Кирилл Березов: 
Роджер Уотерс устроил «чёс» в «Олимпийском»

Один из основателей легендарной группы Pink Floyd привез в Москву свое знаменитое шоу The Wall Live

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Мировой тур этой сложнейшей за всю историю рок-музыки постановки начался в сентябре 2010 года в Торонто. Московский концерт устроили в «Олимпийском». За неделю до шоу многочисленные СМИ с гордостью сообщили, что организаторам пришлось пригнать в Москву дополнительный грузовик c оборудованием, чтобы оформить эту гигантскую площадку: нужно было удлинить сцену и увеличить количество видеопроекторов.

Кажется, это было самое зрелищное шоу из всех, что я видела. Посреди стадиона была выстроена гигантская стена, в ее разломе виднелась сцена. Концерт начался с того, что через весь зал пролетел самолет, врезался в стену и взорвался многочисленными зарядами пиротехники. На главном хите Another Brick In The Wall на сцену вышел целый детский хор, а из-за стены выползло огромное страшилище — монструозный учитель из культового фильма The Wall 1982 года. За ним появились и другие чудища. К концу первого отделения разлом в стене незаметно застроили, чтобы в конце шоу эффектно обрушить стену прямо на сцену. А музыканты почти все второе отделение играли скрытые за стеной.

Это было еще и самое высокотехнологичное шоу. На протяжении всего концерта на стене показывали невероятного качества и сложности видеопроекцию. Она была составлена из отрывков фильма The Wall вперемежку с видео на более современные сюжеты. К протестам против войны и тирании добавились антиглобалистские выступления против корпораций: среди символов зла наряду со скрещенными молотками (на знамени тирана из фильма) появлялись фирменные знаки «Мерседеса» и нефтяной компании Shell. Отдельный сюжет был посвящен Apple: на стене вспыхивали надписи iBuy, iTake, iKill. Среди фотографий невинных жертв войны были и лица людей, погибших при взрыве в лондонском метро. В общем, это была такая впечатляющая видеоистория против всего плохого: насилия, терроризма и социальной несправедливости.

Но, несмотря на то что шоу действительно очень сильное, впечатление от него осталось двойственное. Если первую половину концерта я завороженно следила за всем этим мельканием и подпевала любимым хитам, то к середине второго отделения, глядя, как Уотерс носился по сцене и истошно хлопал в такт музыке на фоне фотографий голодающих африканских детей, я начала испытывать неловкость. Невольно вспоминала десятки фур, припаркованных у «Олимпийского», на которых привезли эти декорации и оборудование. Затем я начала прикидывать, сколько стоит сделать, а потом еще и возить по свету такое шоу. А к концу всего этого высокотехнологичного аудиовизуального протеста против безответственных капиталистов возник вопрос: а не стал ли сам Уотерс со своим супершоу частью того, против чего он так эффектно выступает?

Комментировать Всего 15 комментариев

Несмотря на впечатляющие видеоэффекты, особых эмоций я не пережил. Ощущение такое, будто в кино сходил. Хотя мое отрочество прошло под флагом раннего (до Atom Heart Mother) «Пинк Флойд», и «Стену» я знаю наизусть, почему-то есть чувство, что великий музыкант прошлого Роджер Уотерс выступает в роли виджея: ходит по сцене, открывает рот, машет руками, а голливудских размахов шоу живет какой-то своей жизнью. И так в десятках городов с «программой», созданной 33 года назад! Как сказал мой товарищ, «у нас в Москонцерте» это называлось «чёсом». Помню, как мы с другом детства до ночи разучивали Is There Anybody Out There? — сам он на гитаре, а мне показал, какие кнопки нажимать на клавишных. А потом нам в голову пришла идея получше. Мы вышли на лестничную площадку, сели в лифт и стали играть в ночном подъезде, в полной тишине, медленно поднимаясь и опускаясь с первого этажа на девятый и обратно. Акустика была фантастическая! Думаю, это было самое честное шоу на свете. Пока нас не шуганула какая-то бабка.

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Александров

Роджер Уотерс и его представление The Wall Live превзошли мои ожидания и желания увидеть легенду. Я пошел на концерт с одной лишь мыслью (до этого не довелось ознакомиться с творчеством более подробно), что «Пинк Флойд» — это веха в музыке мирового масштаба и пропускать такое событие будет преступлением перед своим «просвещением». 

В который раз убеждаюсь, что нет средства лучше донести до сознания людей свои мысли, идеи и стремления, нежели музыка. У Роджера и «Пинк Флойд» это получается, как ни у кого другого. Размерной мелодией, вибрацией гитарной струны и пронизывающими строчками песен философия группы проливается на твое мировоззрение, проливает свет на сознание. Так происходит при прослушивании в плеере, но на концерте это дополняется удивительнейшей картиной: огромная стена строится на твоих глазах, не оставляя ничего более на сцене, стена и ты.

Отдельным словом стоит отметить визуализацию, видеоряд, который сопровождал концерт. Поясню, что стена разделила«Олимпийский» пополам, и на весь ее размер проекторами показывалась картинка, которая делала стену действительно живой.

Меня привлекла публика, пришедшая на концерт («Олимпийский» был забит), не ради интернациональной розни, а как факт: я не встретил никого, кроме европейского вида граждан. Больше людей старшего поколения за 30, нет, даже за 40. Мужчин было больше, и большинство с сыновьями. Некоторые принесли с собой гитары, видимо, хотели подыграть. И хоть было очень много людей, давка и прочие сходства особенностям метрополитена в час пик, но отсутствовало впечатление серой, безликой толпы. Буквально каждый посетитель привлекал внимание своей особенностью, уникальностью и «жизнью».

Возвращаясь к неповторимой музыке «Пинк Флойд», интересен тот факт, что Роджера, безусловно знающего каждый аккорд, цепляет каждый удар по барабанам или новый риф гитары снова и снова. На мой взгляд, это говорит о многом: в тысячный раз человек слышит музыку, а его тело восхитительно подыгрывает и с каждым взмахом руки или уверенной походкой восторгается крику рок-симфонии.

Интересен тот факт, что ранее (более) актуальная тема войн, слоганы «Остановите войну», «Верните ребят домой», сменяется на лозунги против капитализации, глобализации и навязанных продуктов потребления. You better run. Также хочется заметить, что первый акт закончился не только отстройкой стены, а тем, что на стене разместились тысячи, тысячи фотографий влюбленных людей, присланных со всего света. Отдельной фразой на экранах Роджер Уотерс поблагодарил всех приславших и добавил, что их будут помнить.

Приятно было встречать в разных питейно-едейных заведениях после концерта людей в футболках с концерта. Создается впечатление, что это событие городского масштаба.

Очень жаль, что я не могу придумать концерт группы моего поколения, на который я с гордостью повел бы своего сына. Время столпов и горных массивов групп, как «Пинк Флойд», сменилось на время камней и валунов групп, как «Радиохэд», «Колдплей» или вовсе песчаной Леди Гага.

P. S. Организация концерта отвратительная: отстоять в очередях 2 с половиной часа, отдавить ноги и тело в давке перед входом в 4 рамки досмотра и попасть под конец первого акта стоит позора и судебных разбирательств.

Насчет участия самого Вотерса во всем том, что "осуждается" в шоу - полностью согласен. Отдав 300 евро за 3 билета на The Wall Live  в Барселоне, и, наблюдая все эти логотипы Шеллов, Мерседесов и iKill, подумалось о том, что без всего этого не было бы ни этого шоу, ни полного стадиона зрителей, ни, возможно, самого Вотерса...

С другой стороны, это всё (массовое потребление всего одними за счет недостатка всего у других) уже есть и, возможно, даже участвуя в еще бОльшем потреблении, но привлекая к этому такого рода внимание, Вотерс что-то где-то как-то в ком-то и меняет.Вопрос сложный...

Ну а насчет впечатлений... первый каммент, честно говоря, удивил. Все мои друзья, знакомые, знакомые знакомых и тд. и т.п. от шоу в полном восторге и с переполнением именно "особыми эмоциями". Т.е. это вроде первое столь нейтральное из многочисленных мнений, которое я услышал и увидел от посетивших шоу.

В Барселоне я водил на шоу родителей (которые тоже конечно же под большим впечатлением), рядом с отцом сидела испанка, которая проплакала почти все 2 часа. Во как пробирает эмоционально более раскрепощенных и свободных европейцев :) 

Да, кстати, про организацию. Стоит ли говорить, что в Барселоне при 100% аншлаге Palau Sant Jordi (до 24 тыс зрителей для музыкальных мероприятий) наполнился и освободился как по волшебной палочке... Не знаю чего у них есть такого, чего нет у нас, но каим-то образом они легко организовывают простой и быстрый вход и выход многих тысяч зрителей.Мы приехали на концерт минут за 30, встали в небольшую самоорганизованную очередь, простояли максимум минут 5 и после очень беглого досмотра зашли внутрь. Там мы без очередей и давки спокойно успели съесть по багету с хамоном, потом по понятным указателям без проблем нашли свою секцию, а там уже специально обученная девочка показала нам наш ряд и места. Шоу началось строго по расписанию и к этому моменту стадион был полностью заполнен.

По окончанию шоу тоже magic. Открылись по кругу все входы и выходы и весь стадион за считанные минуты без давки и очередей оказался на улице. 

И при всем при этом:- ни внутри, ни снаружи (по дороге до метро) не было ни одного полицейского- по дороге к метро лишь в одном месте были установлены временные ограждения, чтобы поток людей шел с нужной стороны - на подъездных дорогах полиция регулировала движение и разруливала машины и такси, чтобы не собиралась пробка 

Надо все-таки уточнить, что вместимость Олимпийского - не 24 тысячи, а 70 тысяч. И  тоже был аншлаг, да. В целом, единственной серьезной проблемой была очередь на входе, из-за которой многие опоздали на концерт.

А вообще, конечно, само здание морально устарело, давно пора строить что-то современное.

Эту реплику поддерживают: Ася Чачко

А точно 70? Википедия говорит 25 тыс почему-то. В любом случае на муз.мероприятиях ведь не весь стадион по кругу заполнен, а по сути только половина. Добавляется еще танц.партер и фанзона, но все равно вряд ли это 70 тыс?

Я осознаю, что в Олимпийском народу было больше, но ведь и разница в длине очереди не 10 и 20 минут. Разница 5 минут и полтора часа (если не больше).

Здание может и устарело конечно, но входов и выходов в нем предостаточно. Вопрос в том сколько их работает и как организован процесс. Тот же Palau Sant Jordi в Барселоне всего лишь на 10 лет моложе нашего олимпийского и в общем-то с точки зрения конструктива очень на него похож.

Да, с семьюдесятью я, пожалуй, ошиблась :)

Базово,  для спортивных соревнований, там 35. Для музыкальных мероприятий, впрочем больше. Хотя часть трибун и перекрывается, танцпол огромен и вмещает много тысяч зрителей.

Входы, по-моему, работали все. Не очень понимаю, в чем именно оказалась проблема, как ее надо было решать.

Концерт грандиозный!   Звук,  свет,  сцена на высочайшем профессиональном уровне!  Технология  и организация действа поражает.  Исполнение блестящее!  Думаю, что присутствовал на лучшем  шоу в мире, на сегодняшний день. -)                                                    Жаль, что это всего- лишь  остатки от уже почти ушедшей в прошлое,  блестящей, Контр-культуры 60-70 гг.                                                                                                                                        А, по поводу "чёса":  если это "чёс",  то пусть тот  "Москонцертовский лабух" расчешет на себе остатки волос...)

Эту реплику поддерживают: Галина Анни, Михаил Голубев

Все было клево! Я до сих пор мурашками покрываюсь, даже когда комменты читаю ). Злость от тупого стояния в очереди и опоздания на начало шоу ушла за мгновение и уступила место восторгу. Хотя гитары и вокала Гилмора недоставало на мой вкус...

Когда Уотерс приезжал в Сан-Франциско, я не ходил. Для меня все же Пинк Флойд - это скорее Дэвид Гилмор. Сольные альбомы Уотерса мне представляются совершенно унылейшими, равно как и The Final Cut. При исполнении материала ПФ - и вокал не тот, и гитара не та....

Кстати, наезд на Apple в плане iBuy, iTake - это прикольно. A вот iKill - непонятно к чему сказано. 

P.S. но "чёс" - это в первую очередь пренебрежительное отношение к публике. Т.е. приехали в райцентр, показали в местном клубе халтурку, которая "этим сойдет". Подобный термин к Уотерсу неприменим абсолютно, на мой взгляд. Разве что для красоты заголовка, в отстуствие других идей.

Эту реплику поддерживают: Евгений Ильинский

Не очень понятно, кому принадлежит исходный текст.  "Кажется, это было самое зрелищное шоу из всех, что я видела "...  Очередной перепост?

Артур, текст принадлежит мне, там сверху подпись есть))

>Затем я начала прикидывать, сколько стоит сделать, а потом еще и возить по свету такое шоу.

Ася, это же чистый Жванецкий :)

"Зарядку себе придумали, лишь бы не работать! Лишь бы дурака валять!

Здоровый бугай поднимает три гири впустую - воздух перемешивает. Пускай камни таскает или вагонетки с углем. И платить ему не надо: Он же за гири денег не берет!

Если весь народ по утрам вместо гирь будет яму копать, знаете, какая колоссальная экономия будет. А если другие туда воды накачают и гусей пустят... На каждого получится по два гуся.

Я ж не один день думал!

А этот футбол - двадцать два бугая мяч перекатывают. А если вместо мяча дать каток, они же за полтора часа все поле заасфальтируют. А зрители еще по рублю дадут. Бешеные деньги пойдут.

А марафонца видали? Страус. Сорок километров дает бегом. Его кто-нибудь использует? Он же бежит пустой! А если он почту захватит или мешок крупы в область? У нас же составы освободятся. Я уже не говорю про штангистов. Человек полтонны железа поднимает и обратно кладет. Так дайте ему груз, чтобы он его наверх подавал. Бочки с селедкой, раствор, ящики с кирпичом пусть выталкивает. И рекорды ставь: Ты две бочки, я четыре, чемпион мира - шесть!

Кто у нас остался? Артисты, художники, ревматики, склеротики и прочий боевой отряд физически недоразвитых людей. Их надо использовать на тонких работах. Вот балерина крутится. Крутится, крутится, аж в глазах рябит. Прицепить ее к динамо - пусть ток дает в недоразвитые районы..."

Эту реплику поддерживают: Ася Чачко

Точно! Но я, конечно, потом посмотрела сколько это удовольствие стоит: $60 млн

Стоило, я полагаю :) Это все-таки единоразовое вложение. Расходы на поддержание и гастроли не могут превысить размер гонораров за выступление :) А в Олимпийском можно продать билетов  на несколько миллионов евро, не больше.