Карен Шаинян /

Синтетические галлюциногены в текиле, или Что вам нужно знать о Леди Гаге

Новый альбом Леди Гаги Born This Way побил все рекорды: в первую неделю после выхода его купили 1,108 миллиона человек, половина из них чуть не обрушила Amazon — и это несмотря на то, что пластинка к моменту выхода давно была слита в Cеть. А сама певица возглавила список 100 самых влиятельных звезд музыки, кино, телевидения, моды и спорта журнала Forbes. Даже людям, никогда не слышавшим песен Леди Гаги, наверняка известно несколько устойчивых мифов на ее счет — для них-то и предназначается этот гид по самой главной поп-звезде современности

Фото: Corbis/Fotosa.ru
Фото: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

1. «Леди Гага — транссексуал»

Это не так. Самое простое объяснение этому мифу состоит в том, что формой черепа и чертами лица певица действительно похожа на мальчика, причем некрасивого. Да и по градусу китча в ее образах она, конечно, ближе к миру трансвеститов, чем к традиционным представлениям о женщине. Парадокс в том, что она вроде то и дело выходит на сцену практически нагишом, и всем очевидно, что такой фигуры у транссексуала быть не может, но при этом миф «Гага — мужик» невероятно живуч. Скорее всего, ее сексуальность просто выходит за рамки женственности. Она вообще не похожа ни на женщину, ни на мужчину — если разобраться, в ней вообще нет секса, потому что у нее, по сути, нет пола. Сколько бы фрикций и голых людей ни содержалось в ее клипах, она не сексуальна. «Лежащая женщина» Пикассо ведь тоже обнажена. Так и тут.

Ну и, конечно, она подчеркнуто называет себя подругой всех геев, выступает за равные права геев в армии и так далее: это тоже подливает масла в огонь.

2. «Леди Гага не умеет петь»

Это тоже миф: голос у Гаги ничуть не хуже, чем у Гвен Стефани и у Кристины Агилеры, просто не в каждом ее хите есть что петь. Если послушать не самые известные композиции Леди Гаги, можно найти в них почти джазовый размах. Это как у той же Кристины Агилеры в «Бурлеске» — никто не ждал от нее ничего особенного, а она вон чего. А с Мадонной и вовсе смешно сравнивать.

3. «Леди Гага ничего из себя не представляет, ее целиком сделали продюсеры»

И это неправда, потому что певица действительно сама пишет свои песни. Пока она была никому не известна и пела по барам в Нью-Йорке — писала для других, в частности для Бритни Спирс и еще каких-то звездочек первой величины. То есть понятно, что произведение искусства из нее сделали другие люди — вроде дизайнера Александра Маккуина (который, как уверяет сама певица, продолжает руководить ею с неба и после смерти, как кукловод) или фотографа Дэвида Ля Шапеля — но потому-то они и кинулись ее делать, что увидели в Леди Гаге потенциал, которого не было у других.

4. «Леди Гага только и умеет, что повторять: Мадонна все сделала до нее»

Тут вообще ситуация ровно обратная. Все поп-дивы списка «А» (Рианна, Кристина Агилера, Бейонс Ноулз и так далее) волей-неволей начали копировать буффонаду и гротеск, которые именно Гага и ее продюсеры осмелились привнести в поп-музыку. Они первыми решили довести идею сексуальности и агрессии до абсурда. Все клипы Гаги — как ожившие мультики: это зрелище завораживает именно потому, что в нем намешаны несовместимые с жизнью дозы всего — денег, секса, красок и образов из коллективного бессознательного. Все, что было ценного в поп-арте от Энди Уорхола до наших дней, они взяли, нашинковали, перемешали, залили диким количеством денег, укрупнили и выдают теперь точно выверенными порциями по одному клипу раз в несколько месяцев. Это такой запрещенный прием — как подсыпать синтетические галлюциногены в текилу.

Все ее копируют потому, что Гага просто не оставила никому выбора. Смотришь — то на обложке последней пластинки Агилеры голова рассечена и наполовину состоит из часового механизма в стиле стим-панк (какое совпадение — у Гаги в Alejandro из этого стим-панка собран весь образ); то вдруг у суровой Рианны появляется радужный клип в духе диско (чего с этой подчеркнуто черно-белой r&b-певицей не случалось никогда прежде), то Бейонс в последнем клипе Who run the world выступает в бесконечного размера золотых туфлях, очевидно являющих собой арт-объект, а не обувь. Впрочем, Бейонс сама честно признала первенство Гаги еще прошлым летом, когда выступила на подпевках у нее в Telephone (в ролике со съемок этого нашумевшего клипа, где обе певицы выступают в роли серийных убийц, Бейонс так и говорит: «Я счастлива быть частью этого великого проекта»).

Ну, а что касается Мадонны, единственное, что объединяет их с Леди Гагой, — они обе эксплуатируют тему секса. Но ведь и не Мадонна это придумала. Да, лет 15 назад Мадонна сделала клип, в котором Иисус был негром, а она плакала у его ног в роли Магдалины. Этой весной Гага делает очевидно аналогичный клип Judas, в котором изображает Тайную вечерю в байкерском клубе и моет ноги Иисусу-латиноамериканцу. Такой вот постмодернизм на тему поп-музыки 90-х — и это тоже очень точный ход, потому что с прошлого года перепевки 80-х закончились, теперь все перепевают 90-е, и Гага снова в авангарде.

Кстати, о Мадонне. Один друг описывал мне сцену, которую видел своими глазами: на Неделе моды в Нью-Йорке на какой-то вечеринке стоит Гага, вокруг — огромная толпа. Неподалеку стоит Мадонна со свитой из трех человек. Мадонна поскучала-поскучала, а потом бочком протиснулась к юной конкурентке и стала позировать перед камерами с ней в обнимку: полная и безоговорочная капитуляция.

Я был бы не прочь не любить Гагу. Потому что слишком уж она популярна, нельзя же любить то, что звучит из каждого утюга. Но слушателям эта женщина не оставляет выбора — точно так же, как коллегам. Она очень быстро движется в сторону пантеона главных идолов современной поп-культуры. Невозможно же всерьез рассуждать о том, нравится тебе или нет Майкл Джексон или «Битлз», — также и Леди Гага лет через десять окончательно будет вне категорий вкуса. Имейте в виду.

Комментировать Всего 16 комментариев

Гага делает просто умопомрачительное шоу, все эти немыслимые костюмы, жесты, движения, как вирусы поражают мозг и подсаживают на эмоциональную зависимость. Всем интересно какую штуку выкинет Гага в своем следующем клипе, выступлении, и это коллективное  ожидание лишь накаляет интерес.

Не стоит так же забывать, что популярность Гаги культивируется такими вещами, как достаточно частое употребление ее образов в сериалах Glee Club, Ugly Betty и так далее...

Популярность Гаги уже культивируется самими поклонниками, которые стригутся, красятся как она, поют, как она. Забавный пластилиновый мульт про Гагу и Мадонну видел (вообще их целая серия)

Максим, я не уверен, что это так. Ну то есть то, что вокруг ходит много людей в шарфах "Спартака", не далет остальных футбольными фанатами, и даже наоборот. Так и здесь: мало кого привлечет поп-дива только потому, что все стригутся, как она. Тем более, что как она - в принципе не возможно, вы можете назвать хоть одну характерную прическу или хотя бы цвет волов "под Гагу"? Не реально. У нее, в отличие от прочих исполнительниц, не фирменного образа. В каждом клипе десятки новых образов. Собственно, такое количество образовна единицу экранного времени - тоже ее ноу-хау, которое все теперь копируют.

Образов, действительно очень много - она новая во время каждого выхода в свет и в каждом клипе. Но я имел ввиду, что дополнительную известность (помимо всего прочего) ей, как шоубиз-персоне, приносят ее фанаты, которые стараются ей подражать и делают это публично - выкладывают свои гага-ролики в сеть и т.д. Это ведь тоже реклама, напоминание о звезде, которой не может быть без народной любви (хотя это уже не случай Гаги). Видя все это, многие по-другому начинают смотреть на певицу, пытаясь понять, чем же она так зацепила стольких людей.

Если такое сравнение уместно, то Гага и фанаты - это как Гугл и его пользователи, которые делают допрекламу компании одним только словом - "погугли" )

Я видела ее самое в сериале Gossip girl - практически клип

А мне посчастливилось поработать с ней*)

Возможно многие не знают, но Леди Гага выступала в Москве. Это было 2 года назад, в клубе Famous, который тогда был на пике популярности московской ночной индустрии. Мы углядели ее, как только она появилась на экранах еще в 2008 и забукировали. Видимо в тот момент Гага не понимала какая слава ее ждет*) И пришлось выполнять контракт и прилететь в Москву, хотя она ужасно не хотела*)  К тому моменту Леди Гага  уже возглавляла чарты по всему миру и стоила раз в 10 дороже, чем было уплачено.

На деле певица оказалсь очень позитивной и комуникабельной девушкой. Почудила конечно немного*) Пошла гулять на Красную площадь в очень откровенном сценическом наряде и чуть не загремела  в местное отделение. Без шуток.

Выступление было посрасающим, лучшая вечеринка пожалуй за все время существования проекта Famous. Желающих попасть было такое количество, что было даже немножко страшно за стены клуба*)

Эту реплику поддерживают: Юлия Зандер

Вот что значит вовремя подсуетиться! Теперь она вряд ли по карману какому-либо ночному клубу. И фотография отличная

В обычном общении она такая же эксцентричная?

В общении перед камерами - да! Образ соблюдается до мелочей. А вот в личном - совсем нет, мне она показалась очень комуникабельной и открытой.

Всегда интересно посмотреть на звезд в обычной жизни, как ведут себя без камер и фотовспышек, а Гага - вообще культовая личность, так что вдвойне любопытно)

Вот ровно то же самое про нее говорят все, кто общался с ней лично. А тебе удалось тогда с ней поболтать просто, по человечески?

Удалось. Я как раз занимался всеми ее коммуникациями во время приезда и провел с ней довольно много времени.

Могу вот еще что вспомнить: была очередь из лучших московских ресторанов, которые приглашали ее на ужин перед выступлением, но Гага сказала, что ей это все не нужно и попросила заказать доставку пиццы на весь клуб, включая  технический персонал. Вот такая она*)

Кстати я бы не сказал, что Гага некрасивая - ну да, длинный нос, странный прикус. Она просто намеренно себя уродует, гротескно искажая черты лица. В последнем клипе, которыя я видел (Judas), она во многих сценах кажется очень хорошенькой. И вообще, тетка молодец - подхватила популярную тенденцию с китчем, забацала несколько забойных песен, не боится экспериментировать, эксплуатирует самые табуированные темы. И в этом залог ее успеха)

Эту реплику поддерживают: Максим Зарубин

Вот! Кирилл, вот тут мы с вами совершенно не совпадаем. Я почти уверен, что она и популяризхировала китч. Ну то есть, они с Маккуином и всеми, кто сочиняет ей все эти проекты

Агилера в Бурлеске действительно поразила - такой сексуальной и такой поющей (!!!) я ее еще не видел.

Эту реплику поддерживают: Карен Шаинян