Алла Сигалова: В театре не нужно расслабляться

В начале недели Алла Сигалова показала членам клуба «Сноб» свой спектакль «Бедная Лиза». После спектакля члены клуба обсуждали, восхищались и недоумевали

+T -
Алла Сигалова: В театре не нужно расслабляться
От редакции
Поделиться:

 

Алексей Козлов:

90% слов я не расслышал. Мне кажется, что одним из слабых мест спектакля может быть текст, который покажется иллюстративным, и тогда люди будут вслушиваться. Запись была сделана специально для этого спектакля или вы взяли готовую фонограмму?

 

Алла Сигалова:

Запись сделана два года назад, на ленинградской фирме грамзаписи. Композитор — Десятников, поет Корпачева — камерная певица и Эндрю Гудвин, англичанин, поэтому, возможно, было понятно не все, что он поет. Но для меня текст в данной ситуации не важен. Есть канва, по которой мы шли, — это история Карамзина. Есть эмоция в музыке, за ней мы двигались, поскольку мы в этой ситуации вторичны, а музыка первична.

Алексей Козлов:

Но я бы все-таки учитывал мнение внимательного зрителя, который хотел бы до конца понять смысл. Поскольку современная пластика довольно абстрактна, у зрителя возникнет нормальное желание сопоставлять все с текстом. Иначе зритель будет напрягаться.

 

Алла Сигалова:

В театре не нужно расслабляться, пусть напрягается. И вообще в жизни нужно напрягаться.

Диана Арбенина, гость клуба «Сноб»:

Я потрясена. Я впервые вижу такой вспоротый текст Карамзина. Что я сейчас поняла, так это то, что дело не в словах, там же танцуют души. Наши образы настолько мизерны по сравнению с тем, какие мы внутри. Тотальное одиночество нашего внутреннего по отношению к нашему внешнему — оно меня пронзило. Большое вам спасибо!

 

Алла Сигалова:

Я считаю, что пластика хотя и современна, но узнаваема и конкретна, потому что она не строится на течениях современной хореографии, она абсолютно бытовая. А актеры настолько точно рассказывают эту историю, что мне бы хотелось, чтобы зритель следил только за этим. И если у нас этого не получилось, то это только моя вина. Но мне кажется, что этот спектакль не для всех.

Константин Апрелев:

То чувство, которое рождено, оно выглядит как полет обнаженной страсти одинокой души, которая все обрела и все потеряла. А что там было за текстом, что сопровождало эту пластику души, мне кажется не столь важным.

Инна Кравченко, гость клуба «Сноб»:

Слова искреннего восхищения, благодарности Чулпан и Андрею, а Алле — стократное, потому что вам пришло в голову это потрясающее сочетание, которое, мне кажется, не только не вызывает удивления, оно решает главную смысловую проблему Карамзина. Вы взяли артиста Большого театра с одной пластической культурой и драматическую артистку — и это работает стопроцентно.

Лариса Бравицкая:

Я не против поиска новых форм, но мне кажется, что в этих поисках, как бы они ни выражались, это должно трогать внутри. В этом спектакле все очень точно, схематично, но меня лично это не «торкает». Если вы хотели показать, что актриса прекрасно двигается, то это вы доказали. В зале многие молодые люди стали держаться за руки, значит все-таки это куда-то пошло.

Чулпан Хаматова:

Все это очень субъективно. Кто-то принимает, кто-то нет. Кто-то считывает это язык, для кого-то достаточно одного движения — и в этом будет целая эмоциональная фраза. У меня очень много друзей уходило со спектакля в негодовании, потому что они ничего не поняли. Им просто нужно что-то другое. Я принимаю все недовольства, потому что, работая с Андреем и Аллой, я получила огромную радость, это была радость движения в прямом смысле слова.

Самвел Аветисян:

Вопрос к режиссеру: чье творчество вас вдохновляло и кто вдохновлял? И правильно ли то, что меня не отпускали ассоциации с фресками Параджанова? Может быть, мне немножко не хватало цвета.

 

Алла Сигалова:

Для меня это, конечно, комплимент, но я Параджанова при этом ни разу не вспомнила. А вдохновляли Андрей и Чулпан.

 

Андрей Меркурьев, солист Большого театра:

Спасибо большое за то, что кому-то спектакль понравился, а кому-то нет. Это нормально. Каждый живет по-своему, ведь не зря люди сходятся, становятся друзьями. Каждый занимается сексом по-своему и любит по-своему. Год работы с Аллой и Чулпан для меня большая радость. За последнее время это, наверное, самые прекрасные дни. Я выхожу на сцену и получаю кайф. Спасибо большое этим двум замечательным женщинам!

Любовь Шакс:

Мне кажется, что мы должны поблагодарить всех, кто сегодня порадовал нас таким замечательным спектаклем. И очень не хотелось бы растерять ощущение этого спектакля и его заговорить. Поэтому давайте поблагодарим Чулпан, Андрея и Аллу за великолепный спектакль.

 

 

Комментировать Всего 13 комментариев

Две эти женщины - Алла Сигалова и Чулпан Хаматова - на сегодняшний день для меня самые яркие и неповторимые в русском искусстве.

Очень хочется вспомнить интервью Андрея Тарковского, данного Тонино Гуэрра. Всего несколько фраз.

- Я не ухожу от действительности никогда, а привязка к определенному жанру - признак коммерческого искусства. Мне оно чуждо.

- ... Значительным режиссером считаю Параджанова - за парадоксальность мышления, умение быть свободным в своей эстетике.

"Если не можешь заставить сопереживать-восхити и ошеломи." Евгений Панфилов.

Когда-то, несколько лет назад, я, в рамках фестиваля "Золотая маска", попала на одноактные спектакли современного балета Евгения Панфилова. Называлось это "балет для толстых". Сразу же вызвало полное неприятие это название,  казалось, что это будет пошлейшая история. Но спектакль назывался "Бабы. 1945 год". Это заинтриговало. На сцену вышли действительно полные босые жещины, в мягких , объемных, струящихся из тонкого плюша платьях и... Это было восхитительно!  Я забыла и про их полноту, и про свой скепсис, я только видела красивых русских женщин, как они двигались, (это были  балерины, с великолепными хореографическими данными!), страдали  от вселенского горя и от одиночества, обрушевшегося на них, от отчаяния и победы над отчаянием. Весь зал, а он был набит битком совершенно разными людьми, так вот, весь зал, включая и меня, плакал. Это была современная хореография,  пронизанная огромными человеческими душевными переживаниями.

В спектакле "Бедна Лиза" есть форма, но нет содержания: нет ни Карамзина, ни Лизы, ни бедной, ни любви. Это могло называться по мотивам пьес Петрушевской, например. Есть холодный жестко выстроенный пластический рисунок. Вместо Хаматовой, в этом рисунке вполне могла быть другая актриса. Дело совсем не в ней, и не в танцоре из Большого театра. Была, правда, талантливая и интересная музыка Десятникова, но она существовала совершенно оторванно от данного действа, таким отдельным образом.   Как раз на это спектакль я шла, совершенно не настроенная предвзято, помня действительно интересные,  танцевальные решения драматических ролей, выстроенные и придуманные Аллой Сигаловой, которые не только помогали актерам в роли, но часто вытягивали, порой довольно слабые драматические  спектакли.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность людям, отвечающим в "Снобе" за фуршеты. Всегда стопроцентно правильно подобраны вина и закуски.

Ура фуршету!

Уважаемая г-жа Бравицкая, я искренне рада, что Вам удалось насладиться "правильно подобранными винами и закусками", значит вечер, для Вас, не совсем прошёл зря.

Отрицательный опыт - это тоже опыт.

Комментарий о фуршете имел отношение к людям, имеющим отношение к фуршету. Заметьте, написан отдельно от личного мнения о спектакле, дабы не оскорбить и не ранить  Вас, творческого человека.  Уж никак не ставила я своей целью "надругаться" над Вами. Но, видимо, мнение о спектакле  зрителя, Вам, как художнику, не интересно и не нужно. Это современно. Но что же делать, если вместо художественного потрясения, на которое рассчитываешь и не получаешь, вспоминаешь то, что не имело к произведению никакого отношения, а именно,  рамки, вместо картин, знакомых, которых встретила, или...буфет!

Важнейшим из искусств для нас является кулинарное!

И еще. Один известный политик пленил меня фразой: "Вы упустили уникальную возможность... промолчать". По-моему, замечательно.

Искусство соместить и то и другое. Чем я и занимаюсь.

Не всегда молчание - золото.Особенно в искусстве. Есть дискуссия, есть обсуждение. Есть вопрос - кому не понравилось? И мне кажется, что для человека, занимающегося творчеством, мнение, отличное от общего хора хвалебных отзывов, должно быть, как минимум, любопытно. Тем более, что это мнение   обоснованное.  Не нравится? Понимаю. Так ведь и мне не понравилось. Да, критерий в искусстве один, нравится -   не нравится. И есть мнение отличное от.... А Вам не странно, что кроме меня с моим мнением и Вашего с Вашим, остальные равнодушно проигнорировали это обсуждение? Разве это не звонок режиссеру от зрителей? Ведь я тоже  зритель,  тот самый, для которого это и было поставлено.  

Лариса! "Нравится - не нравится" - это как раз категории кулинарные. А в искусстве, будь то театр, кино, живопись и т.д., все несколько иначе. Это как зерно, как Слово: прорастет, даст всходы - покажет время, если почва хорошая. И примеров тому сотни.

Категории кулинарные - это скорее "вкусно-не вкусно".  А вот в искусстве...Вам нравится, и Вы объяснили почему, а мне нет, и я тоже объяснила. И каждый остался при своем мнении. Спорить и доказывать  я не люблю, считаю это занятие бессмысленным и скучным, потому что из спора истина не рождается, и, вообще, ничего  не рождается. И нет никакого смысла вступать в прения, тем более, что в моем случае, "зацепил" и режиссера и Вас только "гастрономический сюжет", адресованный, подчеркиваю, другим людям.   А как же  тогда "мы артисты, наше место в буфете"?  

Может, заголовок должен быть: "В буфете не нужно (нужно)  расслабляться"?

Наша с Вами  вялотекущая переписка по теме буфет-театр, кулинария- творчество наталкивает на мысли  о неожиданно возникшем некотором душевном нездоровье и можно, видимо,  уже ставить диагноз (но это  по Вашей части, в эту область я ни-ни!) Забыт и предмет обсуждения, и вопросы.

У меня вопрос к Вам (Вы-то хоть не обидитесь?). Только честно, неужели Вы действительно считаете, что "Сигалова и Хаматова самые яркие женщины в русском искусстве"? Вам не показалось, что Хаматова, действительно одаренный человек, эсплуатирует одну свою краску "Лунный папа"? В этом нет ее вины, она ищущий творческий человек, но эксплуатируют эту ее краску режиссеры, не раскрывая ее в других ипостасях  и лишая ее творческого  роста. Беготня по сцене не в счет. Пожалуй, хорошие отзывы были на ее работу в спектакле по Шукшину, но я, к сожалению, не видела.  В данном случае Лиза не Лиза. И при чем тут Лиза? И чем провинился старик Карамзин?  И потом, неужели Вас, "лекаря душ человеческих", тронула история, рассказанная Сигаловой?  Взбудоражило душу и сердце эта красивая история любви, как будоражила меня, когда я ее читала? Эта схематичное холодное техничное пластическое решение? Можно, конечно, взять Карамзина и его историю переложить на отношения между двумя людьми в  нашем веке, и тогда чистые чувства и любовь, разочарование,  заменить   простой и понятной схемой -Он и Она  встретились в кино + переспали+ Он исчез+Она звонит и страдает и....Мне кажется, что в данном прочтении классического произведения сопротивляется прежде всего материал. Есть другие современные авторы, которые годятся для такого прочтения. Поэтому то я и слышу музыку, она мне интересна, но действие не дотягивает и даже, простите, мешает. Мне советовали закрыть глаза и слушать, но это уж совсем современно. Прийти на драматический спектакль, чтобы послушать, закрыв глаза, музыку. Вот и получается, котлеты отдельно, а мухи отдельно. Пардон, опять оговорилась, и скатилась от высокого к низменному! Я же говорю, на прием к Вам пора.  

1. По-моему, все здоровы.

2. Предмет обсуждения не забыт.

3. Я не обижаюсь.

4. Сигалова и Хаматова яркие и неповторимые ДЛЯ МЕНЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ в русском искусстве.

5. Посмотрите "Джан" с Сигаловой, посмотрите Шукшина с Хаматовой - не пожалеете.

6.Художник может читать историю любви по-своему, на то он и художник.

7. Действие не мешает музыке - музыка решает действие.

8. Каждый видит и чувствует мир и людей по-своему, и это не болезнь.

ВЫ ТОЖЕ НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА.

Да, ну что Вы!  Хоть этим меня Бог не обидел, я никогда и ни на кого не обижаюсь. И спасибо за развернутый ответ, а то сплошные укоры.  Конечно, не видела ни того, ни другого. Не знаю, насколько правильно  судить о художнике по одному произведению, и считать этого самого художника  уже явлением. Как с отрицательной стороны, так и с положительной.  Я судила по тому, что видела.