Тоталитарная утопия «Лего»

Я так же сильно не люблю самый популярный в мире конструктор, как его любит мой сын

Фрагмент рекламы LEGO
Фрагмент рекламы LEGO
+T -
Поделиться:

У меня мальчик. Ему два года. Следовательно, он играет в «Лего Дупло». Мальчики постарше играют в «Лего Город», «Лего Криэйтер» или «Лего Стар Уорз». Это все знают. Конструкторы «Лего» всегда на первых местах по продажам среди детских игрушек. И вроде бы это честный бизнес — конструкторы развивают моторику и пространственное воображение, а не потребительские инстинкты, как это делают какие-нибудь Барби.

У моего мальчика долгое время не было «Лего Дупло». Мы даже стали думать, что он не развивается. Но потом «Лего» было куплено, освоено, разбросано по квартире, и мы успокоились.

Вскоре я стала замечать, что мир мальчка поделился на предметы, которые входят в конструктор «Лего», и те, которые не входят — то есть, все остальные. Если крокодил не присоединяется к машинке, это проблемы крокодила - просто мальчик больше с ним не играет. Если одну машинку нельзя засунуть в другую, значит, это неправильные машинки. Крокодила, конечно, жалко, но меня больше беспокоит другое: всем предметам в мире мальчик теперь задает только один вопрос: подходят ли они друг другу?

Из «Лего» можно очень много чего сделать. Те, у кого мальчики постарше, рассказывают о сложных деталях, которые не так просто соединить. Пока мой мальчик строит только огромные разноцветные башни, но меня уже мучает вопрос, что будет дальше. Сначала «Лего» посложнее, потом еще сложнее, а когда-нибудь - и самый сложный. И вот в чем штука: даже самый сложный «Лего» никогда не будет равен всему миру.

Между тем, в мире существует масса неразрешимых проблем. Например, некоторые детали не подходят друг другу. А главное - не всегда уместно задавать вопрос, подходят ли они вообще друг другу. Но мир, с его неприятностями, очевидно проигрывает перед «Лего» - из всего многообразия предметов играть хочется именно с ним. Потому что к «Лего» подходит только другое «Лего» — конструктор самодостаточен, и его проблемы легко решаются, в том числе, с помощью самого «Лего». Недавно, например, из «Лего» создали машину для производства «Лего». Чистая, законченная, тоталитарная утопия. В ней все предусмотрено. Или будет предусмотрено в следующих сериях. А если не будет, значит, нам это и не нужно.

Изучая, что думают другие родители по этому поводу, наткнулась на мысль, что башня из камушков требует гораздо большей интеллектуальной работы, аккуратности и точности движений, чем башня из «Лего». Мысль эта принадлежит педагогам вальдорфской системы. Они считают, что игрушки должны быть простыми, чтобы можно было использовать их в любой игре. И что у кукол не должно быть явных черт лица, чтобы можно было себе представить любое выражение. В этом смысле кубики или камушки гораздо круче «Лего», даже если это какой-нибудь «Стар Уорз». Но чтобы эффективно противостоять тоталитаризму «Лего», нужна такая же тоталитарная система отказа от «мирских» радостей. Примерно такую и предлагает вальдорфская педагогика - если не тоталитарная, то сектантская наверняка. Достаточно представить, что выберет обычный, не зомбированный вальдофцами мальчик, если поставить перед ним коробку с «Лего Дупло» и гору камушков.

Мария Генкина не соглашается с автором колонки. Она считает, что «Лего» учит таким важным качествам, как усидчивость, внимательность и следование инструкции. Правда, он совершенно не учит творчеству. Вячеслав Поличенко возражает, что «Лего» воплощает скандинавский индивидуализм, и если не слишком строго следовать инструкции, то «Лего» развивает фантазию, творческий подход и служит идеальным полигоном толерантности

Комментировать Всего 37 комментариев

Дупло или камушки?.. Хммм. Как-никак, камушками можно разбивать оконные стёкла!

...Так свободные вандализм и насилие в который раз переиграли тоталитарную утопию.

Вообще, любые игры, да что там - любое обучение всегда базируется на наборе условностей, правил, концептуальной сетке, вбрасываемой "в мозг", от которой затем ребёнок (да и взрослый) будет отталкиваться (а возможно - и отталкивать) в самостоятельном познании мира. Если же он остаётся в рамках поданой схемки, то это - скорее вина тех, кто переложил воспитание на игрушки или, там, учебники, нежели самих игрушек и учебников. Мир всегда окажется сложнее.

PS. Но самовоиспроизводящая машина - это волшебно))) Это выход в чистое Бытие, практически)))

Эту реплику поддерживают: Кирилл Подольский

Наталья, это Вы, воля ваша, что-то очень мудрёное придумали :). Всё пройдёт, и Лего тоже. Ваш мальчик книжки читает? Мультфильмы смотрит? С друзьями во дворе играет? Тогда всё будет путём.

Не сомневаюсь. У меня вообще претензии к "Лего" философские - я никаких тяжелых последствий не ожидаю.

Детям свойственно увлекаться.  Сегодня Лего на первом месте, а завтра - какая-нибудь компьютерная игра. Ему же только два года. 

Ограниченным родителям сложно ограничивать детей

Нашим детям приходится сейчас утопать в «лего» потому что мы – их родители, не имели такого игрушечного изобилия в своем детстве, а теперь следуем (осознано или подсознательно) мысли «не у меня, так у моих детей будет всё»

В результате дети: – получают практически все по первому требованию, – абсолютно не умеют играть. Все их игровые алгоритмы сводятся к купить - сложить - забыть - купить - ...

Например, моим дочерям игрушки становятся неинтересны еще до того, как мы дойдем до кассы. Есть несколько тем, с которыми они давно вместе и навеки, а все остальное требуется – просто чтобы было. В итоге у каждой на полке сложены по кучкам: туфли отдельно, платья отдельно, энчантиксы отдельно, голые куклы Винкс отдельно... Весь кайф в количественном преобладании друг над другом, а не в самой игре. Я за несколько лет ни разу не видел, чтобы в эти куклы играли по-настоящему, но спроси детей про любимую игрушку и услышишь твердое «Они и только они!»

То же самое и с лего... у моих друзей в Германии у ребенка есть отдельная комната для Лего, который в ней рассыпан ровным слоем толщиной в 30 см и напоминает мне огромный цветной кошачий лего-туалет... Пришел, порылся и ушел...

Про камушки – вы абсолютно правы! Я вспоминаю, как приходилось извращаться, использовать подручные средства, куски, части, находки, поделки, чтобы реализовать фантазию. Теперь сама фантазия под вопросом потому что все есть, все систематизировано, все в наличии всегда.

Точка. 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

несколько слов в защиту ЛЕГО

Искренне порадовался , Наташа, что наше с Вами мнение наконец-то  в чём-то не совпало или совпало не до конца. Во-первых – мысль о «тоталитарности» Лего мне и самому не раз приходила в голову ,как ,впрочем и – о "тоталитарности" некоторых других любимых международных брендов- Икеи например . (Икею, кстати, в этом качестве воспел Финчер в Бойцовском клубе, а до Лего пока антиутописты не добрались). Или сеть одежды H&M . Любопытно ,что все эти замечательные корпорации изначально –скандинавские ,а скандинавия – самое антитоталитарное место на земле –люди любят жить на хуторах и надеяться на себя. Я часто оказываюсь среди этих хуторов и радуюсь – как у них всё друг к другу подходит – фермы к полю, звери – к фермам, люди – друг к другу и к своим машинам . Десятилетний сын заметил как-то ,что Хельсинки или Берлин гораздо больше походят на город из Лего-Сити, чем например Москва. Это тоталитарно,по-моему, не более ,чем эволюция или мировая гармония. Вообще про Лего можно много всего написать –главное ,что это очень творческая штука, из деталей каждый собирает свое и при этом он спокоен ,что его творчество совместимо с творчеством других – идеальное представление о толерантности…Увы –время Лего проходит вместе с детством и знакомый мальчик в 15 лет уже раздаривает свою огромную коробку деталей, но коробка сделала своё дело –мальчик вырос хороший и вовсе не зомби…Потом он вернётся к этим деталям, когда у него будет сын (или дочь –мои девчонки тоже обожают Лего, причём не «розовую» серию а обычную –разноцветную) и будет радоваться как я , когда повёз детей (себя!) в Леголенд или раздобыл маленький Райтовский музей Гугенхайма из чудесной серии для всрослых Лего-Архитектура, почему-то не продающейся в России. Мы открыли недавно галерею современного искусства в Иматре , а сын предложил – давай сделаем у нас выставку собранных из Лего работ мальчишек из окрестных школ – мне идея страшно понравилась и осенью попытаюсь воплотить.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Вячеслав, рада Вас тут видеть. Я понимаю, что Вы имеете в виду, когда говорите о Берлине или Хельсинки (кажется, Икея - это отдельный разговор, в отличие от Лего, там есть своя эстетика и даже идеология). Однако, если бы речь шла о кубиках, которые подходят к каким угодно не-кубикам - тогда да, никакого тоталитаризма, сплошная демократия. А с Лего такая штука: детали от него подходят только другим деталям от него же. Самой смешно, но выходит, что все дело в пупырышках. Там ниже Павел предлагает пластилином прилеплять. Это коренным образом меняет дело, по-моему.

- Пришлось выступить -любимую игрушку обидели. Если серьёзно,то спасибо за интерес к столь ,на первый взгляд,пустяковой теме. По поводу эстетики и идеологии Лего и Икеи - действительно отдельный разговор -готов при случае. Замечу только , что детали любого детского конструктора совместимы только с себе подобными (как любое интернет сообщество,включая "Сноб")- размер "пупырышек" - это формат общей платформы,независимо от разницы мнений и творческих способностей. Просто ЛЕГО настолько популярная платформа , что перерос формат обычного конструктора. Вообще все тотальные бренды я стараюсь уравновешивать чем-то натуральным -Икею - старинной мебелью, а Лего - занятиями детей с бумагой , деревом, камнями (благо,их у нас много около дома)

Удивительным образом, у нас все наоборот. Моя дочь, может потому что девочка, может еще почему, в лего дупло почти не играла, башни строить ей никогда было неинтересно. Потом мы подарили ей следующую лего-ступень, с ее любимыми персонажами из "Истории игрушек". И она строит дома, деревья, цветы, там ездит поезд и живут другие маленькие куклы, совершенно не из "лего-мира". Так что конструктор как конструктор. У меня совсем не оставил ощущения тоталитиризма. Может, это как и многое у детей, возрастное, и он просто перерастет правило "подходящести"

Кстати, это вообще интересно, девочки так же играют в Лего, как мальчики, или нет. Интуитивно кажется, что чуть иначе. Но доказательств у меня нет - старшая девочка выросла без Лего. Бедняга.

В мою жизнь "Лего" проник очень поздно, когда я уже вышел из возраста увлечения конструкторами - оставались только камушки и башни из песка и слоновой кости) но зато я наигрался в конструктор с детьми друзей и племянников. Я никогла не вдавался в психологический аспект "Лего", но как игрушка мне он казался потрсясающим. Особенно вдохновляло то, что можно было собрать конструктор по инструкци, а потом изобрести нечно абсолютно новое. Как бы то ни было, лего дает простор творчеству, он гораздо лучше компьютеров и пистолетов! а детские "болезни", да - проходят. Что теперь, паззлы тоже не собирать, раз все детальки должны друг к другу подходить?

Мой друг детства всегда крепил игрушки не из Лего с помощью пластилина =) Я был всегда против...

Не за что, но потом этот пластилин хрен выковыряешь из деталек...

Я бы не советовал практиковать =)

Присоединяйтесь к разговору о ребрединге Грузии!

Там жарко...

Наталья, я тоже рада не согласиться.

Все девяностые ЛЕГО был сладким кошмаром жизни нашей семьи. Съемные квартиры, скудноватый постперестроечный быт, не самое здоровое и регулярное питание... Но были две области, где мы были Крезы - ЛЕГО и компакт-диски. Любой поход в магазин за чем бы то ни было, от кроссовок до чайника, заканчивался покупкой  CD или очередного Лего-набора или, на худой конец, набором разновеликих платформочек или окошек с дверками.

А сколько ночей было потрачено на авральные доделки очередного дворца, замка или виллы! Я была просто чемпион по дворцам. Особо ценные детали мы тырили друг у друга.

И ничего. Наш младший был единственным из класса, кто ни дня не ходил в детсад, легко оставался дома один и  читал он потом больше, чем весь остальной класс суммарно, по словам учителей. И мыслит вполне себе нестандартно.

Даже сейчас я иногда вспоминаю с досадой, что не из чего построить дворец за ночь, а то бы...

Елизавета, спасибо. Я вообще-то не думаю, что Марк не будет читать книжки из-за того, что увлекается Лего. Мне просто кажется, что "Лего" ничему не учит, кроме навыков складывать "Лего". Такая игрушка-паразит получается. Я могу себе представить компьютерные игры, которые развивают навыки коммуникации или реакцию, а что развивает "Лего", не очень понятно.

Как? А пространственное мышление? А умение в части увидеть будущее целое? А просто видеть, какая разная бывает жизнь из одних и тех же элементов? А системности мышления?

Вообще, сам момент, что ты один раз строишь нечто, задуманное кем-то, по инструкции, а потом волен превращать это нечто во что угодно. У нас были даже вазы для фруктов, коробочки для мелочей, стаканы для карандашей... И все такое цветное, чистых радостных цветов.

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Поличенко

Лего учит усидчивости, следованию инструкции, внимательности. Все это важные качества.

Но оно совершенно не учит творчеству.

До лего у меня сын увелекался конструктором KAPLA - это такие палочки одинаковой величины из которых можно построить все что угодно. Вот этот конструктор учил творчеству.

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

Еще в каком-то музее в Нью-Йорке продавался чудесный "конструктор", состоящий из форм, цветов и объектов Хуана Миро - все кривое, ассиметричное, разноцветное и могущее соединяться как угодно, превращаться в диковинных существ или неведомые растения или скульптуры... Тоже был наш любимый...

Маша, это было почти двадцать лет назад, но поищи, не пожалеешь...

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

- Относительно усидчивости и внимательности согласен ,Мария . У Лего всегда замечательные инструкции - им хочется следовать , но - один раз !  Я часто просил сына , покупая очередной  крейсер-самолёт собрать его и оставить на память - он честно ,по инструкции, собирал а затем через день разбирал и собирал уже что-то своё -в итоге детали смешивались с прочей разноцветной массой и служили исключительно творческим интересам. Вообще родителям гораздо выгоднее покупать не дорогие тематические наборы -всё равно разберут, а просто различные детали (в правильных Лего-маркетах их продают на вес), только детям это не обьяснить. Кстати в берлинском Леголенде вся публика оседает не у собранных из Лего городов и гигантских фигур , а в игровой (творческой ) зоне, где закапывается в горы уникальных деталей и собирают уникальные штуки, т.е. творит.

Не соглашусь - когда у меня в детстве было подобие Лего там был набор деталей, которые можно было изпользовать как угодно. Современный лего очень мало расчитан на свободное творчество. В нем очень много деталей рассчитаных на данную модель - дети привыкают, что из лего надо собирать 'по инструкции' и большинство детей, которых знаю я, редко играются лего творчески - все больше просят купить новые наборы. Учитывая, что интересный набор тоит долларов $50-70, а используется он обычно только один раз - такие конструкторы как Kapla или Quadrilla - это гораздо лучшая инвестиция (хотя лего конечно приходится иногда покупать - я ограничиваюсь несколькими наборами на новый год и подарком на День Рождения) .

- сын мне тоже рассказывал про своих финских друзей, которые собирают модель по инструкции и ставят её на полку - они были удивлены его вольному способу обращения с конструктором - возможно Вас окружают подобные правильные дети, но у меня - обратная ситуация. Конечно трудно упрекать корпорацию в желании заработать, и хотя наборы действительно недёшевы - утешает то ,что все детали -из нового набора или из старого -совместимы и становятся материалом для творчества.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Просто нужно несколько наборов перемешанных вместе (последнее происходит само собой). Тогда включается фантазия, и с соединением разных деталей проблем не возникает.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

У нас было не так, но у моих детей была Капла, может поэтому у них не возникает интерес строить из разобранных перемешанных лего...

 вот к примеру парень из Вашего, Мария, города строит из ЛЕГО не по инструкции : http://www.vanno.ru/2010/10/lego-art/

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Мои дети сначала строят из Лего как нарисовано в инструкции, потом через пару недель игрушка ломается на составные части, и начинается творчество.

по-моему скрытая идея Лего именно в этом: you have to first learn the rules to break them.  

вообще, если бы с ребенком именно так, как ты описал, не происходило бы, я бы начала волноваться -- может, это obsessive-compulsive disorder так проявляется?  

по-моему, скрытая идея Лего - заработать как можно больше денег, а так как каждому ребенку нравится разное - кому-то зверушки, кому-то машинки, кому-то домики и .д., они (Лего) просто нашли идею, которая это все объединяет - конструктор:) И улучшают, и углубляют, и втягивают-заманивают, чтобы не дай бог не надоело... и на все возрасты предложение есть.

заработать денег -- это их открытая идея ;) 

По поводу следующего:

башня из камушков требует гораздо большей интеллектуальной работы, аккуратности и точности движений, чем башня из «Лего».

Передавать смысл окружающим случайными жестами и воплями требует гораздо большей интеллектуальной работы, чем русским языком--но не запретить же ребенку разговаривать ради этого!  Умение играть на скрипке не калечит музыкальность ребенка, который так был бы вынужден научиться производить звуки случайными домашними предметами.  В мире действительно существует масса неразрешимых проблем, но все же хочется детей учить проблемы решать. 

Если крокодил не присоединяется к машинке, это проблемы крокодила - просто мальчик больше с ним не играет. Если одну машинку нельзя засунуть в другую, значит, это неправильные машинки.

Вообще-то было бы интересно услышать мнение психолога по этому поводу. Тут же масса вариантов: 

- может, это временное? 

- может, у него просто начался небольшой obsession с "Лего"?

- может психолог вообще сделает вывод, который никому и в голову не приходит? (типа ничего нет в этом страшного)

Давайте спросим.  

Я думаю, что в этом заложен глубокий смысл - мы в жизни  часто ищем подобное, сопоставляем, сравниваем, подстраиваем..... и ломаем, только для того, чтобы соединить несоединимое. Может быть ребенок в этот момент понимает, что не все можно соединить между собой, и если одно к другому  не подходит, можно  ЭТО оставить в покое на некоторое время и, возможно  повторить попытку....А то, что ребенок  "делит  мир" на подходит не подходит ( к Лего, или еще к чему-то, то это, думаю, временное явления. В мире Лего все предусмотрено таким образом, чтобы всего хватало  в его королевстве . А если  чего не хватает, то можно приобрести. То есть если сейчас  ребенок полностью вошел в эту продуманную до мелочей философию организованного игрового мира, пусть он в нем и осваивается, а потом  пойдет дальше. Всему свое время. 

Маша, спасибо. Сегодня наблюдала, как сын, получив пластилин, первым делом начал приделывать брикетики друг к другу на манер лего. Разумеется, это не значит, что он не научится из него лепить, как и положено по задумке производителей пластилина, но все-таки идея лего пока доминирует над остальными. Наблюдать это в развитии особенно интересно.

Да, это и понятно, у него есть  некий хорошо сформированный навык, который дает 100 % результат. И грех  его не  использовать и в другой деятельности. И тут самое время показать, что с пластилином можно и как с Лего тоже, но  лучше - ... и показать те свойства пластилина, котором он выгодно отличается от  пластмассового брусочка - его можно мять, менять его форму, смешивать  пластилин с его же собратом другого цвета и т д.  Новый материал и новый способ действия с ним - вот  и развитие..

Эту реплику поддерживают: Майя Богданова

О, вот тут мне кажется и встретились два принципиально разных подхода к воспитанию. 

Один - Наташа, если что, это я сейчас себя описываю, не тебя!  - выдать ребенку конструктор (краски, куклу, паравозик, мячик) и посмотреть, что он будет с этим делать, попутно описывая это все в блоге или статье. Другой - сесть рядом с ним на коврик и начать прилежно собирать, придумывая историю про героев (красить, возить паравозик, кидать мячик, называя цифры). Не пытаясь определить, какой из подходов верный и какой куда ведет, просто с любопытством отмечаю эту разницу.

На детской площадке, кстати, очень заметно, у кого какой подход: моя подруга вместе со своим сыном и на горку лезет, и по лестнице ползет, а я - стою в сторонке с планшетом или с другой подругой, пока мои монстры нарезают 125-й круг по площадке. И наблюдаю. Занимательный процесс развития ;)

(захлопнула планшет, пошла к горке...))) 

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

ЛЕГО для детей

Так же не люблю лего. Потому что не умею его собирать. Потому что старенькая. И не мальчик. Но уважаю создателей, придумавших умные истории: начните собирать по инструкции, а далее проявляйте фантазию, если есть желание.

И если лего не фантазия, то что же?!

Очень рекомендую посетить один из Legoland©. Есть более сильное, чем 'нелюбовь' слово, выражающее мое отношение к детским паркам. Другой случай)

Меня очень впечатляет грандиозный масштаб  империи "Лего", который охватывает все возраста, предоставляет огромный  спектр тем и увлекает как  мальчиков, так  и девочек. Сама идея  тематического конструктора не нова, но эта выполнена в размахом и  большим вдохновением тех, кто понимает как можно зарабатывать деньги. И делают они это очень качественно и с большой пользой для потребителя - как родителя  (пока ребенок занят  собиранием конструктора,  они могут заняться своими   делами) , так  и для ребенка, развивая мелкую моторику, творчество, фантазию, воображение ,  и  даже чувство юмора.  Все конструкторы разной тематики совместимы  между собой -  поэтому я помню, как у моего сына на голове у пирата красовался  рыцарский шлем, а на пожарной машине разъезжал  викинг.  Сюжет может быть любой, конструкции разные по размеру и вкусам, чем не целый мир, в котором можно узнать жизнь индейцев, современного города, построить станцию межпланетных кораблей или поселить прекрасную принцессу со всей свитой в сказочный замок? Я очень за!