Евгения Кандиано: Быть начитанным человеком — это просто sexy
В Германии, например, существуют различные циклы научно-популярных передач, которые охватывают всю аудиторию — от детей и подростков до зрелых интеллектуалов. Есть передачи на любой вкус: в формате игры, детективного расследования, беседы на равных — вы можете выбирать сами, что вам больше нравится. И конечно, одним телевидением популяризация науки не исчерпывается. Существуют самые разные радиопрограммы и журналы, публичные лекции, которые читают ученые, активно занимающиеся исследованиями. Проводятся так называемые Ночи науки, когда научно-исследовательские институты и университеты организуют в городе свои площадки и в наглядной форме объясняют, чем занимаются. На таких мероприятиях зрители сами могут провести химический эксперимент: например, проверить содержание свинца в принесенной с собой воде, могут поучаствовать в психологической игре, могут при помощи специального тренажера испытать на себе, что чувствует человек при землетрясении, а могут сами выделить ДНК овощей и фруктов. Одним словом, в Германии популяризацией науки занимаются очень активно, и это дает свой результат. Меня не перестает удивлять, что многие люди, профессионально не связанные с наукой, очень хорошо в ней ориентируются и задают интересные, грамотные вопросы. Например, меня очень тронуло, когда мой парикмахер расспрашивала меня о том, что происходит с Гольфстримом, не нарушит ли его течение глобальное потепление, а официант в ресторане рассказал, что он читал про теорию «снежного кома» и что ранее Земля, возможно, полностью покрывалась льдом, превращаясь в снежок. Логично, что научно-популярные передачи и публикации не вызывают большого читательского отклика. Вот и на сайте «Сноб» в научном разделе меньше комментариев, чем в разделе клубных новостей. Но это совершенно естественно, ведь научные новости носят познавательный характер. Иногда люди их обсуждают, но часто просто с интересом читают, а потом делятся ими со своими знакомыми. Однако я уверена, что аудитория у научно-популярных передач большая и стабильная. Потому что быть начитанным и сведущим человеком — это здорово, это современно, это просто sexy.
Очень интересно, когда читатели и зрители получают информацию из первых рук, когда о науке рассказывают сами ученые, так как они правильно подбирают материал, отсеивая второстепенные вещи (для журналистов это непросто, а иногда и невозможно). А самое главное, они владеют научным контекстом и знают, какую дополнительную информацию нужно дать, чтобы сделать то или иное открытие понятным широкому читателю. Кроме того, популяризация науки важна с чисто практической точки зрения. Она необходима для подростков, которые должны научиться ориентироваться в жизни, найти то, что им интересно, ведь наука связана почти со всеми сферами человеческой деятельности. Есть и еще одна важная функция популяризации науки — это отчет ученых перед людьми, которые науку финансируют. Наука живет за счет налогоплательщиков, поэтому и труд ученых, и его плоды не должны быть тайной для общества.
Думаю, что в России научную популяризацию необходимо возрождать вместе с наукой. Это довольно сложно, но нашему обществу это совершенно необходимо.