Re: Солнцеед
Об экологичных телефонах мы и раньше слышали. В прошлом году – о модели Bamboo с корпусом из бамбука и биопластмассы. Идея была такая: когда этот телефон «умрет», его надо «похоронить», зарыв в землю, где он легко превратится в компост. Через какое-то время на месте мобильной могилки вырастет бамбук – семена «зашиты» в трубку. Говорили об этом телефоне много, но мало кто его видел – дальше прототипа у голландского дизайнера Герт-Яна ван Бройгеля дело пока не пошло. Телефону Samsung Blue Earth столь креативные похороны не грозят, зато этой осенью он появится в продаже.
С самой трубкой в смысле экологии все хорошо: она сделана из старых пластиковых бутылок. И в ней нет вредных химикатов, например фталата или соединений брома, которые обычно добавляют в пластмассу, чтобы корпус телефона не загорелся и не расплавился от перегрева.
Это и вправду здорово. Бромиды, как все соли тяжелых металлов, не разлагаются и в итоге попадают, например, в водопроводную воду. За что Greenpeace регулярно критикует производителей электроники.
Расходует энергию Blue Earth скромно: режим eco-mode автоматически регулирует яркость подсветки экрана. Надо сказать, что такая опция сейчас есть у многих мобильных телефонов, которые вовсе не называют «зелеными». Но по сути в Samsung правы: режим экономного расхода энергии вполне достоин приставки «эко». Правда, с экологической точки зрения было бы лучше, если бы этот телефон использовал только альтернативные источники энергии и питался исключительно солнцем. Но в комплекте есть и традиционное зарядное устройство, иначе им не смогли бы пользоваться обитатели офисов Нью-Йорка, Лондона и Москвы, где солнца совсем не бывает.
С Blue Earth нельзя сделать ни шага, не подумав о природе. В буквальном смысле, как только начинаешь идти с этим телефоном в кармане, сам по себе включается режим eco-walk. По сути это шагомер, но экологически сознательный. Подсчитывая, сколько шагов вы сделали, он еще вычислит, сколько вы спасли деревьев. Логика такая: если вы проделаете тот же путь на машине, выделится определенный объем углекислоты, который еще больше загрязнит атмосферу, из-за чего погибнет энное количество деревьев. Вот и получается: чем больше прошел, тем больше деревьев спас. Для наглядности маленькие спасенные деревца вырастают на экране.
Симпатичная функция, только какая-то не очень нужная. Ни для жизни, ни для сохранения природы. С другой стороны, море не очень нужных функций – признак многих новых мобильных телефонов. Зато этот – экологичный.
На самом деле, чтобы сохранить природу, нужны не солнечные батареи и не экошагомер. Нужно, чтобы мобильный телефон стал средством связи. Тогда люди будут менять трубку, когда она выходит из строя. Сейчас ее меняют, когда появляется новая, более модная модель. В римском офисе Ericsson в 2003 году мне не без гордости рассказывали, что в среднем каждый итальянец покупал себе новый телефон каждые шесть месяцев. Это был рекордный показатель для всего мира. К началу кризиса рынок «разогрели» до невиданных масштабов: по данным исследовательской компании Strategy Analytics, за 2007 год в мире было продано 1,125 миллиарда трубок – на 125 миллионов больше, чем в 2006 году. Каждый шестой житель Земли приобрел новый мобильный телефон только в 2007 году!
А куда деваются миллиарды выходящих из моды мобильных устройств? В сентябре прошлого года компания Nokia заказала опрос в ряде крупных стран, и выяснилось, что лишь три процента телефонов утилизируется по всем правилам, а девяносто семь процентов относительно старых телефонов с их никель-кадмиевыми аккумуляторами удобряют деревья. Те самые, которые могли бы выжить благодаря нашему похвальному решению ходить пешком, а не ездить на автомобиле.
Удобрять телефонами деревья – очень-очень плохо, говорят на сайте Samsung. И призывают сдавать их в специальные приемные пункты, «число которых растет во всем мире». Правильно делают. Ведь можно примерно предположить, сколько человек выбросит свои нынешние телефоны ради того, чтобы купить новый, экологичный Blue Earth. Тираж у него будет как минимум миллион штук.
Я, признаться, подумал, что Samsung с этими приемными пунктами как-то связан. И позвонил в колл-центр компании с вопросом: «Куда сдать мобильный на утилизацию, чтобы не загрязнять Землю?» «Никуда, мы этим не занимаемся», – ответили мне.
Этот вопрос вообще не особенно занимает производителей телефонов. Правда, сейчас в Малайзии на улицах больших городов установили Nokia-киоски – автоматы, которые забирают в ремонт испорченные трубки, а безнадежно сломанные глотают, чтобы отправить на утилизацию. Однако киосков по пальцам сосчитать – для Nokia это лишь небольшая пиар-акция. Что и понятно. Мусор – это не их бизнес.
Именно по этой причине я считаю, что самый «зеленый» мобильный телефон – мой нынешний. Просто потому, что я его не выбрасываю.С