Лучшей музыкальной композицией всех времен и народов я считаю песню про Сталинградскую битву «Поклонимся великим тем годам» в исполнении Иосифа Кобзона. Ничего более сложного с точки зрения аранжировок и могучего с точки зрения наполнения я никогда не слышал. Вы будете потрясены возможностями этого человека, если ее послушаете:

<object width="580" height="360"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/kKUxz0kHC-k&hl=ru&fs=1&rel=0&color1=0x3a3a3a&color2=0x999999&border=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/kKUxz0kHC-k&hl=ru&fs=1&rel=0&color1=0x3a3a3a&color2=0x999999&border=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="580" height="360"></embed></object>

Образ Кобзона недооценен и неправильно понят многими современными людьми. Кобзон — это квинтэссенция лучшего, что есть в советской культуре. Его пытаются представить рупором советского зла, но это совсем не так. Я не вижу никакого преступления в том, что он добивался успеха в стране, в которой жил. Никаких писем против свободолюбивых поэтов он не подписывал. Пел про комсомол, ну и что? А кто из тех, кто ругает комсомол, не ходил в комсомольские походы? Все эти претензии мне кажутся надуманными. Наверное, поколению моего папы гораздо сложнее относиться к ним объективно, потому что для папы Кобзон символизирует советскую эпоху: под его голос происходило все то, с чем папа выживал.

Если говорить о «преступных ошибках в 90-е»... Думаю, что во многом его мафиозность преувеличена, даже если она в каком-то объеме и была. Человек такого масштаба встречается крайне редко. В отличие от других масштабных деятелей культуры он под дружбу с властями не забирал особняки, не возглавлял съезды, не строил в центре Москвы неизвестно что.

То, что сделал этот человек во время «Норд-Оста», нельзя забывать никогда. Он вошел в здание и вывел оттуда детей. Я не понимаю, что можно найти в этой истории плохого. Я знаю людей, которые назовут ее пиаром, но это ерунда. Он пришел туда, потому что не мог сидеть дома. Кто его звал? Никто!

Историю, как он зашел к террористам в здание, я не забуду никогда. Представляю себе: зима, Иосиф Давыдович в собольей шапке и в шубе с бобровым воротником входит к бараевским ребятам и говорит им, как настоящий восточный пахан: «А че сидим-то? Встали — старший в комнату вошел!» И самое удивительное: все чеченские террористы встали! Потому что масштаб личности не спрячешь ни при каких обстоятельствах.

Есть другая история про Кобзона. Мой друг Юра Яроцкий — музыкальный обозреватель «Коммерсанта» — был на его прощальном концерте. Он начался в семь вечера, а закончился как думаете, во сколько? Прощальный концерт Иосифа Давыдовича Кобзона в ГЦКЗ Россия закончился в 6.05 утра. Человек начал петь, и в какой-то момент обнаружилось, что уже далеко за полночь и метро закрыто. И он продолжал петь, пока метро снова не открылось: зрителям же надо как-то домой добираться.

Заголовок к газетной заметке о концерте Юра Яроцкий сделал образцовым: «Петь не по лжи». Вот для меня Иосиф Давыдович — это человек, который поет не по лжи. Он действительно настоящий большой артист.