Предлагаемый рейтинг в известной мере произволен. Он включает несколько поджанров детективной и приключенческой литературы: шпионский роман, триллер, собственно детектив, экшн, «черный роман» и т. д.

За пределами списка остались ушедшие из жизни абсолютные классики, от Эдгара По и Артура Конан Дойла до Агаты Кристи, Дэшила Хэммета и Реймонда Чандлера. Причины попадания той или иной книги (или автора) в список моих предпочтений тоже варьируются, от собственно художественного качества до влияния на культуру жанра или культуру в целом (нашу и мировую). Отсюда и необходимость кратких комментариев.

1. Джон Ле Карре

«Маленькая барабанщица»

Ле Карре — бесспорный классик шпионского романа, хотя в последние годы ему порой не хватает вдохновения. Несмотря на то что его и мой любимый герой Джордж Смайли, я выбрал наиболее сложный и разработанный роман на самом актуальном материале вечного палестино-израильского противостояния.

2. Джеймс Эллрой

«Черная орхидея»

Оригинальное название The Black Dahlia переводится как «Черный георгин», но орхидея кому-то показалась поэтичнее. Эллрой, пожалуй, единственный достойный наследник Хэммета и Чандлера, усугубивший «черноту» жанра труднопереводимым жаргоном, стилистически сближающим полицейских и уголовников.

3. Себастьян Жапризо

«Дама в автомобиле в очках и с ружьем»

Классический детектив, еще не слишком обремененный психоанализом, как, например, последующие романы автора, и покоряющий жизнеутверждающим оптимизмом и иронией.

4. Александра Маринина

«Стилист»

Маринина владеет материалом и умеет строить интригу, хотя ей и не хватает чисто литературного мастерства. «Стилист» — ее единственный роман, поднимающийся до уровня психологической драмы, не обязательной для детектива, но придающей ему «четвертое измерение».

5. Элизабет Джордж

«Прах к праху»

Джордж — непревзойденный мастер психологического детектива британской традиции. К сожалению, ее лучший роман A Place of Hiding, насколько я знаю, не переведен на русский язык. Он, как и «Стилист» Марининой, на пределе законов жанра плетет единую интригу, объединяющую постоянных персонажей цикла с протагонистами текущего преступления и его расследования. «Прах к праху» — тоже хорошая книга, но не столь оригинальная.

6. Патриция Корнуэлл

«Все, что остается»

Наиболее яркая представительница патологоанатомического направления в современной детективной литературе, породившая вереницу подражательниц. Ее литературное alter ego Кей Скарпетта иным кажется американским прототипом Насти Каменской.

7. Полина Дашкова

«Легкие шаги безумия»

У Дашковой наблюдается, как правило, редкая гармония стилистики изложения и построения детективной интриги, к сожалению, в последнее время нарушенная чрезмерной претензией.

8. Джон Гришэм

«Дело о пеликанах»

В гришэмовском конвейере по производству бестселлеров «Дело о пеликанах» привлекло меня не только тем, что с него началось мое знакомство с творчеством автора, но и неполиткорректным романом профессора и студентки.

9. Мэри Хиггинс Кларк

«Любит музыку, любит танцевать»

Еще один конвейер, основные характеристики которого наиболее ярко и очевидно выступают именно в этом романе, где чередуются тексты «от автора» и тексты «от неизвестного преступника».

10. Роберт Ладлэм

«Идентификация Борна»

Романы Ладлэма скорее относятся к жанру экшн или триллера, хотя в них есть элементы детектива, особенно в этом блестящем начале цикла романов о Борне.

11. Микки Спиллейн

«Целуй меня страстно»

Этот роман Спиллейна — культового автора «детективов действия» — стал знаменитым благодаря его апокалиптической экранизации Робертом Олдричем. Поскольку я сначала видел фильм, мне больше нравится перевод названия «Поцелуй меня насмерть».

12. Татьяна Устинова

«Персональный ангел»

Детективы-сказки для полных одиноких дам не лишены очарования и читаются легко. В этом архетипическом романе все излюбленные автором мотивы и приемы раскрываются наиболее полно. Отсутствие отечественной версии классического «дамского романа» с лихвой компенсируется «женским детективом».

13. Фредерик Форсайт

«День Шакала»

Классический пример политического триллера на документальной основе, ставшего одним из стереотипов эпохи терроризма.

14. Дик Фрэнсис

«Нерв (Смерть на ипподроме)»

Узкий специалист по конной проблематике и преступлениям на ипподромах, Дик Фрэнсис может считаться чемпионом британского «хорошего вкуса».

15. Джеймс Хедли Чейз

«Нет орхидей для мисс Блендиш»

Самый популярный автор эпохи перестройки, когда были сняты цензурные ограничения. Почти все его произведения к тому времени относились к безопасной зоне «до 1973 года». Безумная популярность романов Чейза об Америке, на мой взгляд, определялась их абсолютной недостоверностью, поскольку автор был европейцем.

16. Борис Акунин

«Азазель»

Спасибо за Фандорина. Акунин — изящнейший стилист и знаток всего на свете. При этом собственно детективные интриги, его, похоже, совсем не интересуют. Поэтому в экранизации «Турецкого гамбита» преступником оказывается совсем не тот человек, что в романе. Можно ли такое себе представить у Агаты Кристи?