В историческом районе Москвы, в Хамовниках, на площади более 11 гектаров появится новый микрорайон, состоящий из четырех жилых кварталов. Очень зеленый (парки займут более половины площади), с большим прудом, с уютными внутренними двориками, подземными стоянками и, главное, со спрятанной под землю проезжей частью — в общем, совершенно новая для Москвы жилая застройка. «Это не просто жилой комплекс, который должен удовлетворять потребности людей, которые там живут, — рассказывает Сергей Скуратов о проекте, разработанном в его архитектурной мастерской «Сергей Скуратов Arhitects», — это еще и место, куда люди будут приезжать отдыхать, гулять, проводить время. Это совмещение жилой функции и функции общественной — иначе нельзя, поскольку это центр города». 

 

Историческая особенность Хамовников — это странное соседство ткацких фабрик и фамильных усадеб (Трубецких, Дашковых, Голицыных). «Я живу среди фабрик... Сидя у себя, слышу непрестанный грохот», — писал Лев Толстой, поселившийся в Хамовниках в бывшей усадьбе Арнаутовых.

Перед Скуратовым стояла сложная задача — как-то вписать в сверхсовременный жилой квартал Genius loci района: кирпичное здание заводоуправления, построенное в 1916 году знаменитым архитектором Р.И. Клейном, но неважно сохранившееся. Над этим памятником архитектуры раскинется арка, соединяющая два стоящие по бокам здания.

 

Скуратов выступает против принятого последнее время способа «восстановления» памятников архитектуры, когда  здание целиком сносят и строят его копию. «Меня просто пинками загоняют в эту парадигму, — возмущается архитектор, — когда на самом деле надо просто восстановить старые фасады, делать старую кладку. Я всегда говорю: ребята, ну наденьте камзолы, выкиньте свои "майбахи", возьмите кареты, лошадей, под зад себе подсуньте мешки и разъезжайте так по городу. Вы же так не хотите? А почему заставляете заниматься историческими пространственными имитациями?»

В последнее время фрагментарная застройка города приучила архитекторов мыслить единицами, ограничивая свою планировочную фантазию стенами строящегося дома или, в лучшем случае, небольшой площадкой вокруг. Участок застройки в 11 га в самом центре Москвы — уникальная для Сергея Скуратова возможность решения современных архитектурных задач.

 

 

Георгий Ильин