? Я не имел в виду, что существует решение, где и волки сыты и овцы целы. Даже при сумашедшем росте количества студенов в системе высшего образования за последние десятилетия, и, соответственно, росте количества профессоров, кандидатов на их места слишком много! В несколько раз больше чем нужно. Реально нужно что-нибудь вроде 2 человека на место. Важно, конечно, не выплеснуть ребёнка вместе с водой, то есть оставлять самых способных в науке. Но этот отбор должен происходить на ранних стадиях а не когда человеку 35 и у него семья и дети. Многие действительно идут учителями в high school, но это, пожалуй, наименее престижный вариант, учитывая нагрузки и невысокую зарплату.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Владимир Кайгородов

Юра, если человек хочет еще и престижную работу, то ... :)

Хотя, если честно, то я считаю работу учителя в школе очень престижной. Сам всю жизнь мечтал быть учителем.

Я согласен, жалко только, что сами дети так не cчитают :-). Пока я не начал учить я тоже на эту профессию смотрел сквозь розовые очки. И в ней дествительно есть свой кайф. Проблема в том, что даже студенты университета учиться не хотят (большинство). И поделать с этим ничего нельзя, этому большинству учиться тяжело и неинтересно. Я их понимаю, но учителям от этого не легче.

Это все закладывается в самом раннем детстве, и, в основном, в семье. Здесь в самом деле ничего поделать нельзя. Я сначала было затеял на эту тему амбициозный проект Noble Mission, но потом - сдал назад :( так как не смог набрать команду (в основном - психологов)

Да, хотя гены здесь тоже свою роль играют. Что касается аспирантов, то решение, по-моему, достаточно простое. Надо сократить число аспирантов втрое, так что оставшиеся счастливчики будут получать стипендию сравнимую с зарплатой начинающего профессора. Тогда аспирантура действительно будет привлекать самых талантливых. Но и работать они должны будут по-настоящему. Например, в последние три года писать минимум по статье в год. Сейчас, я думаю, у среднего профессора 3 аспиранта. Это слишком много, и одного будет достаточно. А если ему в лаборатории нужны уборщики, то пусть за маленькие деньги нанимает лаборантов среди студентов.

Скажите, Юрий, а Вашей науке нужны эти Ваши ежегодные статьи?

Реальная наука делается на активном участке траектории, и Вы это знаете.

Можно сколько угодно ужесточать требования к аспирантам, но дело не в жестокости, а в том, чтобы хотя бы часть талантливых людей получала возможность активно работать до 30 лет

Советский Союз накрылся вовсе не из-за 86 чипа, как когда-то сказал CNN Стёпа, хотя эта идея мне крайне симпатична.

И не из-за нефти.

Он накрылся потому, что я, Саша Семёнов, вынуждел был зарабатывать на хлеб переводами :)

Ничего личного, как Вы понимаете.

Александр, в США, в принципе, у аспирантов нет проблем с недостатком научной работы. Стипендии (она, правда, бывает не во всех областях) достаточно для прожиточного минимума, и если жить скромно, то подрабатывать нет необходимости. Короче, заниматься наукой можно хоть 24 часа в сутки, шеф будет только доволен. Но я за то чтобы стипендию увеличить раза в два - три (за счёт сокращения количества аспирантов).

Статьи нужны прежде всего самому аспиранту: чтобы научиться их писать, чтобы был стимул заниматься активной научной работой, и чтобы было что предъявить после аспирантуры. Как иначе я узнаю чего он стоит как учёный?

Юрий, моя племянница закнчила в прошлом году аспирантуру Cornell, её муж - в Висконсине, я представляю материальное положение желающих заниматься наукой в Штатах.

Если это - единственная проблема с наукой в США, и мы говорим о том, чтобы аспирантка могла на стипендию позволить себе не только полностью обустроенную квартиру и секцию верховой езды, то я - пас :)

Александр, честно говоря, я не уловил смысл. Понятно, что Вы недовольны чем-то в организации науки, но непонятно чем. Если Вы о финансировании научной работы аспирантов (а не их стипендии), то и здесь в США всё неплохо. Например, от министерства здравоохранения существует специальный грант для аспирантов и постдоков,  NRSA называется. Есть подобные гранты и в других областях. Всё что нужно это хорошая идея и поддержка состоявшегося учёного (не обязательно своего научного руководителя). Пару лет назад аспирантка на нашем факультете получила этот грант. Есть много стипендий для поездок на конференции и летние школы. В принципе, существующая система PhD не так уж плоха, всё зависит от научного руководителя. Если он сам выдающийся учёный, то и его аспиранты всегда находят хорошие постдоки и потом постоянную работу в науке. Надо убирать PhD программы в тех университетах откуда потом невозможно устроиться на работу.

Юрий, по моим наблюдениям, те аспиранты, которые способны что то продолжать в науке, не американцы. Население страны остается безграмотным, на что указывает то, что цифры редко употребляются в политических дискуссиях. Америка импортирует мозги, а экспортирует представление о жизни, для которого мозги не нужны. Все эти PhD, в добавок к своей нищете, еще и не имеют права голоса, не являясь американскими гражданами.

Алексей, то что Вы говорите верно, но скорее относится к техническим и математическим дисциплинам. Может быть, к биологии тоже. Но и там не всё так однозначно, по-моему. Просто американцы вообще не очень охотно идут в эти области. В экспериментальной психологии, например, я пока не замечаю преимущества китайцев или индийцев, скорее наоборот. У меня, например, одна аспирантка из Китая, другой аспирант из Канады. Китаянка два раза сдавала GRE и два раза получала высший балл по математике (что для китайцев поступающих на нашу программу вообще характерно), а канадец оба раза сдал плохо. Но при этом китаянка оказалась безинициативна, и даже в математике у неё проблемы, она не может критически осмыслить правильно она решила проблему или нет. Нас в физике учили как это можно проверить (например, рассмотрение предельных случаев или соответствие размерностей), а их - нет. Видимо, их натаскивали на стандартные задачи с известными решениями. А канадец будет решать пока сам не убедится, что решение имеет смысл, потому что привык критически смотреть на всё. Не думаю, что его этому кто-то  научил, просто такое свойство у человека есть или нет вне зависимости от расы и культурного контекста.

В общем, на на это и надежда в плане соревнования с Китаем. В творческом отношении они сильно отстают. Культура, основанная на безусловном подчинении младших старшим не поощряет это. Тем не менее, те проблемы, о которых мы здесь говорим, остаются.

Мне очень импонирует, что американские лидеры четко и конкретно выставляют цели в абсолютных величинах - Сократить дефицит на 4 триллиона, создать 500000 рабочих мест, и так далее.

Политика озвучения Обамой еще в выступлении в Дентоне "Winning the Future" это реально мощная позиция определяющая стратегию лидерства не на соловах, а на деле - сразу после того выступления Американские корпорации все как едино начали приводить свои офисы к Зеленым стандартам энергоэффективности, раельно выделены 500 млн на создание солнечных панелей со стоимостью в 2 раза ниже существующих, и так далее. 

К сожалению наша действительность призывает ждать 25% улучшения после выделения 25% дополнительного финансирования на 15% наиболее компетентных ВУЗов при сокращении на 10% не профильных специальностей от 30% прошедших на 50% ЕГЭ... и тд.

Думаю ждать этого процентно светлого на 50% будущего будет не более 25% от работоспособного населения, остальные отправятся туда где слова = делам причем в конкретных величинах. 

Так простой пример: сегодня я на берегу Болгарии, тут в деревне интернет 30МБ/сек за 450 рублей включая телевидение 89 каналов, в Столице России городе Москве имею 68 каналов цифрового телевидения и 12МБ/сек за 780 руб, причем не имею альтернативы подключить что либо быстрее 20МБит причем в 2 раза дороже минимум за 1200 руб месяц.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Если бы у Цукерберга были такие условия как в Москве зап такие цены - FaceBook не существовало бы)- 

Все таки Волож смог сделать Яндекс успешным.

Яндекс сильно коррумпирован - исторически имел первые места по ряду запросов, которые фактически сформировал сам, в один прекрасный день когда появились желающие конкуренты на год был выкинут под предлогом заявления что с моего адреса распространяется порно!!! Через 1,5 года пытался вернуть но уже было практически невозможно)- 

Сейчас модно указывать обе скорости (вниз и вверх). Надо сказать, что скорость очень сильно меняет отношение ко многим планам. Вот у меня сейчас в Городе скорость 50/25 и я реально уже решил держать вообще все (фото, музыку, документы) в облаках и перестать переживать, что завтра я уроню мой мой компьютер в бассейн или тихий океан, но в моей доме в Мексике скорость 1.6/0.2  и жизнь равносильна аду :)

В большой науке, увы, запомнится скорее то, что из-за кризисов и роста долга сокращены крупные исследовательсике программы.