Re: Ничего особенного
Московский декоратор ольга дымова давно ищет простую белую занавеску. «В Москве я нашла белую занавеску с золотистыми полосками. В Германии – молочную, с не близким мне антиглобалистским слоганом. В Милане – правильного белого цвета, но с нежно-пастельным орнаментом пейсли. Простой белой пока нигде не встретила».
Это все из-за того, что дизайнеры долгие годы руководствовались логикой психоаналитиков: вылечить пациента быстро и окончательно экономически невыгодно. Зачем делать простую и удобную вещь, если она прослужит всю жизнь? Лучше внушить человеку мысль, что правильно менять свой интерьер и гардероб два раза в год. Но схема перестает работать: людям теперь нужны нормальные вещи, а они находят повсюду лишь сотни оригинальных вещей.
«Дольше всего ищешь что-то самое простое, – соглашается Илона Орел, владелица парижской галереи Orel Art. – Иногда несколько месяцев можно потратить на поиски нормального черного платья или простого дивана».
Впрочем, и сами дизайнеры решили: так не может продолжаться. И в последнее время главные дизайн-премии вроде Red Dot и iF Design уходят к объектам, не представляющим собой решительно ничего особенного. Дизайнеры с мировым именем предлагают совершенно обычные, неинтересные в привычном смысле слова вещи. А «нормально» становится для них комплиментом.
А еще лучше – «супернормально». Термин принадлежит англичанину Джасперу Моррисону, входящему в десятку самых влиятельных дизайнеров мира. Будущей осенью появятся часы Rado r5.5 его дизайна, «супернормальные». Даже не сразу понимаешь, где тут, собственно, дизайн. Обычные такие часы. И даже выполнены в одном размере. Никаких сменных ремешков разных цветов. Никакого турбийона, репетира, вечного календаря и бриллиантового паве, без которых ни одни приличные швейцарские часы последние десять лет не обходились. Rado r5.5 не призваны показывать окружающим, что их обладатель – успешный человек. Они призваны показывать точное время.
Компания Philips провела социологическое исследование, которое показало, что большинство людей не хочет сложной техники. У телефона, который умеет просто звонить, куда больше поклонников, чем у мини-офисов в виде трубки. Недавно в рекламе обновленного Fiat 500 с автомобилем соседствовали ручка Bic и швейцарский нож. Для тех, кто не понял параллели, слоган пояснял: все эти предметы являются everyday masterpieces, то есть «повседневными шедеврами». В первый же день продаж все представленные в салонах машины были раскуплены.
«Вместо того чтобы служить людям, дизайн стал главным источником загрязнения окружающей среды, – объясняет идеологию "супернормальности" Джаспер Моррисон. – Новые оригинальные вещи стремятся стать еще более оригинальными и вытеснить предыдущие. Которые в этот самый момент из объектов дизайна превращаются в мусор».
По мнению Моррисона, нет «креативных концепций» и «тенденций», есть заговор глянцевых журналов и маркетологов. С которым он борется: идею для Crate, новой коллекции для английского бренда Established & Sons, автор позаимствовал у упаковочных коробок. Мебель из дешевой сосны выглядит так просто, что ее можно принять за самодельную. Как и было задумано. А стул Basel для Vitra, запущенный в прошлом году, настолько «супернормален», что кажется, будто ты его уже где-то видел. «Это не плагиат, – говорит дизайнер, – а использование существующего опыта. Зачем искусственно изобретать необычную форму, если есть проверенные десятилетиями модели?»