Как выбрать лучшую авиакомпанию?

Рейтингов авиакомпаний миллион, а выбирать все равно приходится самому. Как мы это делаем?

+T -
Поделиться:

Премий и рейтингов лучших авиакомпаний почти столько же, сколько журналистов, пишущих о путешествиях. Одна из самых часто награждаемых компаний — «Сингапурские авиалинии». За сервис и развлечения на борту, за еду и напитки в полете, за наземное обслуживание, за безопасность и управление компанией...

Но каждый раз, отправляясь в отпуск или деловую поездку, мы выбираем не рейтинг и не награды. Мы выбираем свои ощущения и вполне конкретное имя. Хорошо, если за этим именем стоит мировая известность, еще лучше — если мирового же уровня надежность. Что еще? Оказывается, каждому важно что-то свое.

Банкир Саша Рязанцев по возможности выбирает British Airways, продюсер Ольга Балаклеец чаще всего летает British Midland Airways и «Трансаэро», по мнению маркетолога Катерины Инноченте лучше всех Lufthansa, а журналист Алена Долецкая всегда выбирает «Аэрофлот». А какие авиакомпании предпочитаете вы и почему?

Комментировать Всего 54 комментария

Ну, во-первых, выбор ограничен направлением полета: в большинство мест летает 1-2 компании, в лучшем случае 3-4. То есть, как вам ни хочется лететь из Лондона в Москву на Singaporean, вы это можете сделать только во сне... ну или через Сингапур. Или, например, полететь в Вичиту (США, Канзас) можно только на American Eagle.

Во-вторых, как, собственно, определить, какая из них лучше? «Аэрофлот» лучше British Airways в полете, но у них никудышная система бронирования и программа frequent flyer. Чисто субъективно, по своему опыту, выбираю отечественного производителя, BA, потому что они обо мне заботятся как о частном путешественнике и я могу летать с ними на автомате, не задумываясь, куда идти и что делать. А самая плохая компания для меня — это American Airlines. Это скорее не авиакомпания, а машина времени в прошлый век.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Не имел чести, но верю на слово!

Мне из американских самой ужасной показалась United Airlines. Уж точно хуже AA.

Саша, а чем Вам не угодила программа "Аэрофлот Бонус"? Они теперь как взрослые - мили можно и получить, и потратить онлайн. Я уже не раз летал почти бесплатно.

Другое дело, что "Аэрофлот" совершенно неспособен справляться с нестандартными ситуациями в аэропортах. За последние полгода я не раз имел возможность в этом убедиться. Сначала по отзывам знакомых во время всем известных последствий "ледяного дождя" над Москвой под Новый Год.  Потом на собственном опыте в Бомбее, где мой делийский рейс был вынужден сесть из-за тумана, и где между приземлением и отъездом на автобусе в местную гостиницу прошли восемь ночных часов на ногах без воды, еды и мебели. Наконец, на днях в зоне вылета в Ираклионе, где неумелые сотрудники "Аэрофлота" не справились с толпой разъяренных пассажиров и едва не спровоцировали потасовку с местными пограничниками, задерживавшими сразу три российских рейса чересчур медленной работой. На мой взгляд, авиакомпания, которая не понимает своей ответственности за experience пассажира от бронирования и до мягкой кровати at destination - плохая авиакомпания.

Впрочем, мне как московскому жителю от "Аэрофлота" всё равно никуда не деться.

Эту реплику поддерживают: Кирилл Подольский

Вот и мне, как жителю Лондона, тоже никуда не деться от отечественного производителя в лице ВА. И Аэрофлот мне не угодил именно по этой причине - ну не нужен мне бесплатный билет в Удмуртию!

У меня есть целый ряд критериев, по которым я выбираю авиакомпании. Мне важно, из какого аэропорта и в какое время можно вылететь, — я  живу не очень далеко от аэропорта Хитроу, поэтому для меня удобнее всего авиакомпании, летающие именно оттуда. Вопрос цены для меня, конечно, тоже играет роль, хотя вне зависимости от цены к некоторым компаниям априори относишься настороженно —  например, из-за постоянных забастовок я несколько лет не летаю «Британскими авиалиниями». Несколько раз от этого пострадала и с тех пор отношусь к компании с недоверием. Ну а еще по роду своей деятельности мне постоянно приходится устраивать поездки большому числу людей, часто известных артистов, и здесь я руководствуюсь в первую очередь тем, насколько удается наладить контакт с компанией, чтобы она поняла наши потребности. Часто приходится возить какие-то грузы, например музыкальные инструменты, и многие авиакомпании относятся к этому чрезвычайно строго, а  другие — с большим пониманием. На маршруте Лондон — Москва мы чаще всего пользуемся авиакомпанией BMI и «Трансаэро» — именно потому, что они стараются предоставить нам хорошие условия.

Поскольку я on the daily bases не летаю в Азию или в Лондон, то для меня хороша только одна авиакомпания — Lufthansa. Я летаю ею больше 20 лет. За это время изменила ей всего пару-тройку раз и немедленно пожалела об этом. Когда летаешь часто и в самолетах находишься по много часов, то важно, чтобы интерьер был выполнен в спокойных тонах: никаких красных, синих или зеленых! Поэтому в серо-белой «Люфтганзе» мне комфортно. И еще комфортно потому, что в ней пассажиры в основном молчат. В этом смысле в «АлИталии» и «Эр Франс» хочется в определенный момент встать, открыть эвакуационную дверь и вышвырнуть некоторых вон из публичного пространства. И кормит «Люфтганза» тоже лучше всех остальных, как бы это ни звучало странно, это факт. После 9/11, когда в самолет уже не сесть было со своим суши, это тоже стало важным.

A pochemu ty ne mozhesh sushi s soboy vziat? Edu ne zpreshayut, tolko liquids.

V Luftahnse v Fevrale ia byla v vostorge ot togo, hto tualety byli vyneseny etazhom nizhe iz osnovnoy kabiny (navernoe za schet bagazhnogo otdelenia). Eto bylo diko udobno. Nikto ne tolpilsia v koridorakh. Deti s detmi mogli tuda spustitsia esli rebenku khotelos pobegat (tam bylo dovolno mnogo mesta kak dlia samoleta).

Eshe ochen khorosha Swiss Air - dazhe igrushki detiam pered vzletom razdayut.

Когда заходишь в Европу, все просят выбросить. В этот раз попросили выбросить яблоко и бутылку (неоткрытую!) воды. Я каждый раз надеюсь, что это дурацкое правило отменят, но пока все в силе. 

Vodu da, no ia kazhdyj raz letayu s polnoy sumkoy edy chtoby podkarmlivat detey i nikogda u menia eshe nichego (mozhet krome yougurta) ne prosili vybrasyvat. Nikakikh zakonov po kotorym na bort ne propuskayut edu naskolko mne izvestno net.

Мария, наверное дело как раз в том, что Вы летите с детьми. Когда я летаю со своей дочкой, разрешают проносить все: и еду, и воду, и соки, причем в любом количестве. Но как только лечу одно - проносить с собой не разрешают ничего.

Соглашусь, что когда летишь с детьми - все по другому. Я так привыкла, летая с мелкими, не думать о том, что там у меня с собой, что в последнюю поездку в Париж не сообразила убрать купленный по дороге сыр в чемодан.... Ну и все, прилетела без сыра. Было ужасно жаль.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

В деловые поездки я всегда летаю  «Аэрофлотом». При всей «совковости» для меня они остаются наиболее приемлемыми, но только в бизнес-классе. Для дальних путешествий я выбираю «Сингапурские авиалинии», «Катарские» и прочие аналогичные компании, которые уже работают совсем на другом уровне. Там роскошно и в плане общего комфорта, и в  плане еды, развлечений, интерьера.

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер, Марина Ведищева

Я летел из НЙ в Москву Аэрофлотом, по сравнению с Дельтой это небо и земля. Во-первых новый термнинал Шереметьево замечательный и совсем пустой, во-вторых и самолеты новые, и вообще все прекрасно. Единствено, в Аэрофлоте все может в любой момент поменяться--к лучшеми или к худжему.  В Дельте ей корпоротивная консистенция. Всегда ужасно.

Самая приемлемая компания с точки зрения соотношения цена-качество — это «Аэрофлот». Я всегда ее выбираю для полетов в Нью-Йорк. Причем я довольно часто летаю экономическим, а не бизнес-классом, как можно подумать, и хочу просто отметить «Аэрофлот» как образцово-показательный. К тому же, когда мы летим всей семьей — а нас ни много ни мало пять человек (младшая дочь — совсем младенец, ей пока билет отдельный не нужен), — то разница в цене между бизнес и эконом становится очень заметной. Тем более раньше был первый класс, бизнес и эконом, а остались только бизнес и эконом, причем на дальних полетах сервис у эконом и бизнес не сильно отличается, а после кризиса билеты сильно подорожали. Кроме того, я узнал совершенно поразившую меня вещь: самое безопасное место в самолете — это хвост. А так исторически сложилось, что бизнес расположен в самом начале: раньше на задних сиденьях располагались черные люди, а в начале — белые.

Что касается других авиакомпаний, то я всегда исхожу из принципа: цена, качество, отзывы и конечная точка, куда прилетает самолет. Конечно, всем известно, что азиатские и израильские авиакомпании — одни из лучших: фантастически хороший сервис, удобные сидения, прекрасная еда. Самая ужасная авиакомпания, на мой взгляд, — «Дельта», на борту которой я сильно отравился и потом даже лежал в больнице, где мне ставили капельницы. Еще мне нравится S7 — отличный дизайн самолетов. К сожалению, я ни разу не  пробовал «Трансаэро» на дальних расстояниях, но симпатия к компании у меня большая.

Авиакатастрофы тоже для меня являются показателем, стоит ли использовать ту или иную компанию. Но я прежде всего разбираюсь, отчего самолет потерпел крушение: если потому что сильно изношен парк самолетов, то этой авиакомпанией я пользоваться не буду.

Еще я больше люблю аэробусы, а не «боинги». Не знаю отчего: просто аэробусы удобнее, интереснее и правильнее сделаны. 

Эту реплику поддерживают: Кирилл Подольский, Сергей Тимофеев

"самое безопасное место в самолете — это хвост"

Это миф. На самом деле определённой связи между местом в самолете и шансами выжить не обнаружено.

К сожалению, распространению мифа поспособствовал известный журнал Popular Mechanics: по их подсчетам, выживаемость пассажиров в катастрофах в хвосте самолета составила около 70%, а в носовой части - всего около 50%. К сожалению (или к счастью?), все эти расчёты были основаны на всего лишь на 20 случаях, из которых, кстати, в пяти досталось как раз пассажирам в хвосте. Любой, кто хоть раз брал в руки учебник статистики, поймёт, что таким подсчётам грош цена.

Эту реплику поддерживают: Майя Богданова

Александр, вы храбрый человек, что вообще об этом думаете и разбираетесь... Меня спасает только старательное избегание мыслей о потенциальной опасности полетов и старательное игнорирование новостей об авиакатастрофах. Если знать все это и анализировать, то, наверное, в самолет я бы вообще не вошла....

Что касается авиакомпаний, «хорошей» уверенно могу назвать Lufthansa. Четкий немецкий сервис: улыбающиеся стюардессы и стюарды в великолепно скроенной форме, отзывчивые, приветливые, расторопные, не успели взлететь — катят тележки. Кстати, у Lufthansa очень вдумчивый и грамотный подбор вина на борту. Мне приятна лаконичная символика авиакомпании, отделка интерьеров. Мне комфортно на борту. Кроме того, система miles & more позволяет мне как минимум два раза в год слетать бесплатно. И даже если задерживают багаж (такое случается при коротких стыковках по вине аэропортов), непременно найдут и доставят.

Люблю JAL, несмотря на то, что его много ругали. Кресла-shell очень удобные. Множество необходимых гигиенических мелочей в туалетных комнатах. Стюардессы — фарфоровые куколки, милые, любезные с невесомыми шелковыми шарфами-бантами.

Люблю BMI — четыре удобных ежедневных рейса в Лондон по очень разумным ценам! Еще и мили набегают. К сожалению, два из них выполняется «Трансаэро» — спасибо, не надо! Более надменных, зажатых, искусственных, неприветливых стюардесс, чем русские, я не встречала нигде.

Не люблю совсем EasyJet — бюджетная авиакомпания соблазняет полетами за три копейки. Томление в тамбурах перед вылетом, толчея на посадке — все торопятся занять свободные места, ограничение по ручной клади в салон, бестолковая дорогая еда на борту.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Катерина Инноченте

Вот-вот! Я как раз забыла про Miles and More упомянуть :)

Катерина, поскольку комментарий мною, как и вами, был "сдан" заранее - я рада, что мы совпали в ощущении  "комфорта" и "отделки интерьера" у Люфтганзы :)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

А расскажите мне, плз, дорогие эксперты по Miles and More насколько этим всем удобно пользоваться? Я когда вижу, как мои друзья кропотливо собирают посадочные, потом отвозят их куда-то, там еще спорят из-за этих миль - я даже начинать боюсь, при том что летаю много. Но может это я зря, и на самом деле там все легко и прекрасно?

Никуда ничего отвозить не надо! Просто карточка. Показываешь на чек-ине. Она же может служить и кредиткой, при желании. 

Ты что?! Все очень просто! Тебе Miles and More просто доктор прописал! Это ж как раз для тех, кто летает много. 

Вот, я подозревала, что все не так страшно и это какие-то индивидуальные особенности моих теток, которые все время попадают в приключения)

И Ситибанк же мой дорогой предлагал мне завести, кстати, карточку с возможностью считать эти мили. Заеду, пожалуй, к ним.... Спасибо, Кэт - рассеяла очередные дурацкие страхи!)))

Да не за что! Можно и без Ситибанка, если тебе кредитка лишняя не нужна. Можно прямо на сайте Люфтганзы все сделать. Проще простого. 

Эту реплику поддерживают: Майя Богданова

Мне кажется, главное, чего мы хотим от авиакомпаний, это точность, не считая, конечно, надежности — это не обсуждается. Ожидания и неразбериха — худшее, что происходит в дороге.

Возможность онлайн-бронирования важна, особенно на длинной дистанции (ощутила только что на себе). Если регистрируешься на стойке, приятно, если у тебя спросят о предпочтениях, а не просто молча дадут место на усмотрение сотрудника авиакомпании.Еда должна быть свежей, особенно салаты, приборы не пластиковые и широкий выбор напитков — вот и все, собственно, что хочется.

 

От авиакомпаний, естественно, хотим пунктуальности и комфортных, безопасных полетов. До сих пор помню, когда возвращался после деловой поездки из Ростова в Москву, весь полет не мог нормально дышать. Что было с воздухом в салоне — не знаю, но было ощущение, что где-то открыт иллюминатор (так что летаю с проверенными авиакомпаниями, чтобы не было ЧП).

Что мы хотим от авиакомпаний? Безопасности в первую очередь. Вежливого и грамотного персонала. Я в августе прошлого года попала в авиаколлапс. Мы летели из Турции в Москву, а прилетели в Питер. И потом нас держали три часа в самолете. Когда прошел час после посадки, и никто ничего нам, пассажирам, не сообщил, я пошла к командиру экипажа и попросила его поговорить с пассажирами. Возмутилась, почему нас держат в неведении о том, что происходит. Командир отозвался, зато сидящая неподалеку дама, плохо вмещающаяся в рамки кресла после all included, сказала мне вслед: «Вот богатенькая сучка, сказала бы спасибо, что пилоты ей жизнь спасли!» А на самом деле авиакомпания, зная, что Москва не принимает, приняла решение о том, что мы летим ( при этом два раза передвигая время вылета), потому что держать нас в аэропорту в Турции было дорого. И потом, рискуя нашими жизнями, пытались несколько раз сесть в Москве, а не посадив самолет, полетели в Питер. Там продержали три часа в самолете, и ни один представитель авиакомпании не вышел к людям и не объяснил, как действовать дальше. Я просто сразу уехала в гостиницу и купила билеты на утренний «Сапсан». А потратившие на отдыхе все запасы денег пассажиры еще долго ждали в аэропорту, пока в Москве смог рассеется... Вот этого мы точно не хотим!!! Для меня как для человека, занимающегося коммуникациями, очень важно иметь связь и понимать все, что происходит вокруг.

Татьяна Якубович Комментарий удален редакцией Почему?

Для меня перелеты на самолете это стресс, потому что в 99 случаях из 100, я лечу с двумя своими собаками, а это целая процедура: бронирования мест для животных, а многие авиакомпании вообще не перевозят животных, ожидание подтверждения, сбор справок и всяких бумажек, прохождение ветеринарного контроля на вылете, а кое-где и на прилете,  попытки (кое-где успешные) протащить собак в салон, переживания о том, как они бедные ТАМ (если их таки пришлось сдать в багаж) и так далее...

И особенно выбирать не приходится. Единственно "Эр Франсем" стараюсь совсем не летать, они то сопроводительные документы на животных потеряют (и собаки летают туда-обратно несколько раз), то обогрев забудут включить в специальном багажном отсеке, где летят животные.... в общем много грусти от них у животноводов всего мира. 

Майя Богданова Комментарий удален автором

Майя Богданова Комментарий удален автором

Майя Богданова Комментарий удален автором

Майя Богданова Комментарий удален автором

А я люблю Turkish Airlines! Нет, правда, они прекрасны. Когда часто летаешь с двумя совсем копеечными дитями и одним подрощенным, и надо их кормить,  развлекать, и еще по возможности не мешать соседям, то любую помощь воспринимаешь как счастье. А турки всегда рады помочь. И посадить удобно, и малышей подержать, и воду погреть, и старшей какие-то развлеканцы выдать.. Словом, какие-то человеческие они. И очень комфортные, особенно на внутренних рейсах.

Катар, конечно, вообще вне конкурса проходит. Они безумно прекрасные, комфортные, логичные и какие-то простроенные. А вот British не моя любовь. Последняя моя поездка в Аргентину через Лондон как раз Бритишевским сервисом была как-то неприятно омрачена... И сами самолеты тесные-неинтересные, и обслуживание на борту так себе (сто долларов не берем, карточка у нас не проходит, сдачи с пятидесяти нет...) и рейс опоздал.

А вообще, я больше всего люблю маленькие безвестные самолеты типа того, что летит из Покхары в Нагаркот, или из Кении на Занзибар... Мммм, там такое очаровательное авиа-такси! И никаких сложностей)

Если кого кроме цветовой гаммы интересует безопасность, то вот статистика.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

хаха интересует! щас почитаем :) 

Ого! Неужели Дельта вдвое безопаснее Люфтганзы??? Прямо трудно поверить в эти цифры... Хмм. 

Катя, когда аварии очень редки, то и цифры сильно меняются от каждой новой аварии. Упади завтра самолёт Дельты, она съедет с верхушки рейтинга вниз.

а, точно.... не подумала об этом :) нет уж, пусть лучше ничьи самолеты не падают! 

Летаю часто по службе. На самом деле действительно ты обычно ограничен местом своего базирования. Я вот "привязан" к Austrian airlines и пока н жалею.

На длинных полетах в Штаты сервис в бизнес классе очень достойный. В Восточную Европу наибольшее количество прямых сообщений.

Аэрофлот радует своим бизнес-классом по Европе. Однако еда там обычно ниже среднего.

Вот на кого уменя зуб и внутренний запрет, так это на Turkish Airlines. Багаж теряли два раза, сервис наземного персонала ужасный...

Все Американские авиакомпании - жуть. Особенно на внутренних рейсах.

любимая - Swiss. Новые Airbus, сервис, еда. Понравилась Delta, летала в Нью-Йорк последний раз с ними. В Израиль предпочитаю El-Al. Аэрофлотом тоже приходится летать, там все зависит от того, новый ли самолет (те же Airbus на международных рейсах).

Да, Swiss тоже ничего, верно! Чем-то похожа на "Люфтганзу". У них тоже орднунг :) 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Приходилось летать разными авиакомпаниями, но чаще летаю "Люфтганзой", "Чешские авиалинии"- тоже неплохо.

Надежда, а за что их любите  - расскажете? Особенно про чехов интересно!

Спокойные и внимательные стюарды и стюардессы, приятная музыка("Моя родина" Б. Сметаны на входе, как-тo все настраивает на бодрый лад и кажется, что все будет хорошо!

Выбирать авиакомпанию очень легко, и так делают практически все:

1. Заходишь на сайт AirFare (или в офис агента где билеты родают) спрашиваешь - мне нужен самый дешевый полет туда то...

2. Из полученного списка вариантов вычеркиваешь AEROFLOT и другие от него отпочковавшиеся отечественные компании которые запросто могут подменить самолет на красавчик ТУ154 1960 года выпуска.. 

3. Потом мучительно начинаешь размышлять : 200 Евро за Европейского перевозчика переплатить или полететь на чем то типа AirMoldova? 

я вот например тут билеты ищу - самые выгодные варианты находит:

http://reise.idealo.de/

Антон, спасибо за ссылку! Изучим) А я пользуюсь skyscanner.ru  и еще специальными приложениями для андроида в этих целях.

Мне нравится авиакомпании Swiss, Austrian. Комфортно, надежно, удобно. Цюрих- замечательный аэропорт, со множеством направлений и удобными стыковками. Внутри Америки пользуюсь Virgin America с прекрасным сервисом, быстрым, удобным и с замечательным персоналом или Jet Blue.

My favorites are:

Emirates, Etihad, Singapore,Lufthansa & Aeroflot !

I worked at Lufthansa for 35 years so I know them all quite well.

Всегда выбираю не авиакомпанию, а конкретный перелет. Важны время вылета/прилета и цена билета. Ну и стараюсь не летать странными авиакомпаниями - внучками, правнучками "больших" перевозчиков.

Почти всегда выбираю Аэрофлот. Хотя однажды был неприятный случай.  Летела из Парижа в Москву, мое место было занято и стюардесса сказала мне, что это мои проблемы. Более того она сказала мне, чтобы я сама искала свободное место.  Свободное место нашлось только возле туалета)) Так и летела..... и была возле меня постоянная очередь)))

Ирина, аналогичный случай был у меня, только я вообще не села в самолет и полетела только через шесть часов. Так что Вам еще повезло.  

Доброго времени! Вернулись вчера с женой из Франции! Летели Французскими линиями! Впечатление – отвратительное! Взлет – с перегрузками (заход на вираж при резко задранном вверх судне) – народ получил дозу стресса. Я понимаю, что сие действие для самолета безопасно, но, вот людям, которые этого не знают – не объяснить…. Было ощущение, что пилот – хулиганит….

Далее – три раза включали табло «пристегнуть ремни». И, на французском что-то озвучивали по этому поводу. Трясло сильно, и, было не всем «хорошо»…. Но, вот представьте себе состояние людей, которые не знают французского…. А, озвучено, что самолет входит в зону турбулентности, было только на этом языке! То есть, человек, впервые попавший в подобную историю, и не знающий французского, может в эту минуту вспомнить всю свою жизнь…..

Стоит ли на фоне такого полета упоминать, что закончилась «вода без газа» в бутылочках и чай? Не мыслю, что бы это произошло в Аэрофлоте!

И, каюсь, недолюбливал раньше Аэрофлот! Но, в последнее время, в западном направлении эта одна из лучших авиакомпаний! Во всяком случае, французы отправляют к нам старые самолеты, где иногда первый класс – это тот же эконом, но, на среднем сиденье – столик, сделанный кустарным образом! И, полет с французами всегда стресс…. Или, я так попадал!

Аэрофлот в этом направлении был всегда корректен! Ровный взлет, ровная посадка! О турбулентности предупреждали всегда заранее (причем на двух языках)! Сервис – однозначно лучше!

Сравнивал только Францию и Россию! Не брал во внимание другие компании!

Александр, да уж, действительно не повезло вам, очень жаль... А Аэрофлот многие хвалят и говорят о том, что он выглядит очень достойно на общем фоне. Видимо действительно можно отбросить привычный скептицизм по отношению ко всему отечественному и присмотреться к этой авиакомпании.

А кто нравится Вам кроме Аэрофлота?

Как-то никогда не задумывался, чем летаю... чаще всего "Аэрофлотом", S7 тоже лател по России - недорого. Кстати, уважаемые снобберы, а может кто посоветует, как лучше лететь в Центральную Америку, например, на Кубу или Ямайку? Мне отчаянно не нравится ценовая политика Аэрофлота в этом направлении. Delta?

Как патриот, люблю Japan Airlines. Многие ругают за что-то, я не знаю. Поговорка "клиент - это Бог" работает даже в экономе. Меня ни разу не просили оплатить перевес багажа, какой бы он ни был. Если заранее предупредить их об этом - то даже вопросов ни возникает. Любые напитки на борту - бесплатны. Вино, виски, сакэ, что там еще есть, безалкогольные тем более. Опаздывают редко. Сейчас на некоторых рядах в экономе - зарядки для ноутбуков, в премиум и бизнесе они тоже есть. На каждом кресле спутниковый телефон, это если не успели предупредить, чтобы в Москве встретили. Еда в экономе в последнее время стала победнее, а так - нормально.

Редко летаю в Россию и из России из-за финской мультивизы. Мне нравится Finnair -удобно, без задержек, общая с S7 программа Miles & More. Правда, года два уже алкоголь в стоимость билета не входит... ну, не очень-то и хотелось.

Есть еще классный вариант для полетов на выходные, если вдруг хочется развеятся. Ужасная бюджетная авиакомпания Ryanair продает билеты в Брюссель, Милан и Дюссельдорф по 10-20 евро - никакого сервиса, это практически рейсовый автобус с крыльями, но за 10-20 евро пока молод готов все простить... :))