Анна Качуровская /

Несдающие дети

У 11 старшеклассников из разных регионов аннулированы результаты единого госэкзамена по математике за то, что они списали ответы в интернете. В Москве полиция задержала группу студентов, которые сдавали ЕГЭ за школьников. А в Ростовской области заведено уголовное дело против чиновника, который уговорил учителей сдать госэкзамен вместо детей, потому что родители заплатили. Так закончился сезон  ЕГЭ

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Единый госэкзамен для всех российских школьников введен с 2009 года. До этого почти девять лет он был в экспериментальном режиме, и каждый год всплывает какой-нибудь скандал.

С самого начала против ЕГЭ выступало практически все ректорское сообщество во главе с ректором МГУ Садовничим: они обвиняли Министерство образования в том, что оно отупляет абитуриентов тестами (ЕГЭ — это набор тестовых заданий). А министерство образования в ответ заявляло о повсеместной коррупции в вузах. В противостоянии выиграло министерство, теперь деньги идут мимо вузов. 

Впрочем, появились новые схемы. Так, например, из года в год в Чувашии самое большое количество 100-балльных работ. Сдать на такой высокий балл можно, если очень высокий уровень подготовки. Очевидно, до того как ввели ЕГЭ, мы что-то не понимали про школы Чувашии. Кроме традиционных коррупционных способов решения ЕГЭ, в которых работает регион целиком, есть и совершенно уникальные. Например, можно купить набор для сдачи экзаменов по цене от 3 тысяч до 6 тысяч рублей. В комплект входит маленький наушник, который вставляется в ухо, и микрофон, он прячется под рубашку. Задача абитуриента — сидеть и тихо под нос бубнить задание, а умные люди с мобильного телефона тихо в ухо отвечают решение. Другие способы менее эффективные. Так, например, студенты, которые пришли сдавать за школьников в этом году, погорели на том, что наблюдатели (это, как правило, учителя из других районов) заметили, что у них не проверяли паспорта.

Совершенно очевидно, что как бы Министерство образования ни ужесточало контроль за сдачей экзамена, способные обмануть найдутся всегда. В том, чтобы дети хорошо сдавали, заинтересованы не только родители, но и учителя. Изначально в реформе образования было заложено, что школам, в которых ученики показывают высокий результат, государство будет перечислять больше денег. Пока так не происходит, но все к этому идет.

Но все-таки плюсов от ЕГЭ больше. Во-первых, не надо ехать в вуз, чтобы сдать экзамен — результаты принимаются по почте. Во-вторых, можно разослать результаты в несколько университетов. Ну, и в-третьих, все-таки в случае с ЕГЭ нет одного человека, которому можно заплатить. Коррупционная схема стала настолько сложной, что проще не платить. Есть и еще один момент, но последнее время его не обсуждают в прессе. Введение этих экзаменов — это часть обязательств, которые взяла Россия, подписав Болонскую конвенцию в 2003 году. Таким образом, Россия пытается войти в единое европейское образовательное пространство, чтобы в будущем российские абитуриенты без дополнительных экзаменов могли поступать в европейские вузы. Но в это, правда, верится с трудом.

Теги: дети, ЕГЭ
Комментировать Всего 27 комментариев

Анна, как вы думаете, если государство решит финансировать слабые по результатам егэ школы лучше (а сильные хуже, для усреднения), то, очевидно, что сложится предпосылка намеренного занижения оценок. Таким образом  ОТЛ будет действительно ОТЛ, т.к. ученики будут стараться изо всех сил улучшить свой балл, для зачисления в ВУЗ. Получим ли мы в таком случае качественную абитуру или же начнется кризис высшего образования по причине  недобора?

Павел, ваше предложение однозначно интереснее, чем планы минобраза )  У них более простая логика - оценивать сильные школы по результатам ЕГЭ и давать больше денег, а что делать со слабыми, пока правда не очень понятно

Просто школа - это один из ключевых моментов в развитии государства, если мы хотим жить в нормальной стране, то надо создавать нормальные школы. Планы минобраза странные, если  деньги получат сильные школы, то слабые разорятся и таким образом количество школ сократится до минимума т.к. все ломанутся в более богатые школы, а при обратном порядке финансирования - количество школ станет константой, просто они будут  двигаться по кругу...

детей мало, официально считается, что школ как раз у нас слишком

Знаете, пришла такая мысль на ум: почему бы государству не сделать обучение на селе дистанционным? Выдать всем в рассрочку на 10 лет  компы, наладить спутниковый интернет  по всей стране и вперед! Как в Австралии... А 3 раза в год аттестации проводить.

Если бы мне, в мое время, в начале 80-х, пришлось сдавать ЕГЭ, то, я бы не сдал, точно знаю. Хотя был одним из лучших учеников в школе. Просто школа моя была маленькая, сельская. У нас просто не было достаточного количества учителей нужного уровня, чтобы дотянуть меня до высоты, с которой можно было бы перевалить через планку. У моей мамы - 3 класса начальной школы "до войны", у отца - 4 (правда, отец занимался всю жизнь самообразованием, много читал, но это другая история). В итоге, я, скорее всего, не набрал бы нужного количества баллов на ЕГЭ. 

А, вот, в "старой" системе, хорошие, умные учителя, видя мой потенциал, подтянули мне оценки.

Надо сказать, что с 4 класса я просто бредил астрономией. Поэтому набрался храбрости и поперся в Питер, в Университет. На астрономию, конечно же, не попал, проходной балл был очень высоким. Я первый экзамен написал на тройку и даже купил обратный билет домой. На меня в приемной комиссии смотрели как на идиота и три часа отговаривали забирать документы. Отговорили, билет на поезд я сдал.

Так, почти вопреки своей воле поступил на мат-мех, на механику, на которую был маленький конкурс. И, кстати, потом никогда не пожалел. А я-то до того даже и не знал, что такая специальность существует. В моем селе механик - это пьяный механизатор, с ключом и в телогрейке :) 

Вводя Единый экзамен для школьников, начальники должны бы обеспечить и единый уровень обучения по стране, хотя бы равноценных учителей всем.

Гляжу я на эту систему с тоской, думаю о том, сколько судеб она калечит.

В то же время, понимаю, что редко сейчас можно найти таких учителей, как когда-то были у меня. Которые болеют душой за "своих" детей. Многие дети сейчас могут "выпасть" из потока еще задолго до ЕГЭ. 

Идеальная система, конечно же, должна быть основана на учителе, добросовестном, неравнодушном, способным рассмотреть ростки и задатки ученика. Способные даже выдать своему ученику иногда и "аванс". Но, где ж этих замечательных учителей набрать так много, чтобы хватило на всех...

Я думаю вы бы сдали ЕГЭ ) не так страшен черт, как его малюют. Согласна с вами, что огромная проблема с учителями. Но пока пединституты - остаются отстойниками для троечников (ну по большей части, не прошел в университет - пошел в пед) так и будет.. Вот отбирали бы на учителей как в театральное, тогда б и учителя были другие.  

Да, может быть и сдал. Но, я даже и представить себе не могу, как может сработать сейчас та самая "случайность", которая сработала в моем случае. Ну, послал бы я документы и баллы свои на астрономию, и, точно бы не прошел. Может быть (я не знаю, делается ли так сейчас) мне прислали бы предложение пойти на механику (по почте), от которого бы я точно отказался. Сработал-то именно персональный контакт и антураж. Мне стало  чуть-чуть жалко расстаться со всеми этими портретами ученых на стене коридора почти километровой длины. А членам приемной комиссии стало интересно посмотреть, что же станет потом с этим деревенским чучелом, припершимся со 100 рублями в кармане и чемоданчиком учебников, прихваченных, чтоб за три дня наверстать все упущенное за предыдущие 10 лет.

Система, больна система. Не умеющая и не желающая ждать результат долго, пытающаяся выкопать посаженную картофелину на следующий же день после посадки, а, то, и, не сеять вовсе - жалко же продукт. 

Эту реплику поддерживают: Анна Качуровская

ЕГЭ только называется единым. Для разных регионов задания разного уровня сложности. Чиновники, понимая разность уровней подготовки, таким образом, обеспечивают задекларированный "социальный лифт" для провинции.

Никто не тестировал учителей. А способны ли они подготовить под требуемый уровень? Насколько я знаю, не утвержден образовательный стандарт. Знакомые педагоги утверждают, что в Обществознании вопросов по школьной программе только половина. Остальные сверх программы. Т.е. даже будучи отличником в школе, сдать ЕГЭ без дополнительных занятий невозможно.

Сама процедура унизительна с обысками и походами в туалет с сопровождающими.

О коррупции я промолчу.

не уж не молчите! Стандарты действительно не утверждены - и это длится уже 20 лет - цирк. Но кстати, процедура такая же унизительная как и у нас была на обычных экзаменах, просто тогда нас обыскивали на предмет калькулятора и шпор, а теперь надо найти мини микрофон, мининаушкни, телефон..

На выпускном вечере при вручении аттестатов, особо одаренным выпускникам, вручали приглашения из ведущих ВУЗов на льготное поступление.

Вопрос - откуда в этих ВУЗах известны итоги ЕГЭ если это закрытая персональная информация?

И еще маленькая деталь - серия бланка аттестата выполнена кириллицей. Думается, что такие документы не примут в "едином европейском пространстве".

Меня в ЕГЭ смущает несколько другое - а именно то, что ЕГЭ есть единый билет во все вузы. Во-первых, благодаря коррупции, списванию и пр., в хорошие университеты попадает много шантрапы, которая оттуда с треском вылетает. А во-вторых, если ЕГЭ сдано не очень хорошо, то выпускник лишается возможности поступить в приоличный вуз, хотя бы со второй попытки. Я же правильно понимаю, что пересддавать ЕГЭ можно только на следующий год?

Все так. Только в московские ВУЗы попадает богатая шантрапа (бедные просто не смогут жить в Москве), а они дополнительно корумпируют преподавателей. И уще финансирование ВУЗов зависит от количества студентов. Особенно не повыгоняешь.

При этом существует сложная система расчетов оценки минимального и максимального баллов. Большая масса списанных работ завышает общий уровень работ и соответственно занижает баллы честных и добросовестных.

Пересдача возможна только через год. Заявку надо подавать раньше, чем ВУЗы публикуют перечень профильных предметов по специальностям, а публикуют они его в феврале. Поэтому можно усердно готовить одни предметы, а прийдется сдавать другие.

Для меня загадка - как будет происходить перевод на другую специальность или ВУЗ?

Почему же только богатая? насколько я знаю, общежития и подработку никто не отменял. Хотя действительно, у московской золотой молодежи гораздо больше шансов попасть на юрфак МГУ, нежели у подростка из Урюпинска.

Вот эта невозможность пересдачи меня больше всего убивает. Когда я оканчивал школу, было все просто - был желаемый вуз, куда подавались оригиналы документов, и еще пару запасных аэродромов, если пролетишь с экзаменами. 

Да, для меян тоже загадка. Неужели снова ЕГЭ сдавать?

Многие ВУЗы частично сдают общежития под гостиницы.

Столичные расходы значительно выше возможных заработков студента с неполным рабочим днем.

Золотая молодежь водится не только в Москве. В гора или в тундре, например.

Я знаю опыт вышки (Высшей школы экономики), они берут егэ с самого начала эксперимента. В результате они собрали из регионов действительно лучших из лучших. Отобрали себе самых умных детей. И даже если у кого-то высокий балл был фальсифицирован, то в процентном соотношении - это ничтожно, по сравнению с количеством, которые к ним пришли с честными результатами.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Вышка, на самом деле молодцы, они очень многих студентов берут с олимпиад, насколько я знаю. И олимпиады в большинстве своем представляют с собой расшимрыенне тесты

Насколько я информирован, локомотив и идеолог ЕГЭ - ВШЭ. Олимпиады и существуют для поиска одаренных. А выпускной школьный экзамен должен проверять качество усвоения школьной программы.

В этом году Олимпиады сокращены.

Попадает? Могу сказать, что из 80 мест на факультет - только 8 бюджетных. И это странно. Если я не ошибаюсь,  должно быть 80%  бюджетных мест -  а получается что их 10. И 7 из них - это так называемые целевые, по направлению от профилирующих предприятий, остальное - льготники. Так вот вся эта шантрапа она не попадает - она платит. А бедные умники - не могу попасть, потому что родители не в состоянии платить 90-100-180-240-280 тысяч рублей за год. У моей дочери одноклассница. Хорошая девочка, бредит мелициной – ЕГЭ 201 балл. В прошлом году в Сеченовский институт не попала на бюджет, в этом году подала документы в Пироговку. А какой-нибудь мальчик из Нальчика будет учиться на бюджете проплатив 20 тысяч долларов. Написав в заявлении на прием – Примите мене в институт. 

201 балл - это маловато. При трех предметах - средний 67.

Вы абсолютно правы, списавшие поднимают общий уровень оценок. При этом занижая результаты добросовестных ребят.

Я закончил МФТИ в свое время

для таких ВУЗов (Мехмат МГУ и пр.) оценка абитуриентов по результатам ЕГЭ бессмысленна, с этим мало кто спорит

Многие ВУЗы бОльшую часть абитуриентов набирают через систему олимпиад, на 1м, 2м курсах отсеивается приблизительно 30% студентов, это нормально

Если, с моей точки зрения, для ТОПовых ВУЗов сдача ЕГЭ не имеет никакого смысла, то для ВУЗов среднего уровня - это приемлемая практика

Давно еще была сформирована система олимпиад, различных тестов и конкурсов. Таких людей примечали и занимались ими отдельно. Возьмем, к примеру, 18й математический интернат, там учились талантливые по математики дети со всей страны. Подобные системы работают в Китае, США и других странах. Нужно выделять и отдельно заниматься со способными в отдельных областях детьми. Это правило действует и в музыке, и в балете, и во многих других областях. Процент таких детей не велик.

Для других детей вариант ЕГЭ вполне демократичен.

Это не цинизм, так должна делать страна для своего успешного развития.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Алексей Воеводин

"Поединок": Андрей Максимов vs. Любовь Глебова

http://www.youtube.com/watch?v=0tMH_iuqIyQ

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл крайне обеспокоен фальсификацией результатов ЕГЭ.  Говорит: "нравственная сторона того, что происходит в этой сфере, является предметом тщательного рассмотрения, в том числе, со стороны церкви".

Аня, спасибо. Обеспокоенность Патриарха ЕГЭ - самая смешная сегодняшняя новость. Хотя, патриархия могла бы организовать прием ЕГЭ у населения своими силами. Ну к следующему году конечно. Дело серьезное-спешить нельзя.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова, Iryna Sukhanenko

Мне тоже  это кажется очень смешным.  Как-то так вся жизнь здесь так устроена, а когда патриархия таки организует ЕГЭ, а чем хм. не шутит, это будет номер!

Есть подозрение, что в РФ математику списали порядка 300 тыс. Результаты аннулированы только порядка 300.

Почувствуем разницу:

"Небывалый скандал разразился во Франции: материалы выпускного экзамена по математике для классов с углубленным изучением естественно-научных дисциплин были обнаружены накануне экзамена в сети "Интернет"...

Обнаруженная утечка стала достоянием гласности, и утром 22 июня, на следующий день после экзамена, министерство образования провело пресс-конференцию, на которой министр Люк Шатель объявил, что решение обнародованной задачи не будет засчитано никому из решавших. Поскольку учащиеся, выбравшие из нескольких сюжетов именно этот, оказались в худшем положении по сравнению с другими, родители требуют аннулировать экзамен целиком, отодвинуть школьные каникулы и во имя принципа равенства между кандидатами дать возможность всем учащимся написать экзамен заново. Отметим, что это соответствует французской традиции, в аналогичных случаях в 1982 году и 2005 году были приняты именно такие решения."

http://ucheba.pro/viewtopic.php?f=130&t=11347&p=149122