Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Линор Горалик

Линор Горалик: 
…Например, интеллигенция

Доценты у нас скромные, зомби разноцветные, а мыши многообещающие

Фрагмент репродукции картины Ховарда Кановица "Открытие"
Фрагмент репродукции картины Ховарда Кановица "Открытие"
+T -
Поделиться:

...Например, молодой нейробиолог К., восходящая звезда немецкой науки, оформляет грант на сумму в 300 тысяч долларов, чтобы закупить новые приборы для экспериментов с мышами. MRI, MRT, CT, EEG и т.д. и т.п. Отдельной строкой в заявке идет закупка книг в букинистических магазинах: К. планирует сравнивать поведение мышей, живущих в библиотеках, с поведением мышей, живущих в индустриальных помещениях. Предварительные испытания не показали никаких различий, но К. не хочет в это верить и возлагает на новую лабораторию большие надежды.

...Например, литературный критик Т. после долгого отъезда возвращается домой и видит, что любимая кошка Фуся от недостатка внимания нассала ему в тапки. «Буквально: нассала в тапки, — удрученно говорит Т. — Я запах могу пережить, я ходьбу босиком могу пережить, я постмодернизм этот демонстративный не могу пережить!»

...Например, в высшей степени интеллигентный молодой доцент, специалист по ностратической лингвистике постструктуралистского периода, постоянно жалуется близким на приступы недовольства собой. Он-де и глуп, и бездарен, и ленив, и недостоин высокого звания доцента, и то и се. Нытье свое доцент обычно заканчивает призывом: «Ну скажите же мне что-нибудь хорошее!» Близкие говорят ему, что кошка котят родила, что на улице солнышко выглянуло, что все рано или поздно умирают, и он тоже умрет, ему тогда сразу станет полегче. Но доценту явно надо не этого, доценту надо, чтобы его похвалили, сказали, что он не тупой, не бездарный, недаром ест свой доцентский хлеб. Близкие это отлично понимают, но получают извращенное удовольствие от происходящего; доцент же слишком интеллигентен, чтобы попросить похвалы прямым текстом. Наконец за вечерним чаем на очередную доцентову унылую шарманку кто-то из близких говорит: «Ребята, наш друг, наверное, хочет, чтобы его похвалили!» Доцент заливается краской от неловкости, но начинает энергично кивать головой: да, да! «А каким нам его словом похвалить, чтобы ему стало хорошо?» — ласково интересуются друг у друга близкие. Пунцовый доцент сидит, уткнувшись в чашку. «Может быть, он нам сам скажет это слово?» — интересуются гадские близкие. Интеллигентный доцент яростно машет головой: нет, нет, он не может, он интеллигентный. «А давайте он нам пантомимой покажет!» — у близких притворное прозрение, они сговорились еще утром, их час настал. Интеллигентный доцент замирает и смотрит на всех доверчивыми глазами. Все полны сочувствия, все ласково кивают ему: не робей, Эдуард! Пунцовый Эдуард медленно кивает. Давай, Эдуард, ставь чашку и покажи нам первое слово! Пунцовый Эдуард задумывается, потом начинает водить пальцем вокруг своей головы. «Изобретатель шапочки из фольги? — гадают близкие, страстно желая помочь Эдуарду. — Шизофреник-космонавт? Телепат, телепат!» Эдуард издает тихий вой, но ему очень, очень нужен комплимент, поэтому он переходит к следующей фигуре: начинает потирать руки, перекладывать что-то невидимое, трудолюбиво листать страницы чистого вечернего воздуха. «Ипохондрик! — радостно соображают близкие. — Читает медицинскую энциклопедию!» Бедный Эдуард всплескивает руками, мечется, меняет тактику: старательно топает от двери к столу и обратно, вроде как роет в полу ямки, демонстрирует свои полевые изыскания и работу с археологическими кореллятами. «Какает в ямки! — радуются ближние. — Аккуратный! Нет, нет, экологичный!..» Доцент Эдуард чуть не плачет, но ему очень, очень нужна похвала, а интеллигентность запирает ему рот на замок, не дает попросить у ближних доброе слово человеческими методами. Летний вечер длинный, благостный воздух трепещет вокруг старой подмосковной дачи, душно пахнут в чайнике смородиновые листья, и мучениям бедного доцента конца не видно. 

...Например, две юных одухотворенных студентки художественной школы выбирают в секонд-хенде какие-то тряпки для создания сугубо индивидуального, но при этом глубоко интеллигентного облика. Главное их ругательство, произносимое сквозь презрительно напряженные губки, — «цвета зомби». «Платье цвета зомби», «пояс цвета зомби». 

...Например, профессор математики Н. выслушивает (раз примерно в трехтысячный) возмущенные нотации жены, страдающей от его привычки превращать любую беседу в научный диспут. Если сказать Н. «помой посуду», он рассказывает тебе о температуре воды, об адгезивных свойствах картофельного пюре, о составе мыла для посуды; одновременно его интересует, почему попросила его помыть посуду именно в этот момент, что послужило триггером, правильно ли он выстроил воображаемую ассоциативную цепочку, нет ли тут бессознательной издевки. В ответ на удрученные стоны жены Н. ласково говорит: «У меня в жизни, милая, две трагедии: я одновременно очень умный и очень любопытный. Я иногда думаю: как я на тебе женился-то, такой умный? Наверное, из любопытства».

Комментировать Всего 26 комментариев

 «У меня в жизни, милая, две трагедии: я одновременно очень умный и очень любопытный. Я иногда думаю: как я на тебе женился-то, такой умный? Наверное, из любопытства».

100% попадание.

Очень сильно. Чехов бы обзавидовался.

Точно, обзавидовался бы. А Бунин смородиновым листьям. А то все жасмин да ели – надоели.

И вообще, хорошая бизнес идея для профильных производителей: Напиток страсти чай «Линор» смородиновый.

Доцента было очень жалко еще и потому, что его окружают такие "добрые" близкие :(

Вряд ли ... Судя по описанию он человек стеснительный. Кроме того - уже написано :)

Если я увижу на прилавке Вашу книгу, куплю на предпоследние...

Кстати, цвет зомби- вполне себе конкретный цвет. Он  не столько зеленый сколько матовый.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Катерина Инноченте

Выше всяких похвал. Но не догадался какую похвалу ждал доцент. Святой мученик науки?

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Владислав Вязовский

..Например, интеллигенция

Я не согласна с названием статьи. Даете характеристику интеллигенции? И заодно демонстрируете свое отношение к ним?

Доцент-это еще не значит интеллигент.

Моя бабушка не была ни литературным критиком, ни доцентом. Она закончила женскую гимназию Петербурга. До конца жизни говорила на французском и чистом русском языке и никогда не использовала слова "нассала" и т.п. И слюни не распускала, когда расстреливали всю ее семью за принадлежность к классу интеллигенции.

Эту реплику поддерживают: Евгений Скуратовский

Татьяна, не понимаю: бедная Линор недостаточна интеллигентна для принадлежности к этой категории? :) Она же над собой и смеется. Это ж самый здоровый смех -- над собой! Всем бы так, да почаще. 

Сравнение с Вашей бабушкой вообще ни к селу, ни к городу, уж простите за прямоту. Мы непохожи на наших бабушек. Скажем, не всем похожи. 21-ый век все-таки. И никто не станет менее интеллигентнее от употребления слова "нассала". Все иное -- чистое ханжество. А его, простите, "ну не люблю". 

Эту реплику поддерживают: Анна Вашутина

Дело не в словах, а  в непонимании значения и сути.

А возможно, в моем не шутливом на тот момент настроении.

Так что сегодня посмеемся вместе над тем, что осталось от интеллигенции.

Татьяна, если серьезно и без всякой иронии, то интеллигенции больше нет, как социальной категории -- на мой взгляд. Как вот было русское дворянство, а потом перестало существовать. Так и русская интеллигенция. Она существовала при определенных предпосылках исключительно в России, причем в определенный период. И предполагала не только образованность, но и определенный склад мышления и поведения. Затем понятие изменилось (в советские времена), но продолжало называться интеллигенцией -- по привычке. На сегодняшний же день лично я предпочитаю использовать термин "интеллектуальная элита". Так как в сравнение с, например, определением интеллигенции советского времени, он более правилен -- к современной "интеллигенции" могут относиться и люди бизнеса, в том числе.   

Катерина, я написала сегодня пост "Россия-самая интеллигентная страна в мире?". Мысли перекликаются с Вашими. Посмотрите, если будет желание и возможно, нам есть о чем поговорить :)

Да, Вы знаете, я его увидела в Прямо сейчас, прочитала, и он так и висит у меня открытым :) Собиралась прокомментировать, что именно вот мысли перекликаются, но отвлеклась по работе -- дедлайн поджимает :) Вечерком прокомментирую, если ураган нас тут не сметет к чертовой бабушке :) 

Спасибо, пока живы :) Ведем вон прямой репортаж тут.

Катерина, а что значит быть достаточно интеллигентной? И бывает ли недостаточная интеллигентность? А что касается Линор, то мне думается, Вы путаете интеллигентность с образованщиной.

Хм. Видимо моя ирония не прочиталась. Видимо я недостаточно иронична :) 

Я ничего обычно не путаю, Евгений, так как для определения понятий существуют толковые словари. Которые со временем меняются. Как и сами понятия. 

Блеск! Хочу на бис про интеллигентов! 

Эту реплику поддерживают: Владислав Вязовский