Каннский фестиваль в этом году был одним из самых насыщенных и по количеству известных имен, и по программе. При этом он оказался очень богат на скандалы, и главный был связан с тем, что некоторые известные режиссеры не попали в основную программу. В частности, картину Фрэнсиса Форда Копполы «Тетро» не приняли на конкурс. Режиссер отказывался приезжать, шантажировал фестиваль, и в результате картина оказалась на открытии параллельного конкурса кинофорума. Не попали в отбор и такие бесспорные любимцы Канн, как Джим Джармуш и Вуди Аллен.

Хороших фильмов было много, несколько даже сенсационных, были и такие, которые подверглись жесткой критике. Но главным, отметил Кирилл Разлогов, было выступление президента фестиваля Жиля Жакоба на открытии: он оплакивал конец эпохи синефилии и наше непонятное промежуточное время.

Ожиданий от этого кинофорума у всех было много, но не все они оправдались. По словам Кирилла Разлогова, его огорчил тот факт, «что молодым уже не хватает места на фестивале, так как за несколько десятилетий царствования Жакоба набралось слишком много режиссеров, которых Канны поддерживали с самого начала. И в этом году из более чем 50 картин официальной программы было всего 6 дебютов, что очень мало для отслеживания какого-то процесса, тем более что не-дебюты сплошь созданы режиссерами, уже поддержанными Каннами».

Лев Карахан отметил, что этот Каннский фестиваль был одним из самых грустных. «Потому что это был фестиваль, на котором господствовал страх. Или страхи. Которые испытывают самые выдающиеся и замечательные режиссеры мира, и это было соревнование, кто своим страхом сильнее напугает окружающих. Поэтому мне кажется, что так вот душевно прикипеть к какому-то фильму было трудно, потому что ни в одном из них не было внутренней оппозиции этому страху, а лишь абсолютное подчинение».

Потом кинокритики рассказали о картинах, которые произвели на них самое сильное впечатление. У Даниила Дондурея и Льва Карахана вкусы совпали: они оба отметили работу румынского режиссера Корнелиу Порумбою «Полицейский, прилагательное».

 

А вот что рассказал про эту работу Даниил Дондурей: «Это снятый за копейки фильм о лейтенанте, живущем в рабочем пригороде. Он должен расследовать историю, в которой старшеклассникам доставляются наркотики, строит свою версию и становится жертвой абстрактной идеи. Фильм сделан в очень медленной стилистике, очень точно и тонко — и по характерам, и по отношениям с людьми. И ты сидишь и думаешь: почему же в нашей гигантской стране, где снимается 80 фильмов, а не 5-7, как в Румынии, ничего такого нет? Почему у нас гоняются за миллионами, а тут в двух кабинетах люди беседуют о своей профессии, и ты не можешь оторваться. Возникает гордость и за режиссеров, и за отборщиков фестиваля, которые наряду с работами монстров вроде Тарантино берут маленький румынский фильм, и он получает премию "Особого взгляда". И зал стоит и с восторгом аплодирует этому молодому румынскому парню».

Кириллу Разлогову больше всего понравился провокационный фильм Пола Верховена «Тинейджеры» (Teenagers).

 

Анастасия Дунаевская