Для этого в Москве сначала закрыли аэропорт Внуково, потом отменили чартерные рейсы «Трансаэро» и «Аэрофлота», затем рейсы еще 11 компаний и подняли цены на билеты. И наконец, последняя гениальная идея: все чартерные рейсы переносятся на ночное время, с 22 вечера до 6 утра. Как говорит Росавиация, сделано это исключительно для комфорта туристов: мол, добраться до аэропорта без пробок можно только ночью, да и досмотр пройдет быстрее. Однако время заселения в большинстве отелей — это середина дня, а значит, придется либо переплачивать за лишние сутки, либо гулять до 12 утра с багажом по городу. Отлично, к имиджу фриков русские давно привыкли, осталось закрепить его, разгуливая с чемоданом по Лувру или отсыпаясь в обнимку с рюкзаком где-нибудь на Елисейских полях. Зато прилетать будем расслабленные и спокойные: в пробках-то стоять не пришлось! При этом что такое для россиян чартерные рейсы? Все просто: это самый популярный способ отлета из страны. Главным преимуществом этих рейсов, разумеется, является цена — в два-три раза ниже, чем на регулярный рейс. Кроме того, на ряд популярных курортов регулярные рейсы просто не летают или их число минимально. А значит, всем желающим попасть в любимые Турцию, Египет, Грецию или даже Италию придется играть по тем правилам, которые установит Росавиация.

Пока, впрочем, авиакомпании не горят желанием переходить на навязанный им график и уверяют, что летний график полетов уже согласован — как в отношении регулярных рейсов, так и в отношении чартерных. Однако понятно, что если Росавиация решит настоять на своем решении, то график придется менять, даже несмотря на то что билеты уже распроданы. Хотя и с Росавиацией компании, кажется, уже научились «договариваться». В этом смысле показательной является ситуация отзыва разрешений у компаний на чартерные рейсы сначала перед новогодними каникулами, а затем перед майскими праздниками. Под угрозой отмены оказалось множество укомплектованных рейсов. Однако в последний моменты лицензии компаниям вернули, и большинство из запланированных полетов все-таки состоялись. Впрочем, даже на эти договоренности потребуется время, которого де-факто у туроператоров нет: отпускной сезон уже начался и спрос на билеты на популярные направления просто фантастический (для примера: за один день, 29 апреля, из Москвы улетело больше 100 тысяч человек, побив все ранее установленные в этой сфере рекорды).

При этом понятно, конечно, что проблема с вылетами объективно существует: и с проходимостью аэропортов, и с их безопасностью, и с организацией людских потоков внутри. Вопрос лишь в том, как ее решать: построив еще один (хотя бы) аэропорт или выживая маргинальных игроков и увеличивая расходы каждого туриста на билет. За последние месяцы цены на билеты уже выросли на 20%, а в июне еще увеличатся за счет роста топливных сборов. Большинство компаний уже сейчас заложили рост цен в свои финансовые планы. Так, просмотр сайтов авиакомпаний покажет, что с авиакомпанией S7 слетать в Бургас в мае можно еще за  4143 рубля, в июне — уже за 7158, а в июле — уже минимум за 12 855 и дальше дороже. Коснулось это повышение, разумеется, не всех маршрутов, но тем не менее уже заметно. А дальше будет еще заметнее... В принципе, решение сократить число игроков и монополизировать рынок довольно очевидно: диктовать правила игры на таком рынке гораздо проще. Другое дело, что нас это никак не приближает к решению проблемы. Зато отдаляет от Запада.