Re: Музей 2.0
«Yes we can!» – скандировал абсолютно счастливый архитектор Иона Фридман, окидывая взглядом публику, пришедшую на открытие его музея. Вокруг на только что всполотых грядках топтались важные люди в костюмах-тройках – замминистра культуры Оливье Каплен, директор Французского фонда культуры Франсис Шарон и руководитель Государственного центра пластических искусств Ришар Лягранж. Их не без удивления разглядывали жители окрестностей, забредшие сюда случайно и не совсем понимающие смысл происходящего.
Назвать это место музеем L'Ilot des Lilas язык не поворачивался. Квадратный кусок земли не больше шести соток с деревянной хижиной посередине напоминал дачный участок. «Но это же музей нового типа, устроенный по принципу "Википедии", наглядный пример того, как технологии Web 2.0 выходят за пределы виртуальной реальности. И вообще, кто сказал, что музей будущего должен выглядеть как музеи настоящего?» – подумала я, рассматривая установленные по краям садика высокие деревянные сваи, накрытые витиевато переплетенной сеткой. Между ними натянута полиэтиленовая пленка, с обеих сторон изрисованная яркими фломастерами. Произведение искусства напоминало детские каракули. «Это работы Ионы Фридмана», – прервал мои мысли мужской голос.
Рядом со мной стоял Бруно Гарнерон – президент ассоциации с поэтическим названием Lilolila (игра слов от L'Ilot des Lilas, «остров сирени»). Под его руководством и появился этот садик и музей в нем. «Иона создал эти граффити вчера ровно за пятнадцать минут. Он очень хорошо рисует, но тут специально старался избежать изысков, чтобы еще раз подчеркнуть основную идею своего проекта: не обязательно уметь рисовать, чтобы выставляться в нашем музее».
«А почему, – спрашиваю Бруно, – вы решили открыть музей посреди грядок?»
«Как почему? Они связаны одной концепцией об обществе самопланирования, – отвечает он. – В 2006 году районная мэрия выделила нам кусок земли под экологически чистый сад, чтобы все желающие могли заниматься садоводством прямо в городе. Мы не делили территорию на части: каждый сажает здесь что хочет и где хочет. И любой участник ассоциации может прийти и собрать, что ему вздумается. Сейчас, к примеру, начался сезон клубники».
Он дает мне попробовать первые плоды самопланирования – довольно сносную парижскую клубнику, чтобы мне стало еще понятнее, почему Фридман выбрал именно этот садик как платформу для своего эксперимента. Этот восьмидесятипятилетний французский архитектор венгерского происхождения еще в пятидесятые прославился на весь мир своими утопическими проектами самопланирования. Чтобы избежать проблемы перенаселения городов, в 1958 году архитектор предложил создать переносные наземные города из легких и простых в сборке мобильных структур. Эти самые структуры должны были водружать поверх существующих дорог и бетонных зданий сами горожане. Его проекты носили гордые названия вроде «Новый Вавилон» и «Космический город», но в те времена казались абсолютно утопическими. Полвека назад современники над ним посмеивались, а сейчас мобильные дома – реальность.