Лучшие детективы
Предлагаемый рейтинг в известной мере произволен. Он включает несколько поджанров детективной и приключенческой литературы: шпионский роман, триллер, собственно детектив, экшн, «черный роман» и т. д.
За пределами списка остались ушедшие из жизни абсолютные классики, от Эдгара По и Артура Конан Дойла до Агаты Кристи, Дэшила Хэммета и Реймонда Чандлера. Причины попадания той или иной книги (или автора) в список моих предпочтений тоже варьируются, от собственно художественного качества до влияния на культуру жанра или культуру в целом (нашу и мировую). Отсюда и необходимость кратких комментариев.
1. Джон Ле Карре
«Маленькая барабанщица»
Ле Карре — бесспорный классик шпионского романа, хотя в последние годы ему порой не хватает вдохновения. Несмотря на то что его и мой любимый герой Джордж Смайли, я выбрал наиболее сложный и разработанный роман на самом актуальном материале вечного палестино-израильского противостояния.
2. Джеймс Эллрой
«Черная орхидея»
Оригинальное название The Black Dahlia переводится как «Черный георгин», но орхидея кому-то показалась поэтичнее. Эллрой, пожалуй, единственный достойный наследник Хэммета и Чандлера, усугубивший «черноту» жанра труднопереводимым жаргоном, стилистически сближающим полицейских и уголовников.
3. Себастьян Жапризо
«Дама в автомобиле в очках и с ружьем»
Классический детектив, еще не слишком обремененный психоанализом, как, например, последующие романы автора, и покоряющий жизнеутверждающим оптимизмом и иронией.
4. Александра Маринина
«Стилист»
Маринина владеет материалом и умеет строить интригу, хотя ей и не хватает чисто литературного мастерства. «Стилист» — ее единственный роман, поднимающийся до уровня психологической драмы, не обязательной для детектива, но придающей ему «четвертое измерение».
5. Элизабет Джордж
«Прах к праху»
Джордж — непревзойденный мастер психологического детектива британской традиции. К сожалению, ее лучший роман A Place of Hiding, насколько я знаю, не переведен на русский язык. Он, как и «Стилист» Марининой, на пределе законов жанра плетет единую интригу, объединяющую постоянных персонажей цикла с протагонистами текущего преступления и его расследования. «Прах к праху» — тоже хорошая книга, но не столь оригинальная.
6. Патриция Корнуэлл
«Все, что остается»
Наиболее яркая представительница патологоанатомического направления в современной детективной литературе, породившая вереницу подражательниц. Ее литературное alter ego Кей Скарпетта иным кажется американским прототипом Насти Каменской.
7. Полина Дашкова
«Легкие шаги безумия»
У Дашковой наблюдается, как правило, редкая гармония стилистики изложения и построения детективной интриги, к сожалению, в последнее время нарушенная чрезмерной претензией.
8. Джон Гришэм
«Дело о пеликанах»
В гришэмовском конвейере по производству бестселлеров «Дело о пеликанах» привлекло меня не только тем, что с него началось мое знакомство с творчеством автора, но и неполиткорректным романом профессора и студентки.